- Подробности
-
Просмотров: 345
Каменева Галина Александровна,
учитель музыки, МХК ГБОУ школы № 542 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока искусства в 11 классе
«Архитектура барокко»
Цель урока: обучающиеся научатся узнавать характерные черты барочной архитектуры; смогут сравнить архитектурные ансамбли Рима с архитектурой Санкт-Петербурга и его окрестностей.
В ходе урока обучающиеся осваивают следующие результаты:
Предметные: определить роль искусства в жизни человека в период Нового времени; в процессе анализа архитектурного сооружения выявить национальный колорит архитектуры западноевропейского барокко и национальное своеобразие стиля барокко в России; найти общее и различное в творческом методе Л. Бернини и Ф.Б. Растрелли.
Метапредметные
– использовать методы сравнения и обобщения при работе с новыми и уже известными фактами;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– развивать социальные компетенции при работе в группе;
– пользоваться разными видами получения информации;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные: формирование целостного представления о мире; совершенствование эмоционально-образного восприятия; осознание культуры Санкт-Петербурга как части общемирового культурного наследия.
Задачи урока:
– определить, почему архитектура в 17 веке – ведущий вид искусства;
– определить взаимосвязь архитектурных форм и мировоззрения Нового времени;
– определить, как начиналось формирование образа дворцового Петербурга и царских загородных резиденций эпохи елизаветинского барокко.
2. Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке:
– стартовая диагностика – опрос «Правда-ложь»;
– текущее оценивание – наблюдение за выполнением практического задания, промежуточная рефлексия;
– итоговая диагностика – рефлексия, домашнее задание (инсайт).
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Используемые методы, приемы, формы
|
Метапредметные результаты Универсальные учебные действия
|
Результат взаимодействия (сотрудничества)
|
1. Мотивация к деятельности
|
-
Приветствие. Просит учащихся разделиться на 2 команды. Задает по 3 вопроса каждой команде.
-
Правда ли, что Новое время – период между 17 и 18 веками?
-
Правда ли, что в период Нового времени искусство освобождается от религиозных представлений?
-
Правда ли, что в период Нового времени складываются национальные художественные школы?
-
Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звёзд, и в облике планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, всё в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Всё стало относительным для нас.
Правда ли, что эти слова английского поэта Джона Донна относятся к периоду Ренессанса?
-
Правда ли, что изменения мировосприятия в эпоху барокко связано с отказом от религии?
-
Правда ли, что главными темами искусства барокко становятся мучения и страдания человека, мистические аллегории, соотношение добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти?
|
-
Делятся произвольно на 2 группы. Обсуждают вопросы внутри группы, формулируют ответ.
-
Нет, Хронологически Новое время охватывает события 17-19 веков, его крайними вехами считают открытие Колумбом Америки и Первую мировую войну.
-
Да, искусство становится независимым средством познания.
-
Да, происходит активное взаимодействие разных видов искусства в едином ансамбле.
-
Нет, это 17 век, изменения мировосприятия в эпоху барокко.
-
Нет, изменения связаны с научными открытиями в области математики, астрономии, естествознания и географии.
-
Да, в произведениях эпохи барокко переданы раздвоенность и тревога с одной стороны, а с другой – стремление к возрождению гармонии в жизни.
|
Технология развивающего обучения. Игра «Правда-ложь».
|
Личностные: формирование чувства уверенности в себе, умение внести свой вклад в работу команды.
Коммуникативные: умение участвовать в обсуждении, находить компромисс в решении вопроса.
|
Подготовка к активному освоению нового учебного материала
|
2. Актуализация знаний, постановка учебной задачи
|
-
Предлагает работу с текстом.
1 команда должна назвать «Основные черты эпохи барокко». 2 команда должна «Сформулировать мировоззрение Нового времени (одним предложением) и назвать высказывания Лейбница и Декарта, характеризующих это мировоззрение».
-
Демонстрирует слайды (Рис.1,2), предлагает сформулировать тему урока.
|
-
1 команда работает со справочником [1]. Самостоятельно находит соответствующий раздел, кратко конспектирует.
