- Подробности
- Просмотров: 325
[Скачать материал]
Иванова Вероника Павловна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 416
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Используемые методы, приемы, формы |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
(2 минуты). Цель: включение в деятельность. |
Добрый день, ребята! Рада приветствовать вас на уроке литературы. Пусть этот урок пройдет позитивно, активно и очень интересно! |
Приветствие. |
Приветствие, проверка готовности к уроку |
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать других. |
2. Мотивация и актуализация знаний (3 минуты). Цель: вовлечь учащихся в учебную деятельность |
Определение писателя по описанию и фактам. Эпиграф к нашему уроку - высказывание автора, о которым мы сегодня будем говорить: «Краткость - сестра таланта» Факты. Он был доктором и писателем Использовал псевдонимы для подписи своих произведений: «Человек без селезенки», «Брат моего брата», «Врач без пациентов», «Антонсон», «Дяденька», «Антоша Чехонте», «Гайка № 6», «Гайка №9», «Грач», «Дон-Антонио Чехонте».
Внешне привлекательный, харизматичный, серьезный человек с голубыми глазами, мягким взглядом и зачесанными назад рыжими волосами, худощавый, ростом 187 см.
Выберете его фото по описанию. Как зовут писателя?
|
Слово учителя, беседа, создание проблемной ситуации и ее решение. |
Высказывают мнения, предполагают, вспоминают. |
Познавательные УУД: подведение к знаниям, установление связей, активизация памяти.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других, правильно строить речевые высказывания, умения формулировать свои мысли и высказывать их в правильной форме.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе усвоенного ранее и нового материала, предвосхищение результата.
Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и активной познавательной деятельности. |
3. Объявление целей урока (1 минута) Цель: донести до учащихся цели урока. |
Сформулируем цели нашего урока. Образовательные: познакомить учащихся с биографией А.П.Чехова и его рассказом «Хирургия», ввести и объяснить понятие «юмор» в художественной литературе, поразмышлять над темой юмористического рассказа.
Развивающие: формировать умение анализировать художественный текст, развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать интерес к чтению и анализу русской литературы, прививать правильные нравственные качества личности, формировать культуру поведения и речи.
|
Беседа. |
Высказывают свои мнения, предполагают цели урока. |
Познавательные УУД: формирование умения выявлять сущность и делать выводы, целеполагание.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других, правильно строить речевые высказывания, умения формулировать свои мысли и высказывать их в правильной форме.
Регулятивные УУД: формирование умения концентрироваться на уроке и достижении поставленных целей.
Личностные УУД: понимание возможных целей урока и стремление к их достижению. |
4. Объяснение нового материала (3 минуты). Цель: познакомиться с биографией Чехова. |
Антон Чехов родился в большой семье в Таганроге. Его отец, Павел Егорович, сначала гонял продавать быков из Воронежской губернии в Москву, а в 1858 году стал купцом третьей гильдии. В браке с Евгенией Морозовой у них родилось шестеро детей, сам Антон был третьим. Обстановка в доме Чеховых была строгой: детям не позволяли бездельничать. Учиться будущий писатель начал в 1868 году в таганрогской гимназии. Там он взял литературный псевдоним Чехонте, по прозвищу, которое дал ему один из учителей. В 13 лет Чехов впервые побывал в театре, где шла оперетта французского композитора Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». Именно тогда Чехов полюбил сцену и литературу.
В 1879 году Чехов окончил гимназию и уехал из Таганрога в Москву. Там он начал заботиться о семье, обеспечивал близких на скромный доход от литературных публикаций. В этом же году Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета имени И.М. Сеченова. Чехов печатался в московских юмористических журналах «Будильник», «Зритель», «Осколки», сотрудничал с «Петербургской газетой», газетой «Новое время» и «Русскими ведомостями». Чеховский юмор особенный. Читая его произведения, нам становится одновременно и смешно, и горько. Для чеховской манеры письма характерен лаконизм- способность кратко и точно выражать важные и глубокие мысли. А.П.Чехов: «Краткость- сестра таланта».
Решаем ребусы и угадываем, о каком рассказе Чехова мы будем говорить сегодня (3 минуты) в парах:
Как вы думаете, какой рассказ называется юмористическим? О каких событиях может пойти речь в рассказе?
|
Слово учителя, беседа, решение ребусов в парах, угадывание названия рассказа. |
Слушают биографию Чехова, разгадывают ребусы, предвосхищают изучение рассказа. |
Познавательные УУД: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения заданий, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие информации.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других, правильно строить речевые высказывания, умения формулировать свои мысли и высказывать их в правильной форме.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений,предвосхищение результата.
Личностные УУД: сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения, потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
|
5. Объявление темы урока (2 минуты). Цель: совместное формулирование темы урока и запись в тетрадь. |
Запишите в тетрадь тему урока “А.П.Чехов. Юмористический рассказ “Хирургия”. Рассказ «Хирургия» был написан Антоном Павловичем Чеховым в августе 1884 года. Впервые был опубликован в юмористическом литературно-художественном еженедельном журнале «Осколки». Подписался Чехов тогда А. Чехонте. В 1886 году рассказ был включён в сборник «Пёстрые рассказы»
|
Работа в тетради, слово учителя. |
Записывают тему в тетрадь, слушают учителя. |
Познавательные УУД: формирование умения анализировать информацию и делать выводы.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других, правильно строить речевые высказывания, умения формулировать свои мысли и высказывать их в правильной форме.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, умение формулировать тему урока.
