Абралава Светлана Сергеевна,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 436
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока математики в 1 классе
«Число 4. Цифра 4. Последовательность чисел от 1 до 4 в прямом и обратном порядке»

УМК «Школа России»

 
УМК «Школа России»
 
 
 
Аннотация к уроку
 
Урок открытия нового знания по математике в 1 классе на тему: «Число 4. Цифра 4. Последовательность чисел от 1 до 4 в прямом и обратном порядке», разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО к планируемым результатам. Структура урока деятельностной направленности построена на поиске открытия нового знания и закреплении знания в практической деятельности.
 
Содержание урока, средства и формы организации познавательной деятельности на уроке направлены на развитие у обучающихся интереса к учебному материалу, создание доброжелательной творческой атмосферы на уроке.
 
Конспект открытого урока
 
Тема «Число 4. Цифра 4. Последовательность чисел от 1 до 4 в прямом и обратном порядке»
 
Тип урока: объяснение нового материала (урок формирования первоначальных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями).
 
Цель: знакомство с составом числа 4 и письмом цифры 4. 
Задачи: 
‒ научить правильно соотносить цифру 4 с числом предметов и писать цифру 4;
‒ повторить образование чисел 1, 2 и 3;
‒ учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать; 
‒ развивать коммуникативные способности учащихся: сотрудничество, обмен мнениями, работа в парах, группах.
 
Образовательные результаты:
 
Предметные:
‒ умение вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке; 
‒ умение распознавать цифру 4 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов).
‒ научить правильно писать цифру 4;
Метапредметные:
Регулятивные:
‒ формировать умение планировать ученые действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации совместно с учителем;
‒ развивать умение контролировать свою учебную деятельность.
Познавательные:
‒ развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
‒ развивать умение выделять и формулировать познавательную цель;
‒ формировать умение преобразовывать знаково-символичные средства;
‒ развивать умение высказывать детьми свое мнение, оценивать свою деятельность на уроке.
Коммуникативные:
‒ формировать умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, объяснять свою точку зрения;  
Личностные:
‒ формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
‒ работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
‒ способствовать проявлению самостоятельности в разных видах учебной деятельности.
 
Оборудование:
Учебник «Математика», 1 класс, М.И. Моро, С.В. Степанова, разрезные цифры, картинки.
 
Приемы реализации: создание заданий исследовательского характера; задания на сравнение и анализ ранее полученной информации; задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию, выполнение творческих заданий.
 
Формы организации: групповая (работа в парах), индивидуальная, фронтальная. 
 
Методы: частично-поисковый, эвристический, практический, контроля и самоконтроля.
 
Ожидаемый результат: все обучающиеся должны получить представление о составе числа 4 и научиться писать цифру 4.
 
Ход урока:
 

Время/этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Беритесь, ребята,

Скорей за работу.

Учитесь считать,

Чтоб не сбиться со счёта.

Разминка: счет от 1 до 10 и обратно

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

 

Учащиеся по цепочке считают в прямом и обратном порядке от 1 до 10.

Актуализация знаний

Из каких чисел состоит число 2?

Покажите соседей числа «два».

Как можно получить число «три», используя разные цифры?

Покажите соседей числа 3.

Отложите эти две карточки на край стола.

 

Дети показывают карточки

с соответствующими числами:

1, 2, 3.

 

Откладывают карточки

с цифрами 2, 4 на край стола

 

Формирование проблемы, поиск решения

Рассмотрите картинки на доске:

табуретка, машина, конь, квадрат.

Что общего у всех этих предметов?

Посмотрите на подсказку на столе, может она вам поможет?

 Кто догадался, понял, какое число будем изучать: Какая тема урока?

Какие задачи поставим?

 Составим план урока.

 Как получить число?

 Как писать цифру

 Состав числа (учитель выставляет план-схему на доске).

 

Дети сравнивают и выясняют, что все предметы объединяет число 4: ножки, колеса, ноги, стороны, угла.

 

Определяют тему, задачи урока, составляют план:

1. Получение числа

2. Запись и обозначение цифрой

3. Сравнение величин

4. Решение примеров и задач

Физминутка

Новый материал

1 пункт плана

Возьмите 3 карандаша и сложите из них треугольник. Как получить квадрат? Сколько карандашей надо добавить, чтобы получился квадрат?

Сколько потребовалось карандашей, как получили 4?

Сколько сторон у квадрата? Вершин? Углов?

