Басманова Г.П.,

методист, педагог-психолог ГОУ ЦО № 671

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ 
ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «АВТОРСКИЕ СКАЗКИ»

Проектная деятельность с активным использованием ИКТ как одна из перспективных технологий, применяемых при решении проблем, возникающих в начальной школе у детей мигрантов.

Проблемы, возникшие в связи с появлением в начальной школе детей мигрантов, могут успешно решаться при реализации программы «Социальная адаптация детей мигрантов». Одной из перспективных технологий, применяемых при решении поставленных в программе задач, является проектная деятельность с активным использованием ИКТ.

Задачи современной школы 

«Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире… Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий» [1, с.1] — таким видится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ученик ХХI века. 

Задачи воспитания личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, личности толерантной — это очень серьезные и весьма актуальные задачи.

Как же достичь решения этих задач?  

Решение возможно:

•через индивидуальный подход к обучению, который предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе;
через внеаудиторную занятость — кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия;
через создание новых программ дополнительного образования;
через осуществление проектной деятельности. 

Для решения проблем, возникших в связи с появлением в школах детей мигрантов, членами педагогического коллектива ГОУ МУК «Перспектива» была разработана программа «Социокультурная адаптация детей мигрантов» для учащихся начальной школы, имеющих проблемы социокультурной адаптации. Эта программа работает уже 3-й год.

Программа рассчитана на 2 года обучения (272 часа), она интегрированная, состоит из 2-х блоков «Культура речи. Сказочный театр», «Декоративно-прикладное искусство».

Цель программы — создание благоприятных условий для наиболее полной социокультурной адаптации детей мигрантов и детей, имеющих сходные проблемы, в поликультурной среде в условиях жизни мегаполиса с помощью формирования навыков культуры речи, освоения конструктивных приемов общения, творческого развития личности учащихся.

Особенность программы — быстрая языковая адаптация детей мигрантов через формирование ценностного отношения к культурно-национальному наследию России и других стран средствами театральных и игровых технологий, декоративно-прикладного искусства, ИКТ. 

Мы с ребятами много рисуем и много сочиняем. Чтобы наши действия достигли практического результата, возник проект «Авторские сказки».

Проектная деятельность

Определение понятия «проект»:

«Проект —  это 

– план будущего сооружения, устройства; 
–  предварительный текст чего-нибудь». [2,с.162]

Учебный проект — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта [3].

Метод проектов сегодня относится к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. 

Реализация проекта «Авторские сказки» 

При реализация проекта «Авторские сказки» большую роль играют информационно-компьютерные технологии. Их использование помогает мотивировать учащихся и успешно реализовать многие этапы проекта.

Этапы реализации

1. Планирование проектной деятельности.
2. Знакомство с русскими народными сказками.
3. Тестирование по выявлению уровня знаний о сказке.
4. Создание алгоритма работы над авторской сказкой. 
5. Создание рисунков.
6. Работа над авторской сказкой с использованием арт-терапии и сказкотерапии, элементов театрализации созданной сказки.
7.Редактирование текста сказки.
8.Набор текста сказки.
9.Создание макета сборника авторских сказок.
10.Фотосессия авторов для создания сборника авторских сказок.
11.Сканирование рисунков для сборника. 
12.Печать сборника сказок.

На этапе планирования проекта учитель помогает ребятам сформулировать цель проекта, четко представить, какой конечный результат нужно получить.

Тестирование по выявлению уровня знаний о сказке проводится в интерактивной форме. Первый вариант теста предполагает коллективную работу, второй вариант – индивидуальную. При подготовке теста использована программа Power Point с применением триггеров (объект или кнопка для переключения).

Сказочный кроссворд обобщает знания о сказках, позволяет видеть уровень владения материалом. Использование картинок помогает запоминанию названий сказок.

Алгоритм работы над авторской сказкой создается педагогом, а затем предлагается ребятам в интерактивной форме для обсуждения по вопросам.

