Дорожкина Юлия Владимировна, 

методист ГБУ ИМЦ  Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка комплекта заданий по читательской грамотности

В данной работе представлено 5 заданий по читательской грамотности, в которых последовательно развивается тема «Поиск работы на лето». Задания предназначены для обучающихся в 9 классе и могут быть использованы для освоения нового материала, а также для оценки уровня развития основных компетенций читательской грамотности (находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать, а также осмысливать и оценивать ее).  Объектами оценки в заданиях становятся умение находить и извлекать информацию как из одного, так и из нескольких текстов, извлекать более одной единицы информации из нескольких текстов, обнаруживать скрытые связи между единицами информации, интегрировать и интерпретировать факты и суждения, формулировать и оценивать выводы, обосновывать собственную позицию.
Сюжет о поиске подростками работы на летнее время обусловлен высокой актуальностью этой темы в молодежной среде. Поскольку функциональная грамотность предполагает не только освоение приемов работы с информацией, но и формирование определенных моделей поведения, в заданиях представлены элементы алгоритма работы с официальным источниками информации Службы занятости Санкт-Петербурга. Это позволяет не только информировать школьников о возможностях, которые предоставляет государство, но и формировать определенные модели поведения. Предполагается, что реплика отца Андрея о необходимости поиска надежного работодателя, текст, расположенный на сайте Службы занятости, в котором рассказывается о возможностях, предоставляемых службой, станут некоторым стимулом для повышения интереса учащихся к решению данной задачи. Такой  предположение составитель  делает, основываясь на личном опыте взаимодействия с подростками. 
Задания расположены в порядке нарастания сложности. Если выполняя задание 1, ученик только извлекает информацию из одного или нескольких частей текста, то  задание 5 потребует умения обосновывать свою точку зрения, опираясь на полученную информацию и личный опыт. 
В заданиях представлены тексты разных типов. В задании 1 представлен сплошной текст, изображение одной из страниц сайта Службы занятости только  поддерживает информацию в тексте, формирует визуальный образ, на который школьники могут опереться, обращаясь к сайту. В задании 2 учащиеся работают с составным текстом – слайдом презентации. В задании 3 школьники работают только с описанием ситуации, самостоятельно создают небольшой текст (2-3 предложения).
Для успешного выполнения заданий учащимся, кроме перечисленных выше умений работать с информацией, необходимы сформированные познавательные учебные действия: анализ и синтез, умение строить логические цепочки рассуждений, выводить следствия, выдвигать гипотезы, и  обосновывать их и т.д. Необходимы и соответствующие регулятивные УУД. 
Особенностью заданий является наличие конфликта «точек зрения». Так, например, в задании 2 представлена точка зрения Сергея, который неправильно интерпретировал информацию, представленную на слайде, в задании 3 – точка зрения Андрея. Учащийся, выполняющий работу, долен занять соответствующую позицию. Задания могут быть усложнены за счет введения «ложных подсказок» во все задания.
Представленные задания учащиеся смогут выполнить без помощи учителя, например, работая в группах или парах, индивидуально. Обсуждение  поможет школьников выработать собственную позицию относительно полученной информации.  Предполагается, что выполнение заданий поможет школьникам скорректировать свои представления о собственном опыте и знаниях, преодолеть иллюзию того, что они все знают и понимают, и адекватно оценить свой уровень готовности к трудовой деятельности. Безусловно, задания итоговой работы не позволят  решить сформулированную выше задачу, для этого потребуется серия заданий и представленные материалы – только элементы. Однако понимание важности формирования адекватных представлений о себе мотивирует на продолжение педагогом этой деятельности. 
 
9 класс
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
КАК ЗАРАБОТАТЬ НА ВЕЛОСИПЕД?
 
