Букатикова Л. С., Лунева Г. Г., 

методисты ЦИ ГОУ ЦО № 671

МОНИТОРИНГОВЫЕ СИСТЕМЫ 
КАК ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Представлен обзор мониторинговых систем для диагностики и контроля знаний учащихся. АИС "Знак" как система для проведения процедуры государственного контроля качества образования.

Перед образованием России поставлена задача — стать реальной основой социально-экономического развития общества, системой открытой, результаты деятельности которой оценивают общественность, потребители и работодатели. Это означает государственное и общественное требование к существенному повышению качества образования.

Индивидуальные образовательные достижения обучающихся представляют собой наиболее значимый объект оценки.

Применение ИКТ для контроля повышения качества знаний обучающихся позволяет, с одной стороны, придать оценке ученика более объективный характер, а с другой стороны, — помочь учителю в проверке полученных знаний и анализе результатов.

В новой школе, где процесс обучения должен стать многообразным, вариативным, важная роль отводится внутренней, а так же внешней системам оценки качества.

Все большее применение в школе находит тестирование как способ проверки знаний. Тестирование стало основной формой сдачи экзаменов, поэтому тестовые технологии активно вводятся в процесс обучения.

В условиях быстрого развития ИКТ и Интернет- технологий предлагается использовать технологию автоматизированного мониторинга качества обучения, которая позволит быстро оценить текущую учебную деятельность учащихся, скорректировать учебный процесс для достижения конечного результата.

Многие активные учителя, педагоги, разработчики программ начали создавать свои программы тестирования и размещать их на сайтах. Сегодня существует множество различных мониторинговых систем оценки качества.

Отметим наиболее используемые системы тестирования:

My Test X

В 2003 году учитель информатики Башлаков Александр Сергеевич разработал программу My test, которая развивается и по сей день. Современная версия My Test X — это система программ (тестирование, редактор тестов и журнал результатов) для проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.

Тестирование можно проводить в контрольном и обучающем режиме, где можно воспользоваться подсказками, теоретическим материалом. Работает система и на компьютерах с операционной системой Linux. Программа My Test распространяется бесплатно.

Но, как и во всех программах, разработка качественного теста — длительный и трудоемкий процесс. На портале А.С. Башлакова mytest.klyaksa.net он проходит коллективно.

MegatestPro

Широко используется универсальный тестирующий программный комплекс MegatestPro 2.85 для учебных заведений всех профилей: www.megatestpro.ru. Можно провести учебное и контрольное тестирование. Имеются программа управления тестированием, редактор тестов, журнал и личные кабинеты учащихся. Выполняется графический и табличный анализ контрольного тестирования.

Это полнофункциональная версия, ограниченная 30 днями свободного пользования. Далее необходимо приобрести Лицензию на использование продукта.

STS — Школьная тестовая система

Создана специально для учителей. Позволяет работать как в локальной сети, так и без нее. Система при тестировании автоматически настраивает тест по сложности вопроса в зависимости от ответов тестируемого и равномерно распределяет вопросы по сложности. К достоинствам системы можно также отнести возможность настройки тестов по критериям оценки, что позволяет дифференцированно относиться к классам разного уровня. Система дает возможность анализа результатов тестирования по наиболее часто применяемым в школе параметрам (http://www.softportal.com).

On line-программа «Мастер - тест» 

Эта система удобна в дистанционном обучении. Для работы с тестами не требуется дополнительной установки, но необходима бесперебойная работа Интернет (http://freesoft.ru).

Программа «Фраза»

Своеобразный электронный репетитор, разработанный опытными преподавателями русского языка, методистами и психологами. С помощью данной программы можно повысить уровень грамотности письма. Программа подводит итоги и выставляет оценку, ведет статистику успеваемости.

Тест на сайтах учителей-предметников

Есть сайты учителей-предметников, которые можно назвать методическим кабинетом. Например, www.uztest.ru сайт учителя математики Ким Натальи Анатольевны, которым пользуются многие учителя. Учитель в своем кабинете подготавливает тесты и тренинги, учащиеся заходят на сайт и выполняют эти задания, причем для каждого ученика программа сайта создает уникальный вариант.

В настоящее время учащихся можно протестировать в режиме on-line, т.к. существуют многочисленные варианты такого тестирования.

Здесь перечислена лишь небольшая часть тестирующих программ, которыми учитель может воспользоваться на уроке.

Организация внутреннего контроля качества знаний осуществляется в каждом образовательном учреждении по желанию учителя (выбор компьютерной программы, формы проведения тестирования) в соответствии с внутришкольным планом.

Реализация внешней оценки качества обучения проводится региональными органами управления на основе независимой компьютерной диагностики. 

Комитет по образованию города определил систему АИС «Знак». Данная система позволяет оценить качество обученности, получить мгновенный результат. 

В соответствии с распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 14 марта 2011 года «О подготовке к проведению государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях Cанкт-Петербурга» было проведено анкетирование образовательных учреждений района о готовности к проведению данной процедуры, и 18 образовательных учреждений ответили на вопросы анкеты.

Анализ результатов анкетирования свидетельствует, что больше половины образовательных учреждений района были знакомы с системой АИС «Знак», 12 учреждений  использовали систему для текущей аттестации учащихся. В большей степени это учителя информатики, и только в 6 школах — учителя других предметов. Для подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ работу в Программе проводили 4 учреждения. 

Результаты анкетирования представлены на диаграмме.

 

В настоящее время во всех учреждениях района установлена АИС «Знак» и активно используется в работе. Аккредитация ОУ и аттестация учителей, процедура государственной оценки качества обучения осуществляются с использованием данной системы. 

Второй год Центр информатизации района совместно с отделом образования организует проведение районных диагностирующих работ по предметам, которые учащиеся выбирают для сдачи экзаменов в формате ЕГЭ.

Следовательно, учащиеся должны  работать в системе грамотно, учителя должны уметь создавать тесты и использовать их в учебной работе, уметь осуществлять автоматизированный сбор результатов, способствующий быстрому и эффективному анализу результатов и планированию дальнейшей работы по повышению качества знаний.

Для этого Центр информатизации предлагает проведение обучающих семинаров для учителей, методистов  по подготовке тестовых заданий. Проводит активную работу по созданию районной базы тестов по предметам с целью использования их для оценки качества обученности учащихся.

Однако использование АИС «Знак» не исключает возможности образовательных учреждений и учителей-предметников применять в текущей работе другие мониторинговые системы оценки качества для повышения результативности обучения.