Примерные вопросы для обсуждения

• С чего мы начинаем знакомство со сказкой? (С просмотра рисунков, с чтения названия сказки, ее автора).

• Кто такой автор сказки? (Тот, кто ее написал).

• Что мы определяем затем? (О чем рассказывается в сказке, тему сказки).

• Зачем нам нужны рисунки к сказке? Что легче для вас, написать сказку при помощи букв или нарисовать? 

• Кто такие герои сказки? Каких сказочных героев вы знаете? Каковы их характеры?

• Как строится сказка? Как она начинается? Как заканчивается?

• Зачины и концовки сказки

Отработка навыка различения зачина сказки и концовки проводится с использованием интерактивного задания. Зачины и концовки берем из русских народных сказок и из сказок, сочиненных детьми. При интерактивной форме отработки задания мы используем визуальный и вербальный каналы восприятия, что способствует лучшему усвоению терминов. Ситуация выбора активизирует работу обучающихся.

Сочинение основной части

Затем ребята знакомятся с правилами сочинения основной части сказки. Они осваивают понятия «сюжет», «неожиданный поворот сюжета», «волшебные предметы», «волшебные герои», «добро и зло», «поиск выхода из сложной ситуации». 

Создание рисунков и сочинение

Следующий этап работы — это создание рисунков и сочинение сказок, затем идет коллективное редактирование сказок: работа в группах, в парах, обмен текстами. 

Создание рисунков может проходить различными способами. Рисуем карандашами и мелками, рисуем на компьютере, а начинаем с раскрашивания уже готовых рисунков, так как многие ребята не знают название цветов по-русски, а некоторые – и на своем родном языке.

Редактирование авторской сказки 

Алгоритм редактирования авторской сказки в бланковом или в компьютерном варианте помогает успешно справляться с задачей редактирования созданного текста.

Набор текста сказки на компьютере позволяет ребятам по-настоящему ощутить себя авторами, участниками создания целой книжки. Это повышает самооценку, мотивацию к созданию конечного продукта в процессе учебной деятельности. 

Фотосессии дают возможность запечатлеть процесс работы над проектом, наглядно зафиксировать успехи. Фотографии очень востребованы у родителей и у самих детей.

Создание макета сборника сказок

Завершающим этапом является создание макета сборника сказок. Для этого проводится интегрированное занятие двух курсов ДПИ и Сказочный театр. 

Затем ребята создают необходимые дополнительные иллюстрации к сборнику в программе Paint. Все, что не включается в сборник, находит применение в других проектах или выступлениях.

Пример мультимедийного проект

Мультимедийный проект по сказке Сутеева «Утенок и цыпленок». Сначала дети на кружке ДПИ делали объемные аппликации с изображением утенка и цыпленка, с этими работами проводились ролевые игры, затем дети рисовали в компьютерной программе Paint. Для озвучивания использовалась программа Music Studio.

В завершении проектной деятельности проводится большой праздник для членов кружка, их родителей и групп продленного дня начальной школы. На празднике ребята чувствуют себя хозяевами положения, людьми, сделавшими настоящее нужное дело. Так незаметно для них происходит работа по развитию речи и адаптация в коллективе школы. 

Итоги реализации программы

В 2010 году в городском конкурсе среди образовательных учреждений Санкт-Петербурга на лучший проект по социально-культурной адаптации детей мигрантов средствами образования, в номинации социально-педагогическое партнёрство, ГОУ МУК «Перспектива» стал победителем и получил диплом I степени за проект «Реализация программы дополнительного образования «Социокультурная адаптация детей мигрантов»».

В марте 2011 года приняли участие в конкурсе инновационных продуктов «Петербургская школа 2020» (9 место).

Использованные источники

1.Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утверждена приказом Президента  РФ от 04 февраля 2010 г. Пр-271).
2.Краткий толковый словарь русского языка. /Под редакцией Розановой В.В., М.: Русский язык, 1988.
3.Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007.
4.Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. СПБ, Речь, 2007.
5.http://ru.wikipedia.org/wiki