Обозначьте число сторон цифрой и покажите карточку с числом

Кто умеет красиво писать цифру 4?

А у кого она ещё плохо получается?

Наша задача научиться писать цифру 4.

Показ образца.

Напишите цифру в воздухе.

Запись в тетрадь. Напишите ее столько раз, сколько показывает предметов обозначает число 4. Обведите самую красивую цифру.

У кого получилось правильно?

Кому было трудно писать?

Учащиеся работают

с карандашами, составляют треугольник, объясняют, надо добавить 1 карандаш, чтобы получился квадрат.

3+1=4

Показывают 4 стороны, 4 угла,    4 вершины.

 

Показывают цифру, составляют ее из палочек

знакомятся с написанием цифры и прописывают ее в тетрадях.

 

Состав числа 4

 

Откройте тетради на странице, где стоит точка, отступите 2 клетки вправо и обведите простым карандашом 4 клетки.

Возьмите 2 карандаша (зелёный и красный), вы можете закрасить эти 4 клетки только двумя цветами.

Проверка.

Как закрасили клетки?  У кого другой вариант? Как ещё можно раскрасить?

Значит, из каких чисел состоит число 4?

Учитель достает мешок, в котором лежит домино. Кто знает, что это?

Я сейчас потрясу мешок и вытащу фигуру. Кто догадается, что указывает количество точек на ней?

  Учитель показывает фишку, на которой 4 точки. Что это значит? Можно посчитать предметы и заменить фишкой с точкой. Нарисуйте справа через клетку столько точек, сколько на фишке у меня в руках.

 

Работают в тетради: обводят 4 клетки, закрашивают:

1 и 3

2 и 2

3 и 1

 

 

 

Дети называют разные варианты выполнения задания.

Делают вывод, что число 4 состоит: 1 и 3, 2 и 2, 3 и 1

 

Заслушиваются ответы детей

 

Дети отвечают, выполняют задание письменно, ставят в тетради 4 точки как на фишке домино

Физминутка

Закрепление материала

Мы узнали, из каких чисел состоит число 4, а теперь узнаете, где можно применить это знание.

Вы ходите в магазин?

Пробовали самостоятельно оплачивать покупки? Какие монеты вы знаете? Достаньте монеты. Вы хотите купить тетрадь, шарик за 4 рубля.

Какими монетами можно оплатить покупку? Покажите

Назовите ваши варианты.

Вернёмся к картинкам, которые были вначале урока.

Послушайте рассказ: стол накрыт на семью из 3 человек, в гости пришла бабушка. Сколько табуреток надо добавить к столу?

(под картинкой появляется выражение

с решением 3 + 1 = 4)

О ком рассказ? Сколько человек в семье? Сколько надо табуреток? (столько же, сколько и человек в семье)

Что произошло дальше? (пришла бабушка, стало больше народу, нужна ещё 1 табуретка)

Как узнать, сколько потребуется табуреток?

Такие рассказы в математике называются задачей.

Кто хочет составить рассказ о машине?

Послушайте задачу. Составьте выражение для ее решения.

У машины 4 колеса, одно колесо пробило. Сколько колёс целых?

Как получили 3?

 

 

Дети отвечают на вопросы.

Работают со счетным материалом.

Учащиеся называют:

1 рубль, 2 рубля, 5 рублей,

10 рублей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают,

отвечают на вопросы,

составляют решение при помощи карточек

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся предлагают варианты рассказа о машине.

 

Объясняют решение: 4 – 1 = 3

Работа в парах

Я приготовила для вас ещё одно задание. Вы сейчас будете работать в парах. Напомните правила работы в паре.

На парте лежат полоски.

 Из скольких частей они состоят? (из четырёх).

Вам нужно вдвоём разделить эту полоску на 2 части. Обсудите, как вы будете это делать и приступайте к работе.

Проверка.

Какие варианты получились? (3+1, 1+3, 2+2).

 

Вспоминают правило работы

в парах.

Договариваются и выполняют задание.

 Сравнивают результаты и делают вывод.

 Итог урока.

 

Подведем итоги урока.

Какая была тема?

Какие задачи ставили?

 На все пункты плана успели ответить?

Учащиеся отвечают на вопросы, оценивая свою деятельность

 

Рефлексия

Поднимите вверх зеленый карандаш, кто запомнил состав числа 4.

Кому было трудно – поднимите вверх красный карандаш.

Что нового узнали на уроке?

С каким настроением заканчиваете урок?  

 Оценка проделанной работы (самооценка и взаимооценка)