Герасимова Т.А.,

педагог дополнительного образования, методист

Бескоровайная Ю.В.,  

методист

ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт‑Петербурга

Сопровождение технологии детского наставничества в образовательном процессе объединения
«Дизайн как профессия» 

 
 
 
 
В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации российского образования на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности. На сегодняшний день существует ряд проблем. В творческое объединение
«Дизайн как профессия», в отличии от общего образования, ребенок может прийти в любое время года и на любой год обучения, пройдя входной контроль. Но ребенок приходит в уже состоявшийся коллектив, где дети занимаются уже не первый год, и уже имеют определённые навыки. Отсюда и возникают трудности, мотивация падает, прогресс замедляется, информации становится больше, она усложняется, хочется всё бросить, ребенок осознает реальную сложность, начинает пропускать занятия. Не дожидаясь такого разворота событий, к учащемуся, прикрепляется наставник. Наставник помогает наставляемому преодолеть причины, из-за которых возникли сложности, показывает на практике как это делать, учит справляться с проблемой самостоятельно, а не выполняет работу за него. Он также помогает осваивать принципы планирования, самоорганизации, поиска источников информации, учит опираться в работе на свои сильные стороны. С наставником он сохраняет темп обучения и успеваемость. В процессе изучения дополнительной общеобразовательной программы
«Дизайн как профессия» наставляемый ребенок получают уникальную возможность ускоренной адаптации, и в кратчайшие сроки получить промежуточный результат изучения графических программ - готовые контрольные работы, а также полноценное участие в конкурсах.
Участники практики
В группе всегда есть активный ребенок-лидер, демонстрирующий высокие образовательные результаты, принимающий активное участие в жизни коллектива, готовый прийти на помощь одногруппникам при затруднении в освоении какой-либо материала.
Учащийся-наставник, как правило, это ребенок, который обучается в объединении 3-5 лет и уже завоевал призовые места в городских и всероссийских конкурсах, чем мотивируют наставляемых на такой же результат. Опыт показывает, что обычно это обладающий определенными личностными качествами учащийся, с высоким уровнем творческих достижений. Он прилежен и трудолюбив, открыт к общению, у него развита эмпатия и способность переживать за своих сверстников. Активно участвует в жизни коллектива, вовлекает одногруппников в воспитательные и социально-значимые мероприятия. Имеет аналитическое мышление, готов решать творческие и образовательные задачи, поставленные педагогом.
В процессе изучения дополнительной общеобразовательной программы «Дизайн как профессия» наставляемый ребенок получают уникальную возможность ускоренной адаптации, и в кратчайшие сроки получить промежуточный результат изучения графических программ - готовые контрольные работы, а также полноценное участие в конкурсах. Во время такого взаимодействия ребенок, который испытывает трудности, чувствует направленное именно на него внимание, он общается с заинтересованным в нем человеком один на один, формирует навыки коммуникации, учится доверять и открываться миру.
Цель практики, идея практики
Цель наставничества в детском коллективе «Дизайн как профессия» — это формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся создать условия для максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемых, необходимого для успешной личной самореализации.
 
