Сергиенко Наталья Юрьевна

учитель информатики ГБОУ СОШ №430

Методическая разработка урока по информатике в 7 классе по теме  «Двоичное кодирование»

Скачать

 
Методическая разработка урока по информатике в 7 классе по теме  «Двоичное кодирование»
Тип урока: изучение новых знаний, применение знаний, получение и применение навыков.
Технологии урока: урок комбинированный: фронтальная работа, совместная с учителем, работа в парах, в группах, индивидуальная работа.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – формирование представления о двоичном коде и двоичном кодировании символов; знакомство с понятиями «равномерный» и «неравномерный код»;
метапредметные – формирование умения кодировать и декодировать информацию с помощью равномерных и неравномерных кодов;
личностные – формирование способности связать изучаемый материал с собственным жизненным опытом; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве.
Образовательная среда урока: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся, компьютерная презентация «Двоичное кодирование», локальная компьютерная сеть ОУ.
 
Цели урока:
сформировать представление о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную; понимание сущности двоичного кодирования, сформировать умение кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования.
 
Ход урока:
 
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД на этапах урока
1 Организационный момент Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Личностные УУД:
-  формирование навыков самоорганизации
 
2 Формулирование  темы и целей  через повторение 
 
Составление плана урока.
1. Вспомним, какие виды сигналов мы рассматривали на прошлых уроках?
2. Классифицируйте изображения по видам сигналов.  (Слайд 2)
 
  
 
3. Т.о., звук – это непрерывный сигнал – принимает бесконечное множество значений в заданном диапазоне; сигнал светофора – дискретный  сигнал – принимает конечное число значений, которые можно посчитать. (Слайд 3)
 
 
4. В каком виде представлена информация, изображенная на картинках? 
5. Как может называться процесс преобразования информации из непрерывной формы в дискретную? (Слайд 4)
Примеры: (Слайд 5, 6)
 
 
 
 
Итак, (Слайд 7) информация, представленная в дискретной форме, представлена с помощью каких либо знаков (чисел, световых сигналов, точек и т.д.) Как эти знаки называются? Где можно найти ответ на этот вопрос?
 
 
Как называется количество символов алфавита?   
(Слайд 8)
 
 
– В какой форме информация представлена в памяти компьютера?
– С помощью каких символов?
– Сколько символов в алфавите?
 
Такой алфавит называется двоичный, а кодирование с помощью такого алфавита – двоичное кодирование.
 
Тема урока: «Двоичное кодирование»
Какие ещё символы, кроме 0 и 1, могут быть символами двоичного алфавита? 
(Слайд 9)
 
 
А как информация преобразуется в двоичный код? 
 
Какую цель поставим на этом уроке?
 
 
Какие способы достижения поставленной цели вы можете предложить?
 
- вспоминают, отвечают на вопросы;
 
Ответ: дискретизация
 
Ищут ответы на вопросы в учебнике параграф 1.5
 
Ответ: алфавит
 
Ответ: мощность алфавита
 
Ответ: в дискретной
 
Ответ: 0 и 1
 
Ответ: два
 
Разобраться, как преобразуется информация в двоичный код. Познавательные УУД: 
закрепление материала, изученного на предыдущих  уроках; умение  работать с текстом учебника.
Личностные УУД:
развитие памяти и мышления
Регулятивные УУД:
- умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему
- развитие логического мышления
4 Изучение новой темы:
1)  в РТ № 38 
(Слайд 10)
 
 
2) схема перевода символов в двоичный код (Слайд 11)
 
 
3).  Разрядности двоичного кода и формула   N=2i  
(Слайд 12)
 
 
 4). Задача: (Слайд 13)
 
 
5). Работа в парах в РТ № 40 (Слайд 14)
 
 
6). Универсальность двоичного кода. Равномерные и неравномерные коды. 
(Слайд 15, 16)
 
 
 
7). РТ № 43 
(Слайд 17) - помогает, направляет.
 
 
– организует совместную работу и работу в группах; затем  фронтальную проверку. 
 
Вводится понятие Разрядности двоичного кода и формула   N=2i
- помогает, направляет.
 
– объясняет, приводит примеры
 
- помогает, направляет.
- письменно вместе с учителем выполняют задание из РТ № 38.
– совместная  с учителем устная работа по созданию двухзначного кода;
– работая  группами, продолжают схему и выписывают получившиеся трехзначные коды. 
 
– совместная  с учителем устная работа
 
– самостоятельная работа в парах с последующей взаимопроверкой
 
 
– самостоятельная работа с последующей проверкой.
 
– самостоятельная работа на оценку Познавательные УУД: 
сформировать представление о двоичном кодировании символов.
 
 Личностные УУД:  развитие логического мышления
 
Коммуникативные УУД: развитие диалогической речи; умение работать в группе.
 
5 Итоги урока, рефлексия
 
Подводя итоги, заполните пропуски (Cлайд 19, 20)
 
 
1). Интерактивное задание 
2). Выполняют самостоятельную работу в РТ № 39, 48, 50 (Cлайд 18)
Тетради сдают на проверку.
 
 
Заполняют  пропуски, вписываю основные понятия урока. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока
Личностные: оценка процесса 
и результатов деятельности
6 Домашнее задание Параграф 1.5; РТ №36, 37, 41, 46 
(Cлайд 21) Записывают в дневник
 
 
 
Ресурсы для подготовки к уроку:
1. Бородин М.Н. Информатика. УМК для основной школы 5 – 6, 7 – 9 классы. Методическое пособие для учителя – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю.  Информатика: учебник для 7 класса– 2-е изд. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю.  Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 
4. Авторская презентация к уроку из электронного приложения к учебнику «Информатика» для 7 класса, изменённая учителем   http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php
 
 
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Двоичное кодирование