Каменева Галина Александровна,

учитель музыки, МХК ГБОУ школы № 542 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока искусства в 11 классе

«Архитектура барокко»

 
Цель урока: обучающиеся научатся узнавать характерные черты барочной архитектуры; смогут сравнить архитектурные ансамбли Рима с архитектурой Санкт-Петербурга и его окрестностей.
В ходе урока обучающиеся осваивают следующие результаты:
Предметные: определить роль искусства в жизни человека в период Нового времени; в процессе анализа архитектурного сооружения выявить национальный колорит архитектуры западноевропейского барокко и национальное своеобразие стиля барокко в России; найти общее и различное в творческом методе Л. Бернини и Ф.Б. Растрелли.
Метапредметные 
– использовать методы сравнения и обобщения при работе с новыми и уже известными фактами; 
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– развивать социальные компетенции при работе в группе; 
– пользоваться разными видами получения информации; 
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные: формирование целостного представления о мире; совершенствование эмоционально-образного восприятия; осознание культуры Санкт-Петербурга как части общемирового культурного наследия. 
Задачи урока:
– определить, почему архитектура в 17 веке – ведущий вид искусства;
– определить взаимосвязь архитектурных форм и мировоззрения Нового времени;
– определить, как начиналось формирование образа дворцового Петербурга и царских загородных резиденций эпохи елизаветинского барокко. 
2. Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке:
– стартовая диагностика – опрос «Правда-ложь»;
– текущее оценивание – наблюдение за выполнением практического задания, промежуточная рефлексия;
– итоговая диагностика – рефлексия, домашнее задание (инсайт).
 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Используемые методы, приемы, формы

Метапредметные результаты Универсальные учебные действия

Результат взаимодействия (сотрудничества)

 

 

1. Мотивация к деятельности

 

 

  • Приветствие. Просит учащихся разделиться на 2 команды. Задает по 3 вопроса каждой команде.
  • Правда ли, что Новое время – период между 17 и 18 веками?
  • Правда ли, что в период Нового времени искусство освобождается от религиозных представлений?
  • Правда ли, что в период Нового времени складываются национальные художественные школы?
  • Так много новостей за двадцать лет

И в сфере звёзд, и в облике планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, всё в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

Всё стало относительным для нас.

Правда ли, что эти слова английского поэта Джона Донна относятся к периоду Ренессанса?

  1. Правда ли, что изменения мировосприятия в эпоху барокко связано с отказом от религии?
  2. Правда ли, что главными темами искусства барокко становятся мучения и страдания человека, мистические аллегории, соотношение добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти?
  • Делятся произвольно на 2 группы. Обсуждают вопросы внутри группы, формулируют ответ.

 

  1. Нет, Хронологически Новое время охватывает события 17-19 веков, его крайними вехами считают открытие Колумбом Америки и Первую мировую войну.
  2. Да, искусство становится независимым средством познания.
  3. Да, происходит активное взаимодействие разных видов искусства в едином ансамбле.
  4. Нет, это 17 век, изменения мировосприятия в эпоху барокко.
  5. Нет, изменения связаны с научными открытиями в области математики, астрономии, естествознания и географии.
  6. Да, в произведениях эпохи барокко переданы раздвоенность и тревога с одной стороны, а с другой – стремление к возрождению гармонии в жизни.

 

Технология развивающего обучения. Игра «Правда-ложь».

Личностные: формирование чувства уверенности в себе, умение внести свой вклад в работу команды.

 

Коммуникативные: умение участвовать в обсуждении, находить компромисс в решении вопроса.

 

 

 

 

Подготовка к активному освоению нового учебного материала

2. Актуализация знаний, постановка учебной задачи

  •  Предлагает работу с текстом.

1 команда должна назвать «Основные черты эпохи барокко». 2 команда должна «Сформулировать мировоззрение Нового времени (одним предложением) и назвать высказывания Лейбница и Декарта, характеризующих это мировоззрение».

  • Демонстрирует слайды (Рис.1,2), предлагает сформулировать тему урока.
  • 1 команда работает со справочником [1]. Самостоятельно находит соответствующий раздел, кратко конспектирует.

 

2 команда работает с учебным пособием [2]. Делятся на подгруппы – находят определение мировоззрения Нового времени и цитаты ученых.