Идея практики наставничества заключается в раскрытие потенциала каждого наставляемого, преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка. Важно помочь наставляемому в формирование жизненных ориентиров, пройти адаптацию в новом учебном коллективе. Наставничество повышает мотивации к улучшению образовательных результатов наставляемого, создает условия для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, развивает гибкие навыки, лидерские качества, метакомпетенции, создает условия для осознанного выбора профессии обучающимся.
Процесс обучения по модели наставничества «ученик-ученик» в творческом объединении «Дизайн как профессия» предполагает вертикальное взаимодействие по принципу педагог-наставник-наставляемый-результат.
Средства, формы и методы, применяемых в ходе практики
Формы взаимодействия наставнической пары включают в себя: инструктажи, консультации, индивидуальные беседы, дистанционные встречи, мастер-классы, совместную практическую деятельность, мозговой штурм, обсуждение готового продукта, домашние задания, анкетирование. Форму работы выбирает наставник, обсудив заранее с куратором.
В конце года подвести итог своей работе, представив результат на итоговом мероприятии.
Условия, необходимых для реализации представленной практики
Прогностический: определяется пара наставник и наставляемый, как правило после явно увиденной проблемы у наставляемого. Определяются цели взаимодействия. На этом этапе педагог ведет диалог не только с ребенком, но и с родителями или законными представителями. Должно быть согласие на наставничество от родителей и от самого ребенка. Проводится анкетирование наставника и наставляемого, чтобы понимать, что каждый ожидает от взаимодействия в паре, т.е. какие есть потребности наставляемого и что может дать наставник наставляемому.
Организационный: прописываем индивидуальный маршрут работы наставляемого с наставником, так называемый план работы пары, где прописывается характеристика наставника и характеристика наставляемого, цель наставничества, задачи, которые надо решить при помощи наставничества, темы консультаций, индивидуальные задания, формы контроля, результативность встречи. Все это происходит в присутствии и с помощью педагога. Выстраивание отношений взаимопонимания и доверия. Определение круга обязанностей, полномочий, умений и навыков субъектов. Выявление сильных и слабых сторон каждого из участников наставничества.
Практический: встречи пары, где наставник может примерить на себя роль педагога, а наставляемому почувствовать поддержку на пути реализации себя. Рабочая встреча наставника с наставляемым происходит в присутствии педагога. Пример взаимодействия: подача заявки на участие в конкурсе (выполняется педагогом). Далее наставник и наставляемый совместно выбирают тему конкурса, в которой планируют участие. Выбор темы согласовывается всеми участниками модели «ученик-ученик». На втором этапе проводится анализ конкурсных работ, занявших призовые места в предыдущие года. Обсуждается эскиз выполняемой работы. Наставник может воспользоваться кейсом – опыт участия в аналогичном конкурсе годом ранее. После согласования эскиза, наставник и наставляемый совместно подбирают способ, методы и инструменты выполнения конкурсной работы. Выполнение работы разбивается на несколько блоков, которые впоследствии отслеживает и оценивает педагог и наставник.
Аналитический: предъявление результата работы наставника и наставляемого, то есть выступление на итоговых открытых занятиях, представление работ на конкурсы, демонстрация совместного результата проекта и т.д. На этом этапе проводится анкетирование наставника и наставляемого на предмет полученных результатов.
Результаты практики
В результате применения наставничества происходит повышение мотивации к улучшению образовательных результатов обучающегося происходит преодоление подросткового кризиса, самоидентификации подростка, формирование жизненных ориентиров; ребенок адаптируется
 
в новом учебном коллективе; формируются ценности и активная гражданская позиция наставляемого; развиваются гибкие навыки, лидерские качества; формируется способность решать нестандартные задачи и др.
У наставляемых в процессе взаимодействия с наставниками укрепляется «командный дух» и появляется уверенность в своих силах, формируются умения применять полученные знания и приобретенный опыт в дизайне, обучающиеся учатся объективно оценивать собственную деятельность, анализировать работу других, у них совершенствуются личные качества характера, укрепляется мотивация к участию в различных мероприятиях. Сотворчество с наставниками обеспечивает им состояние эмоционального подъёма, ситуации успешности, взаимодействие выступает своего рода мотивацией, порождающей у них потребность в постоянном самосовершенствовании и самореализации.
В процессе реализации программы у наставников активизируются лидерские и Помогая другим, наставники обретают уверенность в своих способностях, оттачивают компетенции, формируют новые социальные связи.
В течение 2021-2023 года участники наставничества добились высоких результатов во многих конкурсах, конференциях, вебинарах:
Открытый городской конкурс инфографики «Россия – страна высоких технологий», где наставляемый стал победителем;
Всероссийский конкурс «Цифровая палитра» -участник;
районном конкурсе 3D-моделирования «Красуйся, град Петров»;
Всероссийский конкурс компьютерной графики «ЦИФРОВАЯ ПАЛИТРА»-1 место; Всероссийский фестиваль-конкурс "Символ памяти моей малой Родины"- сертификат участника;
Открытый городской конкурс «Арктика. Научная экспедиция». "- сертификат участника; Мероприятия U-18. Цифровой мир Компьютерная открытка- диплом 2 степени;
Мероприятия U-18. Цифровой мир Трехмерное художественное моделирование - диплом 2 степени.
Опыт работы коллектива «Дизайн как профессия» по организации взаимодействия обучающихся в рамках реализации целевой модели наставничества был представлен на:
  • районной педагогической конференции «Современная школа: пространство профессионального и личностного развития» 23.11. 2022;
  • городской научно-практической конференции «Технологии наставничества учащихся в дополнительном образовании» 21.04.2022;
  • городской творческой лаборатории «В ритме будущего» 18.04.2023;
  • Победитель III степени в номинации «Тьютор» регионального конкурса лучших практик реализации Целевой модели наставничества «Новые горизонты» 12.2023 https://ddutvyborg.spb.ru/konkurs-novye-gorizonty/
Однозначно можно назвать модель наставничества "ученик-ученик" удачным новаторским проектом, уже принёсший положительные результаты. Сократилось затрачиваемое время на выполнение конкурсных работ, увеличилась результативность на конкурсах. Наставничество позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы, что является критически важным в современном мире.
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Дизайн как профессия