- Подробности
- Просмотров: 664
Финаева Татьяна ВалерьевнаПрактикум на тему
методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга
«ИКТ-компетентность современного педагога ДОУ»
Аннотация:
Образовательные учреждения сегодня достаточно интенсивно оснащаются компьютерной техникой. Компьютер становится неотъемлемым инструментом профессиональной деятельности педагога. Но, к сожалению, не все педагоги используют компьютерные средства целенаправленно и эффективно.
Цель занятия – выявление уровня владения средствами ИКТ и помощь педагогам в повышении информационной культуры и рациональном использовании компьютерных средств, в своей непосредственной деятельности.
Адресат:
• Педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Цель:
• выявление уровня ИКТ-компетенции педагогов, повышение уровня информационной культуры через ознакомление с областями применения информационных технологий в образовательном процессе ДОУ с целью повышения его качества.
Задачи:
• выяснить, какими ИКТ-технологиями владеют педагоги и какие интернет ресурсы используют в профессиональной деятельности;
• выявить условия, при которых используются ИКТ-технологии педагогами ДОУ;
• ознакомить с областями применения информационных технологий во всех сферах образовательной деятельности.
Ожидаемый результат:
• стремление повышать личную информационную культуру и ИКТ-компетентность;
• применение электронных дидактических и педагогических средств в своей деятельности;
• создание наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям;
• поиск и применение подходящего программного обеспечения в своей деятельности.
Оборудование и материалы:
• компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, звуковые колонки;
• презентация «ИКТ-компетентность современного педагога ДОУ»;
• компьютеры или ноутбуки на столах у каждого участника практикума с выходом в Интернет;
• раздаточный материал для практической работы в средах Word и Excel.
Ход занятия:
В данный период времени наша система образования подвергается непрерывной информатизации. И, конечно, информатизация образования требует новых, компетентных кадров.
ИКТ-компетентностность современного педагога :
• общепользовательская ИКТ-компетентность – это владение такими инструментами как:
• Текстовый редактор;
• Электронные таблицы;
• Редактор презентаций;
• Базы данных;
• Электронная почта;
• Поиск в Интернет.
• общепедагогическая ИКТ-компетентность – это владение технологиями для планирования, организации и мониторинга образовательного процесса.
• предметно-педагогическая ИКТ-компетентность – это знания о наличии, назначении информационных ресурсов, владение сервисами и программным обеспечением для решения конкретных дидактических задач в своей предметной области.
Для того чтобы иметь представление о том, в какой мере педагогами ДОУ используются информационные ресурсы предложено пройти небольшой тест.
Области применения ИКТ педагогами ДОУ:
• Ведение документации
• составление и оформление календарных и перспективных планов;
• создание, хранение и демонстрация любых документов.
• Методическая работа:
• подготовка педагога к аттестации;
• поиск и использование информационно-методических электронных ресурсов;
• размещение своих материалов, делясь, таким образом собственным опытом.
• Воспитательно образовательный процесс - это основной процесс в работе педагога ДОУ включающий в себя:
• организацию НОД воспитанника
• организацию совместной воспитательно-образовательной деятельности педагога и детей
• реализацию проектов
• создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов)
Виды занятий с использованием ИКТ:
• Занятия с мультимедийной поддержкой. На занятиях применяются:
• мультимедийные доски и столы
• один компьютер и проектор с колонками для демонстрации подготовленного материала по теме занятия
• телевизор
• Занятия с компьютерной поддержкой. На занятии используется мобильный или стационарный компьютерный класс, оборудованный в соответствии с нормами САНПиН, обязательно лицензионное программное обеспечение. В основном это развивающие, реже обучающие игры. Занятия должны проводиться 1-2 раза в неделю по 10-15 минут непосредственной деятельности за компьютером, в зависимости от возраста обучающихся.
• Диагностические занятия. Проведение такого занятия требует специального программного обеспечения. К сожалению, в настоящее время, не так много программ для диагностики. Но с помощью прикладных средств педагог сам может разрабатывать тестовые задания и использовать их в своей работе. Для этих целей может быть использована программа PowerPoint, разработанная корпорацией Microsoft, а так же ресурс LearningApps.org который является своеобразным конструктором интерактивных заданий. Сервис очень прост для самостоятельного освоения, имеет множество готовых упражнений и шаблонов для создания новых заданий.
Ознакомиться с ресурсом LearningAppss.org, посмотреть какие типы упражнений можно создать. Выполнить упражнения, созданные в LearningAppss.org.
Работа с родителями:
• поиск материалов для родительского уголка;
• проведение родительских собраний с использованием ИКТ-технологий;
• создание блогов, групп для общения и оперативной передачи информации.
Преимущества и возможные трудности при использовании ИКТ-технологий.
• Преимущество информационных технологий:
• Обеспечивает наглядность и лучшее запоминание
• Способствует повышению интереса к обучению и исследованию
• Позволяет смоделировать ситуации, которые сложно показать в обычных условиях
• Предоставляет дополнительные возможности для работы с детьми с ОВЗ
• Возможные трудности использования ИКТ в ДОУ:
• Недостаточная материальная база ДОУ
• Защита здоровья ребенка
• Низкая ИКТ- компетентность педагогов
Использование информационных технологий позволяет оптимизировать процесс обучения и развития детей, сделать его более простым, интересным и эффективным.
Рефлексия:
Предложить слушателям обсудить практикум. Выявить, какие ИКТ-средства они уже используют в своей работе и, работе в каких программах и других информационных средствах они хотели бы обучиться или повысить свою компетентность.
Предложить слушателям пройти тестирование, с целью составить представление об информационной грамотности группы и для самоанализа самих слушателей.
Провести устный опрос для выявления затруднений, вызванных вопросами тестирования и попросить самостоятельно оценить уровень личной ИКТ-грамотности.
Скриншоты слайдов презентации:
Список источников:
1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
2. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.
6. ИМЦ Петродворцового района «Методический атлас» Публикации Методические разработки http://imc-peterhof.spb.ru/publikatsii/publikatsii
7. Портал «RUSЮрист.РУ» https://rusjurist.ru/kadry/professionalnye_standarty/profstandart-pedagoga-2019-utverzhdennyj-pravitelstvom-rf/
8. Международный образовательный портал «MAAM.RU» https://www.maam.ru/detskijsad/statja-na-temu-ikt-kompetentnost-pedagogov-dou.html