Евсюкова А. В.,

учитель-логопед ГБДОУ детский сад №14 комбинированного вида
Петродворцового района города Санкт-Петербурга

Методическая разработка конспекта занятия с детьми подготовительного к школе возраста по теме:
«Дифференциация диких животных средней полосы и жарких стран»

(с  использованием  элементов социоигровой технологии, критического мышления, ИКТ технологии)

 
Цель: продолжать работу над развитием лексико-грамматического строя речи за счет систематизации знаний о диких животных разных стран. 
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- развивать умение образовывать притяжательные прилагательные;
- развивать умение употребления предлогов;
 - развивать умение по образованию существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов;
- развивать умение образовывать формы предложного падежа существительных
- работать над активизацией активного словаря.
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое и зрительное восприятие, память;
- развитие воображения и доказательную речь;
- развитие у детей самостоятельной оценки правильности выполнения работы и умения исправить её.
- развитие познавательной активности;
Коррекционно-воспитательные:
- совершенствование у детей умений работать в команде, проявлять дружественные отношения между собой, развивать навыки взаимопомощи;
- формировать самостоятельность и инициативность;
- воспитывать умение слушать и слышать;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Предварительная работа:
Просматривание видеофильма «Дикие животные» из цикла BBC, мультфильмов, работа с энциклопедией «Дикие животные разных стран»,  составление моделей описаний, знакомство с составлением синквейном,  рассматривание картин. 
Оборудование: 
Корзинка, фигурки животных, столики, карточки с силуэтами зверей, обручи, схема синквейна, смарт-доска, раскраски, карточки с изображением животных и их жилищ. 
 
