Пчелкина Валерия Михайловна,

учитель биологии ГБОУ школа № 319 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока биологии по теме «Живое неживое, очевидное невероятное»

(6 класс)

Аннотация 
Урок биологии «Живое неживое, очевидное невероятное» разработан для 6-х клас-сов по учебнику, (УМК И. Н. Пономаревой. Биология (Линейная) (5-9). Данный урок предполагает представление информации в различных формах (анимация, иллюстрация, интерактив), что позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному, а глубокое эмоциональное включение позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравни-вая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия), все это делает ученика актив-ным субъектом образовательной деятельности.  Урок проходит легко и непринужденно для всех участников, так как не предполагает обязательных правильных ответов и оце-ночных суждений, а наоборот просит: «Ошибайся! Только так ты учишься!».  
Цель: обобщить и закрепить полученные раннее знания о различиях неживой и живой природы, ее признаках. 
Задачи урока:
Образовательные: 
– расширять знания школьников по предмету; 
– обобщать представление о признаках живой и неживой природы, природном разнообразии.
Развивающие: 
– создавать условия для усвоения знаний по теме урока;
– развивать логическое мышление обучающихся через выделение главного, срав-нение и обобщение.
Воспитательные: 
– воспитывать культуру поведения и сотрудничества при фронтальной работе, ин-дивидуальной работе и работы в группах.
Тип урока: урок комбинированный 
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная 
Планируемые образовательные результаты (на уровне Формирования УУД)
Личностные УУД: ответственное отношение к обучению; проявлять познаватель-ный интерес к изучению живой и неживой природы; понимать: учебные задачи и стре-миться их выполнить, свою успешность при изучении темы; 
Регулятивные УУД: организация своей деятельности на уроке; самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе; умение слушать другого.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; выбирать главное в тексте; создавать модель бактериальной клетки; представ-лять информацию в виде схем.
Предметные результаты:
– выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы.
– анализировать содержание учебного эксперимента, определять цель, ход и ре-зультат каждого из этапов
 
Технологическая карта урока
 

Слайды

презентации

Содержание деятельности

Учителя

Учащихся

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 1 мин (слайд 1)

Слайд № 1

Дает учащимся психологическую установку на урок.

Учитель:Добрый день. Начинаем наш урок. Я желаю вам хорошего настроения и доброго дня.

 

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей. Готовность класса к уроку.

МОТИВАЦИЯ – 3 мин

целеполагание

Учитель задает вопросы:

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Что изучает биология?

Учитель повествует о природном многообразии и подводит ребят к формулированию ими темы урока

Ответ учащихся

Ответ учащихся

Учащиеся формируют тему урока

Слайд № 2

«мотивация»

Эпиграф урока (на слайде):

«ОШИБАЙСЯ!

ТОЛЬКО ТАК ТЫ УЧИШЬСЯ»

 

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА обобщение знаний – 36 мин

Слайд № 3-6

Рубрика

“правда” – встань

“неправда” – сиди

 

 

Учитель:Первая рубрика “ПРАВДА” – ВСТАНЬ, “НЕПРАВДА” – СИДИ.  На экране будут появляться высказывания. Какие из них верные, а в каких-то допущены ошибки. Если вы считаете, что все верно – встаньте, если нашли ошибку – оставайтесь на своих местах.

(Обязательно спросить несколько человек почему они приняли то или иное решение)

Учащиеся встают либо остаются на месте, объясняя почему.  

 

 

Слайд № 7-9

Рубрика

«будь внимателен, не все так просто»

 

Учитель: Ребята, сейчас вы просмотрите 2 видеофрагмента. Ваша задача определить объект живой или неживой природы вы только что увидели. На ваших столах лежат камень и ветка, если вы считаете, что на видео представитель живой природы, то вместе с веткой проследуйте к окну, если неживой возьмите камень и пройдите к двери.

В конце рассказать где робот, а где человек

Учащиеся выполняют задание, обязательное обсуждение сделанного ими выбора

Слайд № 10-15

Рубрика

«эксперимент– основа познания»

 

 

 

 

 

1 Этап «Поешь если сможешь» (на каждом столе стоит тарелка с конфетами, за одним из столов сидит мягкая игрушка).

Учитель: Ребята, перед вами стоит тарелка, раскройте ее и возьмите каждый по конфете. После того как все съели задать вопрос: «Ребята, а все ли из присутствующих поели? А почему мишка не поел?»

 2 Этап «Послушай если сможешь»

(вызывается один ученик к доске, ему надеваются наушники)

Ученика предлагается прослушать отрывок из классического музыкального произведения и ответить на вопрос о то, что они почувствовали. (подводим беседу к таким словам как чувства, эмоции). У того, кто в наушниках тоже спрашиваем, что он почувствовал.

3 Этап «Посмотри если сможешь»

За каждым столом сидит по 4 человека (каждому участнику присвоен номер, рядом с участником №2 лежит шарф, перед каждым учеником перевернутый лист А5: на 2 листах напечатана фотография природы, один пустой, на другом написано «здесь ничего нет, придумай эмоцию сам») участнику №2 предлагается завязать глаза участнику №1 и все переворачивают листы и смотрят их содержимое.

Опять задается вопрос о чувствах и о том каким образом мы можем ими поделиться.

Учащиеся отвечая на вопросы формируют признак живого – питание.

 

 

 

Учащиеся рассказывают о своих чувствах и эмоциях

 

 

 

 

Учащиеся рассказывают о своих чувствах и эмоциях и о том, что мы можем передать свои эмоции через творчество.

(работа в группах)

Слайд № 16-18

Рубрика

«я чувствую – значит, я живой»

 

 

 

Ученикам предлагается просмотреть видеоряд, на котором показано как собака и слон рисуют картины. Задается вопрос: «А передают ли авторы картин свои эмоции нам – зрителям?

Задается следующий вопрос: «А способны ли животные испытывать чувства?

 И сразу после озвученного вопроса включается фрагмент из фильма «Хатико»

Ученики дискутируем и приходят к выводу, что это результат дрессуры.

 

Ученики отвечают на вопрос

РЕФЛЕКСИЯ – 5 мин

Слайд №19

 

На столе перед классом стоит чаша и ваза с водой.

Учитель: «Ребята, наш урок подходит к концу и прежде чем прозвенит звонок я прошу вас если вам не понравился урок или остались вопросы по пройденной теме взять камень и опустить в чашу, если же все понравилось взять веточку и поставить в вазу. Так я узнаю, что наш урок был живым»

 
Выходные данные учебников/пособий:
1. Биология: 5 – 6 классы: учебник/ Т. С. Сухова, В. И. Строганов. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2019. – 176 с. : ил. – (Российский учебник).
2. Биология: 5 – 6 классы: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / Т. С. Сухова, В. И. Строганов. – 3-е изд., стереотип. – М. : Вентана-Граф, 2020. – 64 с. : ил. – (Российский учебник).
 
 
Вы здесь: Home публикации Материалы Методическая разработка урока биологии по теме «Живое неживое, очевидное невероятное»