- Подробности
- Просмотров: 123
Голофастова И.А.,
старший воспитатель
Кертиева М.А.,
воспитатель
ГБДОУ детский сад № 28 Петродворцового района Санкт‑Петербурга
Матрица компетенций как эффективный инструмент взаимодействия наставника и наставляемого
Проблема, решаемая в рамках практики
В настоящее время наставничество заслуживает самого пристального внимания, в наставничестве отражена жизненная необходимость педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Матрица Компетенций позволяет провести объективную оценку профессиональных компетенций начинающих педагогов, выявить профессиональные дефициты и сильные стороны профессиональной деятельности, что обеспечивает основу для создания персонифицированной программы обучения наставляемого.
Участники практики
Форма наставничества «педагог – педагог» реализуется в ГБДОУ детский сад № 28 Петродворцового района СПб (далее по тексту ОУ) с 2021 года (2 года). В основе наставнических отношений лежат принципы диалога и конструктивного партнерства, взаимообогащения. В роли наставника выступают опытные педагоги, в роли наставляемых – начинающие педагоги.
Цель, идея практики, отличительная особенность
Цель применения матрицы компетенций в наставничестве - оптимизация сбора информации наставника о наставляемом, планирование работы с наставляемым, получение взаимообратной связи.
Матрица компетенций позволяет визуализировать уровень профессиональных компетенций начинающих педагогов.
Матрица представляет собой таблицу в формате Excel, которая включает в себя 5 листов:
- теоретические знания и планирование образовательной деятельности;
- организация детских видов деятельности;
- проведение занятий;
- организация режимных моментов;
- взаимодействие с родителями.
Индикаторы фиксации: символ «синяя лампочка» самооценка профессиональных
компетенций наставляемого, «черная лампочка» - оценка наставника профессиональных компетенций наставляемого.
Уровни сформированности компетенций (лампочки «заливаются» цветом-фоном): зеленый – знаю, владею уверенно:
желтый – испытываю затруднения, нужна помощь, поддержка. красный – не знаю, хочу научится.
Применяемые в ходе практики средства, формы и методы
Этапы работы с матрицей:
1 этап – заполнение таблицы (отмечается уровень профессиональных компетенций):
- заполнение наставляемым;
- заполнение наставником;
- совместное обсуждение заполненной таблицы (рефлексия своей профессиональной деятельности начинающим педагогом - соотнесение результатов заполнения таблицы наставником и наставляемым).
Для выявления наставником уровня профессиональной деятельности своего подопечного применяются: тестирование или анкетирование, интервью, наблюдение.
2 этап – составление персонифицированной программы работы наставника с наставляемым (подбор форм, методов для устранения профессиональных дефицитов). В ОУ для реализации системы наставничества применяются следующие формы работы: мастер- класс, кейс-метод, проектный метод, подбор методической литературы, вебинаров, семинаров, которые как наставник, так и наставляемый прописывают в матрице.
3 этап (май месяц) – рефлексия (отмечается уровень профессиональных компетенций) по аналогии первого этапа.
Условия, необходимые для реализации практики
Наличие компьютера, интернета.
Умение педагогов работать с таблицами в формате Excel.
Результаты практики
Результатом применения матрицы компетенций являются персонифицированные программы работы наставника с наставляемым.
Рефлексия наставляемого (уровень сформированности компетенций) и наставника (качество работы с наставляемым).