Содержание:
1. Организационный момент
Дети стоят полукругом лицом к педагогу.
Л.: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Александра Вячеславовна. Я рада вас всех видеть. 
Проводится игра для создания рабочего настроя «Настроение»
Л.: Чтобы день прошел замечательно, нужно утро начинать с хорошим настроением. Поэтому быстро-быстро поморгали глазами, надули щечки, Проверили язычком наличие зубов, покатали язычок на качелях верх – вниз, верх – вниз, легонько подергали уши – все на месте и не отваливается.
Чудесно! (Дети рассаживаются на стульчики)
2. Основная часть:
Л.: Ребята, к нам в гости заглянула удивительная путешественница по имени Даша, со своим другом Башмачком. (На экране идет отрывок из мультика «Даша-путешественница»). Давайте послушаем, что она скажет.
«Ребята, всем привет! Я рада вас видеть. Меня зовут Даша. Я путешествую по всему миру со своим другом Башмачком. Но вот беда, моя карта путешественника испортилась и не открывается. Помогите мне, пожалуйста!»
(На доске изображение закрытой карты).
Л.: Ребята, поможем Даше? (Ответы детей)
Л.: Но что за звуки доносятся из этой карты? (Звучат звуки диких животных)
- Ребята, как вы думаете,  что это звучит? 
- Кто может догадаться, кто издает такие звуки?
- Даша, а ты как думаешь? («Даже не знаю…»).
Л.: Ребята, для того, чтобы узнать, о ком идет речь, нам нужно будет выполнить задание. У меня на столике корзинка, а в ней подсказки. Я буду вам загадывать загадку, а вы разгадывать, и кто отгадает, тот возьмёт из корзинки предмет.
Проводится игра синквейн наоборот. Дети разбирают диких животных.
Л.: Молодцы! Посмотрите, пожалуйста, кто же у вас в руках? (Ребята называют диких животных).
Хорошо. Вот мы и узнали, чьи же звуки доносились до нас с вами. 
Но как вы думаете, почему эти звери так громко кричат?
(Предположения детей).
Сейчас мы с вами узнаем, что же произошло с ними. 
На интерактивной доске открывается карта, на которой звери перепутались местами. 
Л.: Ребята, посмотрите, пожалуйста, что вы видите? (Ответы детей).
- Все ли в порядке с животными на этой карте? (Ответы детей).
-Так почему же они так громко кричали? (Ответы детей).
Д.: «Так вот почему моя карта не хотела открываться, на ней все местами перепутались!»
Л.: Ребята, как думаете, сможем мы помочь диким животным найти свой дом, а Даше починить ее карту? (Ответы детей)
Л.: Отлично, но для этого нам нужно будет с вами разделиться на команды!
Те ребята, у кого в руках фигурки животных наших лесов встаньте слева от меня, а те, у кого  жарких стран, встаньте справа от меня.  
Так, а теперь проверим, верно ли вы разделились на команды. Придумайте название команды. (Дети придумывают). А теперь, каждая команда выберет себе капитана. (Дети выбирают капитанов). Сядьте, пожалуйста за столы.
(Дети рассаживаются по командами, логопед складывает зверей обратно в корзинку).
Итак, мы все вместе с Дашей и Башмачком, отправляемся в удивительное путешествие по спасению диких животных! А поможет нам в этом карта, на которой обозначены для нас задания. (Логопед нажимает на первое задание) 
1 задание – Кто где спрятался – отработка предлогов –за , на, под, перед, около
(На доске изображения разделены на две части (животные наших лесов и животные жарких стран)).
Л.: Ребята, посмотрите пожалуйста, кто изображен на доске?
(Дети перечисляют животных)
Что они делает? (Прячутся) 
Задача каждой команды - посовещаться в и ответить на вопрос, кто где прячется. После этого капитаны выйдут и огласят ваше мнение.
(Дети выполняют задания. Логопед ходит между столами и проверяет выполнение. Во время презентации педагог добивается полного ответа от детей, например «Заяц спрятался за кустом» и тд.)
Л.: Молодцы! С первым заданием мы все вместе справились. Давайте посмотрим на карту! Следующее задание.
2 задание. Работа с силуэтами зверей, образование притяжательных прилагательных, образование существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. 
Ребята, прежде чем приступить ко второму заданию, выберете пожалуйста нового капитана. 
Посмотрите на доску, что на ней изображено?
(Ответы детей).
(На доске изображения разделены на две части (животные наших лесов и животные жарких стран)). 
У вас на столах лежат карточки с силуэтами зверей. Вам нужно посовещаться в командах и понять, кто там изображен, и поместить это животное на свое место. После этого капитаны выйдут и огласят ваше мнение. 
(Ребята выполняют задание). 
По мере ответов, на ширму прикрепляются животные, но без хвостов. 
Л.: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску, все ли в порядке с животными. Чего им не хватает? (ответы детей). 
А теперь, вам нужно не просто прикрепить хвост к животному, но и назвать, чей он.
(Проводится игра «Чей хвост». Ребята по одному выходят к доске, прикрепляют хвост и говорят, чей он, например «лисий хвост, медвежий хвост  итд.). 
Д.: Молодцы. Ребята, наверное, жить без хвостов зверям было плохо. Давайте назовем их ласково, чтобы они больше не огорчались. 
Л.: Отличная идея, Даша! (дети выполняют задание).
3 задание  Физминутка
(Логопед нажимает на следующее задание на доске) 
На доске появляется маленький, голубой птенчик.
Л.: Ребята, кто это к нам прилетел? (Ответы детей).
-Что он тут может делать? (Ответы детей)
- Чего он хочет? (Предположения детей).  
Д.: Ребята! Я знаю кто это. Это действительно маленький голубой птенец. Он живет на голубом дереве. Видимо он потерялся! Сможем ли мы ему помочь?
(Ответы детей).
Л.: Ну что же, тогда давайте проводим птенца к нему домой. Выходите из-за столов!
Проводится физминутка под отрывок из мультфильма «Даша-путешественница» 1 сезон 2 серия «Голубое дерево» (с 8.25 – 8.55)
Л.: Отлично! 
(На доске появляется слайд с голубым деревом. Птенец улетает в гнездо). 
4. задание «Кто где живет?» Работа с кругами Эйлера-
Венна. 
(На полу лежат обручи и изображения животных)
Л.: Ребята, посмотрите пожалуйста внимательно на пол, что вы видите?
Как вы думаете, что мы будем делать сейчас?
Ребята, мы проводили голубого птенца домой, но  вот незадача! Тут все звери потеряли свой дом! Что будем делать? (ответы детей).
Давайте поможем им. Но перед этим каждая команда выберет себе нового капитана.
В обручах вы видите место обитания разных зверей, например дерево, нора или водоем. Перед вами лежат изображения животных. Ваша задача разложить карточки так, чтобы каждое животное нашло свой домик.
Возможно какие-то животные будут жить в одном месте.
Выполнение задания.
(Во время ответов логопед добивается полного ответа, например, «Медведь живет в берлоге».).
Л.: Даша, мы выполнили все задания, давай же посмотрим, удалось ли нам открыть твою карту! Но перед этим, ребята сядьте пожалуйста на стульчики.
(Логопед нажимает на кнопку, и все звери отправляются по своим местам. Карта Даши открывается).
Д.: Дорогие ребята, спасибо вам большое! Вы помогли не только мне с Башмачком, но и многим другим животным! Теперь мы готовы к новым приключениям! Но перед тем, как уйти, я хочу вам сделать небольшой подарок. Но что это, вы узнаете в конце вашего приключения! До свидания!
(Логопед демонстрирует коробочку с подарком)
Дети прощаются с Дашей.
5. задание.  Синквейн
Ребята, мы с вами проделали увлекательный путь в мир диких животных разных континентов. Но наше путешествие тоже подходит к концу. Давайте подумаем:
-Чем отличаются дикие животные наших лесов от животных южных стран?
(варианты детей)
- Чем они все похожи?
(Варианты детей)
А теперь я предлагаю вам составить небольшой рассказ о животных. Посмотрите на доску. На ней изображена схема рассказа, который мы с вами должны будем составить все вместе. 
- Первое слово – Животные (Их изображение)
- Теперь нужно подобрать два слова-описания – какие?
- Теперь подберем три слова действия – что делают? 
- Теперь нам нужно придумать красивое предложение об этом животном.
- И, наконец, на что они похоже? Или сравнить (ассоциация). 
(Выполнение задания)
6. Рефлексия
Ребята, что интересного вы узнали? Что показалось вам трудным? Что оказалось для вас простым?
А теперь, я раздам вам подарки от Даши и Башмачка.
 
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Дифференциация диких животных средней полосы и жарких стран