2 команда работает с учебным пособием [2]. Делятся на подгруппы – находят определение мировоззрения Нового времени и цитаты ученых.
Представители команд сообщают результат своей деятельности всему классу.
-
Называют архитектурные сооружения – Константиновский дворец, Смольный собор. Формулируют тему урока.
|
Информационно-коммуникативная технология. Метод «Ситуативное задание». Прием активного целеполагания «Подводящий диалог».
|
Регулятивные:
формирование умения выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
|
Обобщение и систематизация знаний, активное целеполагание
|
3. Организация познавательной деятельности
|
-
Рассказывает о расцвете архитектуры барокко в Риме [3], о двух наиболее выдающихся архитекторах: Л. Бернини и Ф.Б. Растрелли.
-
Предлагает командам выбрать любое архитектурное сооружение этих архитекторов для анализа (источник – учебник, Интернет)
-
Предлагает схему для анализа архитектурного сооружения (рис.3).
-
Задает вопрос: «Почему архитектурный стиль Санкт-Петербурга стали называть «дворцовым»?»
|
-
Записывают основные понятия
-
Команды договариваются между собой о выборе архитектора, после чего каждая команда выбирает свое архитектурное сооружение.
-
Обсуждают предложенные вопросы, делятся информацией с классом.
-
Называют здания, построенные в Санкт-Петербурге и его пригородах Ф.Б. Растрелли или по его проектам.
|
Технология обучения в сотрудничестве. Методы: «Список известной информации»; организация поиска информации в учебнике, сети Интернет; предъявление группового продукта.
|
Познавательные:
умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Коммуникативные:
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности.
|
Освоение содержания учебной темы; самоорганизация для выполнения учебного задания; промежуточная рефлексия.
|
4. Закрепление и включение в систему знаний
|
-
Предлагает каждому учащемуся выбрать карточку и выполнить соответствующее задание: продолжить фразу или подобрать эпитеты к произведениям архитектуры. Карточки располагаются текстовой стороной вниз, их количество соответствует количеству учеников.
-
Я вижу
-
Я заметил
-
Я представил
-
Я могу рассказать
-
Я хочу узнать
-
Я нахожу
-
Я понимаю
-
Подберите 3-5 эпитетов (прилагательных) к художественному произведению
-
Подберите 3-5 существительных, ассоциативно возникающих в вашем сознании во время просмотра художественного произведения
-
Подберите 3-5 глаголов, созвучных предложенному ряду художественных произведений.
|
-
Индивидуально выполняют задание. Находят ассоциации, образные сравнения для характеристики произведений архитектуры барокко.
|
Технология развивающего мышления. Прием «таблица «толстых» и «тонких» вопросов».
|
Личностные: умение устанавливать связи между знанием и его практическим применением, осознание культурных ценностей.
|
Первичное закрепление знаний во внешней речи, оценивание результатов учебно-познавательной деятельности
|
5. Рефлексия учебной деятельности, домашнее задание.
|
-
Предлагает создать «цепочку заметок» – под вопросом «Является ли синтез искусств основной чертой барочной архитектуры? Какие это искусства?» записать свои ответы.
-
Дает домашнее задание – пополнить «личную копилку инсайтов». Сравнить известные учащимся сооружения, созданные в стиле барокко, с архитектурными творениями Ренессанса. Написать, почему барочное здание стремится организовать вокруг себя пространство в виде целого ансамбля?
|
-
Записывают на доске свои ответы на вопрос, анализируют свою деятельность на уроке.
-
Фиксируют домашнее задание.
|
Технология развития критического мышления. Метод «Цепочка заметок».
|
Познавательные: умение дополнить ответ недостающими фактами, установить причинно-следственные связи.
Регулятивные: формирование умения самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность.
|
Закрепление знаний, самоанализ и самооценка
|
[1] История мировой культуры. Справочник школьника. Изд. Центра гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. Ломоносова. – Филологическое общество «СЛОВО», 1996.
[2] Сухолет И.Н. Вопросы культуры в школьном обществознании: Моногр. – М., Школьная пресса, 2002. – 144 с.
[3] Муратов П.П. Образы Италии. – КоЛибри, 2019. – 848 с.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3