Представители команд сообщают результат своей деятельности всему классу.

  • Называют архитектурные сооружения – Константиновский дворец, Смольный собор. Формулируют тему урока.

Информационно-коммуникативная технология. Метод «Ситуативное задание». Прием активного целеполагания «Подводящий диалог».

Регулятивные:

формирование умения выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Обобщение и систематизация знаний, активное целеполагание

 

 

3. Организация познавательной деятельности

 

 

 

 

  • Рассказывает о расцвете архитектуры барокко в Риме [3], о двух наиболее выдающихся архитекторах: Л. Бернини и Ф.Б. Растрелли.
  • Предлагает командам выбрать любое архитектурное сооружение этих архитекторов для анализа (источник – учебник, Интернет)
  • Предлагает схему для анализа архитектурного сооружения (рис.3).
  • Задает вопрос: «Почему архитектурный стиль Санкт-Петербурга стали называть «дворцовым»?»
  • Записывают основные понятия

 

 

 

 

 

  • Команды договариваются между собой о выборе архитектора, после чего каждая команда выбирает свое архитектурное сооружение.
  • Обсуждают предложенные вопросы, делятся информацией с классом.
  • Называют здания, построенные в Санкт-Петербурге и его пригородах Ф.Б. Растрелли или по его проектам.

 

 

Технология обучения в сотрудничестве. Методы: «Список известной информации»; организация поиска информации в учебнике, сети Интернет; предъявление группового продукта.

Познавательные:

умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

 

Коммуникативные:

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности.

Освоение содержания учебной темы; самоорганизация для выполнения учебного задания; промежуточная рефлексия.

 

 

 

4. Закрепление и включение в систему знаний

 

 

 

  • Предлагает каждому учащемуся выбрать карточку и выполнить соответствующее задание: продолжить фразу или подобрать эпитеты к произведениям архитектуры. Карточки располагаются текстовой стороной вниз, их количество соответствует количеству учеников.
  • Я вижу
  • Я заметил
  • Я представил
  • Я могу рассказать
  • Я хочу узнать
  • Я нахожу
  • Я понимаю
  • Подберите 3-5 эпитетов (прилагательных) к художественному произведению
  • Подберите 3-5 существительных, ассоциативно возникающих в вашем сознании во время просмотра художественного произведения
  • Подберите 3-5 глаголов, созвучных предложенному ряду художественных произведений.
  • Индивидуально выполняют задание. Находят ассоциации, образные сравнения для характеристики произведений архитектуры барокко.

Технология развивающего мышления. Прием «таблица «толстых» и «тонких» вопросов».

Личностные: умение устанавливать связи между знанием и его практическим применением, осознание культурных ценностей.

Первичное закрепление знаний во внешней речи, оценивание результатов учебно-познавательной деятельности

5. Рефлексия учебной деятельности, домашнее задание.

 

  • Предлагает создать «цепочку заметок» – под вопросом «Является ли синтез искусств основной чертой барочной архитектуры? Какие это искусства?» записать свои ответы.
  • Дает домашнее задание – пополнить «личную копилку инсайтов». Сравнить известные учащимся сооружения, созданные в стиле барокко, с архитектурными творениями Ренессанса. Написать, почему барочное здание стремится организовать вокруг себя пространство в виде целого ансамбля?
  • Записывают на доске свои ответы на вопрос, анализируют свою деятельность на уроке.

 

 

 

 

  • Фиксируют домашнее задание.

Технология развития критического мышления. Метод «Цепочка заметок».

Познавательные: умение дополнить ответ недостающими фактами, установить причинно-следственные связи.

 

Регулятивные: формирование умения самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность.

Закрепление знаний, самоанализ и самооценка

 
[1] История мировой культуры. Справочник школьника. Изд.  Центра гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. Ломоносова. – Филологическое общество «СЛОВО», 1996.
[2] Сухолет И.Н. Вопросы культуры в школьном обществознании: Моногр. – М., Школьная пресса, 2002. – 144 с.
[3] Муратов П.П. Образы Италии. – КоЛибри, 2019. – 848 с.
 
Рисунок 1
 
Рисунок 2
 
Рисунок 3
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Архитектура барокко