Девятиклассники Сергей и Андрей решили после экзаменов поработать, чтобы купить горный велосипед.  Стоит он недешево, поэтому друзья решили купить его вскладчину, поэтому и  работать они решили вместе. «Отличная мысль, - поддержал отец Андрея. – Однако решение вы все равно должны принять сами. Найдите надежного работодателя и дерзайте!»
Чтобы последовать совету отца Андрея, ребята обратились   в городскую службу занятости https://www.r21.spb.ru/main.htm
 
 
Вот что они прочитали.
Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» предоставляет государственную услугу по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
Eжегодно более 10 тысяч подростков обращаются в Службу занятости за содействием в трудоустройстве. Несовершеннолетним предоставляется возможность получить материальную поддержку, приобрести первые профессиональные навыки, расширить круг общения и адаптироваться к трудовой деятельности.
Временные рабочие места предлагаются на государственных предприятиях, в общественных организациях и коммерческих компаниях разного профиля деятельности. Подростки получают трудовой стаж, что благоприятно отразится при их дальнейшем приеме на работу.
Чтобы принять участие в программе временного трудоустройства, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет необходимо подать заявление на получение государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы (без выплаты пособия по безработице) на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России».
Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
1. Центр занятости населения Санкт-Петербурга предлагает несовершеннолетним гражданам от 14 до 18 лет помощь в устройстве на
А) постоянную работу;
Б) временную работу;
В) надомную/удаленную работу;
Г) работу по свободному графику.
Отметьте только один ответ.
 
Ответ: Б
 

№ задачи

1

Компетентностная область оценки

нахождение и извлечение информации из текста

Тематическая область

Поиск работы на лето

Ситуация функционирования текста.

чтение для практических целей

Контекст

практический

Формат текста

несплошной

Тип текста

Рисунки, текст

Читательское умение (объект оценки)

Определять место, где содержится искомая информация

Формат вопроса

Закрытый

Трудность (Когнитивный уровень)

Низкий

1 балл

Выбран ответ Б.

0 баллов

1) Выбран любой другой ответ, или  одновременно с верным выбран и неверный ответ.

2) Ответ отсутствует.

 
1. Какие возможности получают несовершеннолетние граждане, обратившиеся за содействием в трудоустройстве в Службу занятости. Отметьте все верные варианты ответа.
А) расширится круг общения несовершеннолетнего;
Б) несовершеннолетний получит материальную поддержку в виде пособия по безработице;
В) у несовершеннолетних появится трудовой стаж;
Г) несовершеннолетние получат документ государственного образца о получении специальности.
 
Ответ: А и В
 

№ задачи

2

Компетентностная область оценки

Интеграция и интерпретация информации

Тематическая область

Поиск работы на лето

Ситуация функционирования текста.

чтение для практических целей

Контекст

практический

Формат текста

несплошной

Тип текста

Рисунки, текст

Читательское умение (объект оценки)

Понимать фактологическую информацию, расположенную в разных частях текста, устанавливать связи между утверждениями

Формат вопроса

Закрытый

Трудность (Когнитивный уровень)

Средний

2 балла

Выбран ответ А и В.

1 балл

Выбран только один верный ответ (А или В). Второй ответ выбран неверно.

0 баллов

Выбраны неверные ответы (Б и Г), выбран один неверный ответ (Б или Г). Ответ отсутствует

 
Задание 2. Затем ребята познакомились с алгоритмом  подачи заявления на портале «Работа в России». Здесь они обнаружили  инструкцию по регистрации, в которой говорилось, что до подачи заявления на содействие в поиске работы необходимо в личном кабинете составить резюме.
Вот как выглядел слайд инструкции:
 
 
Рассмотрите слайд и ответьте на вопрос: какие данные необходимо занести в блок «Основная информация»?
А) фамилия, имя и отчество;
Б) пол;
В) желаемая должность;
Г) сфера деятельности;
Д) зарплата.
Укажите все правильные ответы.
 
Ответ: АБВГД
 

№ задачи

3

Компетентностная область оценки

Интеграция и интерпретация информации

Тематическая область

Поиск работы на лето

Ситуация функционирования текста.

чтение для практических целей

Контекст

практический

Формат текста

несплошной

Тип текста

Слайд презентации

Читательское умение (объект оценки)

Соотносить визуальную информацию с вербальным текстом

Формат вопроса

Закрытый

Трудность (Когнитивный уровень)

Средний

1 балл

Выбраны ответ А,Б,В,Г,Д.