Личностные УУД: понимание темы и целей урока. |
6. Словарная работа (3 минуты). Цель: запоминание значений новых слов. |
Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства – органа местного самоуправления. Фельдшер – здесь: помощник лекаря, врача. Чечунчо́вый (устар.) – чечунча – плотная шёлковая ткань. Трико́вые брюки – брюки из шерстяной ткани узорчатого плетения. Дьячок – дьяк; низший служитель в православной церкви, не имеющий степени священства; то же, что пономарь, псаломщик, причетник. Бельмо́ – беловатое пятно на роговице глаза (помутнение) после воспаления или травмы. Карболовый раствор – раствор для дезинфекции (обеззараживания) медицинских инструментов. Просфо́ра (греч.prosphora – «приношение») – круглый хлебец из пшеничной муки особой выпечки, употребляемый в христианских обрядах. Тракция – стоматол.: извлечение зуба из лунки. Ока́зия – здесь: неожиданность, неудача, беда. Восвоя́си – домой, к себе.
|
Анализ новых слов. |
Читают и запоминают слова. |
Познавательные УУД:смысловое чтение как осмысление цели чтения, определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, стиля.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других, правильно строить речевые высказывания, умения формулировать свои мысли и высказывать их в правильной форме.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений.
Личностные УУД: способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции, сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения. |
7. Чтение рассказа (12 минут). Цель: познакомиться с рассказом “Хирургия”, запомнить детали. |
Распределение ролей для чтения рассказа. |
Чтение по ролям. |
Читают по ролям, следят за текстом. |
Познавательные УУД: формирование умения понимать юмористический рассказ, запоминать детали, понимать мотивы героев.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других, правильно строить речевые высказывания, умения формулировать свои мысли и высказывать их в правильной форме.
Регулятивные УУД: умение следить за текстом.
Личностные УУД: запоминание деталей художественного текста, анализ причинно-следственных связей. |
8. Гимнастикадля глаз(2 минуты). Цель: отдохнуть от долгого чтения. |
Проводит гимнастику. |
Здоровьесберегающая технология. |
Повторяют за учителем, отдыхают. |
Познавательные УУД: обучение методике глазной гимнастики.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других.
Личностные УУД: снять напряжение и усталость глаз учащихся. |
9. Беседа по содержанию рассказа «Хирургия» (3 минуты). Цель: провести первичный анализ понимания текста. |
- Понравился ли вам рассказ Чехова? - Как вы думаете, что побудило писателя к созданию этого произведения? В основу рассказа, вероятно, лёг случай, который Чехов узнал от одного из своих коллег – земского врача Петра Александровича Архангельского. Он поведал писателю о случае, когда практикант вырвал у пациента вместо больного зуба здоровый. Тогда Архангельскому осталось лишь грустно пошутить: «Рви здоровые, авось до больного доберёшься!». - Вспомните фамилию фельдшера. На что она намекает? - Каким перед вами предстает больной дьячок? - Кто вызывает больше смеха или сочувствия дьячок Вонмигласов? фельдшер Курятин?
|
Беседа, обдумывание текста произведения. |
Отвечают на вопросы, дополняют друг друга. |
Познавательные УУД: формирование умения понимать юмористический рассказ, запоминать детали, понимать мотивы героев.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других, правильно строить речевые высказывания, умения формулировать свои мысли и высказывать их в правильной форме.
Регулятивные УУД: планирование (определение промежуточных целей, составление плана и последовательности действий).
Личностные УУД: способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции, сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения, эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира, способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры, потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
|
10. Закрепление знаний (12 минут). Цель: провести закрепление знаний по рассказу Чехова. |
1 задание индивидуально Проверяем знание текста(тест). На вопросы отвечать «да» или «нет»(письменно), затем проверка работы.
2 задание в четверках
Кроссворд. 1) Где сказано: «Питие мое с плачем растворях», по словам дьячка? 2) Где, по словам фельдшера, мало потчевали дьячка березой? 3) Фамилия дьячка? 4) В какую больницу пришел дьячок? 5) Что было на глазу дьячка? 6) Какая жакетка была у фельдшера Курятина? 7) На бутыль с каким раствором перекрестился дьячок? 8) Где жил семь лет помещик Александр Иванович Египетский? |
Работа с тестом на запоминание фактов, групповая работа с кроссвордом. |
Выполняют задания лично и в группах, распределяют работу внутри группы, отвечают. |
Познавательные УУД: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения заданий, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие информации.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других, правильно строить речевые высказывания, умения формулировать свои мысли и высказывать их в правильной форме.
Регулятивные УУД: формирование умения объединяться в группы, распределять роли для эффективной работы, определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению, оценивание усвоенного. Личностные УУД: способность понимать художественные произведения, сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения, эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира, способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
|
11. Рефлексия - облако слов (2 минуты). Цель: получить обратную связь от обучающихся. |
Объясняет технологию создания облака слов, раздает печатные материалы. Каким каждый из вас был сегодня на уроке? Обвести 3 слова синей ручкой Каким показался вам рассказ? Обвести 3 слова цветной ручкой Какими показались вам герои рассказа? Обвести 3 слова карандашом
|
Технология облака слов. |
Выбирают слова из облака в соответствии с заданием и личными ощущениями. |
Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других, правильно строить речевые высказывания, умения формулировать свои мысли и высказывать их в правильной форме.
Регулятивные УУД: определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению, оценивание усвоенного.
Личностные УУД: способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции, - способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры, потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
|
12. Домашнее задание (1 минута). Цель: повторное и более внимательное чтение рассказа, нахождение деталей. |
Дает задание заполнить таблицу-характеристику героев рассказа. |
Слово учителя. |
Записывают домашнее задание. |
Регулятивные УУД: формирование умения самоконтроля и самомотивации, определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению, оценивание усвоенного.
Личностные УУД: формирование умения оценивать качество усвоенного материала и, если это необходимо, самостоятельно возвращаться к тексту литературного произведения. |
Слайды презентации: