- Подробности
- Просмотров: 661
Абралава Светлана Сергеевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 436
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока математики в 1 классе
«Число 4. Цифра 4. Последовательность чисел от 1 до 4 в прямом и обратном порядке»
УМК «Школа России»
Время/этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Беритесь, ребята, Скорей за работу. Учитесь считать, Чтоб не сбиться со счёта. Разминка: счет от 1 до 10 и обратно |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Учащиеся по цепочке считают в прямом и обратном порядке от 1 до 10. |
Актуализация знаний |
Из каких чисел состоит число 2? Покажите соседей числа «два». Как можно получить число «три», используя разные цифры? Покажите соседей числа 3. Отложите эти две карточки на край стола. |
Дети показывают карточки с соответствующими числами: 1, 2, 3.
Откладывают карточки с цифрами 2, 4 на край стола
|
Формирование проблемы, поиск решения |
Рассмотрите картинки на доске: табуретка, машина, конь, квадрат. Что общего у всех этих предметов? Посмотрите на подсказку на столе, может она вам поможет? Кто догадался, понял, какое число будем изучать: Какая тема урока? Какие задачи поставим? Составим план урока. Как получить число? Как писать цифру Состав числа (учитель выставляет план-схему на доске). |
Дети сравнивают и выясняют, что все предметы объединяет число 4: ножки, колеса, ноги, стороны, угла.
Определяют тему, задачи урока, составляют план: 1. Получение числа 2. Запись и обозначение цифрой 3. Сравнение величин 4. Решение примеров и задач |
Физминутка |
||
Новый материал |
1 пункт плана Возьмите 3 карандаша и сложите из них треугольник. Как получить квадрат? Сколько карандашей надо добавить, чтобы получился квадрат? Сколько потребовалось карандашей, как получили 4? Сколько сторон у квадрата? Вершин? Углов? Обозначьте число сторон цифрой и покажите карточку с числом Кто умеет красиво писать цифру 4? А у кого она ещё плохо получается? Наша задача научиться писать цифру 4. Показ образца. Напишите цифру в воздухе. Запись в тетрадь. Напишите ее столько раз, сколько показывает предметов обозначает число 4. Обведите самую красивую цифру. У кого получилось правильно? Кому было трудно писать? |
Учащиеся работают с карандашами, составляют треугольник, объясняют, надо добавить 1 карандаш, чтобы получился квадрат. 3+1=4 Показывают 4 стороны, 4 угла, 4 вершины.
Показывают цифру, составляют ее из палочек знакомятся с написанием цифры и прописывают ее в тетрадях.
|
Состав числа 4
|
Откройте тетради на странице, где стоит точка, отступите 2 клетки вправо и обведите простым карандашом 4 клетки. Возьмите 2 карандаша (зелёный и красный), вы можете закрасить эти 4 клетки только двумя цветами. Проверка. Как закрасили клетки? У кого другой вариант? Как ещё можно раскрасить? Значит, из каких чисел состоит число 4? Учитель достает мешок, в котором лежит домино. Кто знает, что это? Я сейчас потрясу мешок и вытащу фигуру. Кто догадается, что указывает количество точек на ней? Учитель показывает фишку, на которой 4 точки. Что это значит? Можно посчитать предметы и заменить фишкой с точкой. Нарисуйте справа через клетку столько точек, сколько на фишке у меня в руках.
|
Работают в тетради: обводят 4 клетки, закрашивают: 1 и 3 2 и 2 3 и 1
Дети называют разные варианты выполнения задания. Делают вывод, что число 4 состоит: 1 и 3, 2 и 2, 3 и 1
Заслушиваются ответы детей
Дети отвечают, выполняют задание письменно, ставят в тетради 4 точки как на фишке домино |
Физминутка |
||
Закрепление материала |
Мы узнали, из каких чисел состоит число 4, а теперь узнаете, где можно применить это знание. Вы ходите в магазин? Пробовали самостоятельно оплачивать покупки? Какие монеты вы знаете? Достаньте монеты. Вы хотите купить тетрадь, шарик за 4 рубля. Какими монетами можно оплатить покупку? Покажите Назовите ваши варианты. Вернёмся к картинкам, которые были вначале урока. Послушайте рассказ: стол накрыт на семью из 3 человек, в гости пришла бабушка. Сколько табуреток надо добавить к столу? (под картинкой появляется выражение с решением 3 + 1 = 4) О ком рассказ? Сколько человек в семье? Сколько надо табуреток? (столько же, сколько и человек в семье) Что произошло дальше? (пришла бабушка, стало больше народу, нужна ещё 1 табуретка) Как узнать, сколько потребуется табуреток? Такие рассказы в математике называются задачей. Кто хочет составить рассказ о машине? Послушайте задачу. Составьте выражение для ее решения. У машины 4 колеса, одно колесо пробило. Сколько колёс целых? Как получили 3? |
Дети отвечают на вопросы. Работают со счетным материалом. Учащиеся называют: 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей
Дети слушают, отвечают на вопросы, составляют решение при помощи карточек
Учащиеся предлагают варианты рассказа о машине.
Объясняют решение: 4 – 1 = 3 |
Работа в парах |
Я приготовила для вас ещё одно задание. Вы сейчас будете работать в парах. Напомните правила работы в паре. На парте лежат полоски. Из скольких частей они состоят? (из четырёх). Вам нужно вдвоём разделить эту полоску на 2 части. Обсудите, как вы будете это делать и приступайте к работе. Проверка. Какие варианты получились? (3+1, 1+3, 2+2). |
Вспоминают правило работы в парах. Договариваются и выполняют задание. Сравнивают результаты и делают вывод. |
Итог урока.
|
Подведем итоги урока. Какая была тема? Какие задачи ставили? На все пункты плана успели ответить? |
Учащиеся отвечают на вопросы, оценивая свою деятельность
|
Рефлексия |
Поднимите вверх зеленый карандаш, кто запомнил состав числа 4. Кому было трудно – поднимите вверх красный карандаш. Что нового узнали на уроке? С каким настроением заканчиваете урок? |
Оценка проделанной работы (самооценка и взаимооценка) |