- Подробности
- Просмотров: 3267
Сергиенко Наталья Юрьевна
учитель информатики ГБОУ СОШ №430
Методическая разработка урока по информатике в 7 классе по теме «Двоичное кодирование»
Скачать
Методическая разработка урока по информатике в 7 классе по теме «Двоичное кодирование»
Тип урока: изучение новых знаний, применение знаний, получение и применение навыков.
Технологии урока: урок комбинированный: фронтальная работа, совместная с учителем, работа в парах, в группах, индивидуальная работа.
Планируемые образовательные результаты:
• предметные – формирование представления о двоичном коде и двоичном кодировании символов; знакомство с понятиями «равномерный» и «неравномерный код»;
• метапредметные – формирование умения кодировать и декодировать информацию с помощью равномерных и неравномерных кодов;
• личностные – формирование способности связать изучаемый материал с собственным жизненным опытом; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве.
Образовательная среда урока: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся, компьютерная презентация «Двоичное кодирование», локальная компьютерная сеть ОУ.
Цели урока:
сформировать представление о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную; понимание сущности двоичного кодирования, сформировать умение кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД на этапах урока
1 Организационный момент Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
2 Формулирование темы и целей через повторение
Составление плана урока.
1. Вспомним, какие виды сигналов мы рассматривали на прошлых уроках?
2. Классифицируйте изображения по видам сигналов. (Слайд 2)
3. Т.о., звук – это непрерывный сигнал – принимает бесконечное множество значений в заданном диапазоне; сигнал светофора – дискретный сигнал – принимает конечное число значений, которые можно посчитать. (Слайд 3)
4. В каком виде представлена информация, изображенная на картинках?
5. Как может называться процесс преобразования информации из непрерывной формы в дискретную? (Слайд 4)
Примеры: (Слайд 5, 6)
Итак, (Слайд 7) информация, представленная в дискретной форме, представлена с помощью каких либо знаков (чисел, световых сигналов, точек и т.д.) Как эти знаки называются? Где можно найти ответ на этот вопрос?
Как называется количество символов алфавита?
(Слайд 8)
– В какой форме информация представлена в памяти компьютера?
– С помощью каких символов?
– Сколько символов в алфавите?
Такой алфавит называется двоичный, а кодирование с помощью такого алфавита – двоичное кодирование.
Тема урока: «Двоичное кодирование»
Какие ещё символы, кроме 0 и 1, могут быть символами двоичного алфавита?
(Слайд 9)
А как информация преобразуется в двоичный код?
Какую цель поставим на этом уроке?
Какие способы достижения поставленной цели вы можете предложить?
- вспоминают, отвечают на вопросы;
Ответ: дискретизация
Ищут ответы на вопросы в учебнике параграф 1.5
Ответ: алфавит
Ответ: мощность алфавита
Ответ: в дискретной
Ответ: 0 и 1
Ответ: два
Разобраться, как преобразуется информация в двоичный код. Познавательные УУД:
закрепление материала, изученного на предыдущих уроках; умение работать с текстом учебника.
Личностные УУД:
развитие памяти и мышления
Регулятивные УУД:
- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему
- развитие логического мышления
4 Изучение новой темы:
1) в РТ № 38
(Слайд 10)
2) схема перевода символов в двоичный код (Слайд 11)
3). Разрядности двоичного кода и формула N=2i
(Слайд 12)
4). Задача: (Слайд 13)
5). Работа в парах в РТ № 40 (Слайд 14)
6). Универсальность двоичного кода. Равномерные и неравномерные коды.
(Слайд 15, 16)
7). РТ № 43
(Слайд 17) - помогает, направляет.
– организует совместную работу и работу в группах; затем фронтальную проверку.
Вводится понятие Разрядности двоичного кода и формула N=2i
- помогает, направляет.
– объясняет, приводит примеры
- помогает, направляет.
- письменно вместе с учителем выполняют задание из РТ № 38.
– совместная с учителем устная работа по созданию двухзначного кода;
– работая группами, продолжают схему и выписывают получившиеся трехзначные коды.
– совместная с учителем устная работа
– самостоятельная работа в парах с последующей взаимопроверкой
– самостоятельная работа с последующей проверкой.
– самостоятельная работа на оценку Познавательные УУД:
сформировать представление о двоичном кодировании символов.
Личностные УУД: развитие логического мышления
Коммуникативные УУД: развитие диалогической речи; умение работать в группе.
5 Итоги урока, рефлексия
Подводя итоги, заполните пропуски (Cлайд 19, 20)
1). Интерактивное задание
2). Выполняют самостоятельную работу в РТ № 39, 48, 50 (Cлайд 18)
Тетради сдают на проверку.
Заполняют пропуски, вписываю основные понятия урока. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока
Личностные: оценка процесса
и результатов деятельности
6 Домашнее задание Параграф 1.5; РТ №36, 37, 41, 46
(Cлайд 21) Записывают в дневник
Ресурсы для подготовки к уроку:
1. Бородин М.Н. Информатика. УМК для основной школы 5 – 6, 7 – 9 классы. Методическое пособие для учителя – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 7 класса– 2-е изд. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
4. Авторская презентация к уроку из электронного приложения к учебнику «Информатика» для 7 класса, изменённая учителем http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php