0 баллов

Выбраны не все верные ответы. Ответ отсутствует

Рассмотрев слайд, Сергей сказал Андрею, что не хочет  регистрироваться на платформе и создавать резюме, т.к. здесь предлагают работать или упаковщиками, или подсобными рабочими, или рабочими зеленого хозяйства, или помощниками делопроизводителя за зарплату 10 750 руб. Прав ли Сергей? Свой ответ поясните.

№ задачи

4

Компетентностная область оценки

Осмысление и оценка информации

Тематическая область

Поиск работы на лето

Ситуация функционирования текста.

чтение для практических целей

Контекст

практический

Формат текста

несплошной

Тип текста

Слайд презентации, текст реплики Сергея

Читательское умение (объект оценки)

Оценивать содержание текста относительно целей автора, формулировать собственную точку зрения.

Формат вопроса

Открытый

Трудность (Когнитивный уровень)

Средний

2 балла

Учащийся объяснил, что Сергей неправильно понял информацию, представленную на слайде, т.к. обратил внимание только на правую часть изображения, где представлены примеры. Однако в левой стороне слайда представлены изображения ячеек с выпадающими списками, следовательно, при регистрации можно будет выбрать из списка должностей и другие варианты.

Учащийся объяснил, что Сергей неправ, т.к. он не обратил внимания на то, что в левой части слайда показаны ячейки с выпадающими списками и указаны другие должности, кроме тех, что назвал Сергей.

Или другой ответ, указывающий на то, почему Сергей сделал неправильные выводы.

1 балл

Указано только на то, что Сергей сделал неправильные выводы, но причина ошибки не объяснена, или указана причина, не имеющая отношения к слайду (например, Сергей глупый и т.п.)

0 баллов

В ответе сказано, что Сергей прав и приведены соответствующие доводы. Или в ответе сказано, что Сергей прав. Или ответ на вопрос не приведен.

Задание 3. Андрей подробно объяснил Сергею, как регистрироваться на платформе «Работа в России», а затем привел два довода в пользу того, что обращение в Службу занятости Санкт-Петербурга позволит им найти работу на лето и купить велосипед. При этом он напомнил слова своего отца о том, что самое важное – найти надежного работодателя. Напишите, какие 2 довода  мог привести Андрей? Свои ответы обоснуйте. Отвечая на вопрос, обратитесь к тексту к заданию 1 и слайду презентации к заданию 2.

№ задачи

5

Компетентностная область оценки

Осмысление и оценка информации

Тематическая область

Поиск работы на лето

Ситуация функционирования текста.

чтение для практических целей

Контекст

практический

Формат текста

Несплошной, составной

Тип текста

Слайд презентации, текст реплики Сергея

Читательское умение (объект оценки)

Оценивать информацию нескольких текстов, обнаруживать связь между ними, выделять главное и второстепенное, обосновывать свои выводы.

Формат вопроса

Открытый

Трудность (Когнитивный уровень)

Высокая

2 балла

Андрей мог привести следующие доводы:

-Услуга, которую предлагает Служба занятости, государственная, Служба занятости также государственная структура, следовательно, государство гарантирует оказание услуги.

- В Службе занятости работает с государственными и коммерческими предприятиями всего Санкт-Петербурга, а не с группой работодателей, следовательно, шансов найти хорошую работу больше.

- Поскольку Служба занятости оказывает государственные услуги, то найти среди ее клиентов надежных работодателей легче.

- Поиск на портале «Работа в России» удобен, позволяет сократить время на поиск информации о вакансиях в Санкт-Петербурге.

- Составленное на портале «Работа в России» резюме  можно использовать для поиска работы и во время каникулю

Иные доводы, соответствующие предложенной для анализа информации (тексты заданий, визуальная информация)

1 балл

Указан и обоснован только один довод. Указано два довода, но они не объяснены.

0 баллов

Все иные ответы. Отсутствие ответа.

 

Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Методическая разработка комплекта заданий по читательской грамотности