Безрученко Л.И.

учитель информатики, методист ЦИ ГОУ ЦО № 671

ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Обзор работ, представляемых учителями района на конкурсы и фестивали, разработки уроков, публикуемые на образовательных сайтах  разного уровня, показывают, что современный учитель последовательно и творчески овладевает ИКТ в трех основных направлениях: технологии Microsoft Office, технология интерактивных досок  и «облачные» технологии как настоящее и будущее ИТ. 

За последнее десятилетие наша школа пережила три важнейших этапа развития в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

I. Компьютеризация, основная цель которой — внедрение средств информатизации (СИ) и освоение новых компьютерных технологий.
II. «Технологизация» учебного процесса  предусматривает  внедрение учебных средств ИКТ в образовательный процесс. 
III. «Интернетизация», целью которой является формирование единого информационного пространства в школе. 

Ключевая роль в решении задачи внедрения ИКТ в образовательный процесс принадлежит учителю. Успешное решение этой задачи опирается на обязательные компоненты:

• повышение ИКТ - компетентности учителя;
• владение наряду с традиционными формами обучения новыми формами и новым технологическим инструментарием.

На первый план выступает качество используемых ИК-технологий и разработанных на их основе электронных (ЭОР) и цифровых (ЦОР) образовательных ресурсов.

Образовательные технологии (ОТ)

Понятие «образовательные технологии» многозначно. Мы будем рассматривать ИКТ-инструментарий, которым последовательно и творчески овладевают учителя [1].  

Учитель и проблемы выбора технологии

Учитель как ключевая фигура образовательного процесса всякий раз стоит перед нелегкой проблемой оптимального выбора:

• во-первых, формы урока для эффективного раскрытия темы урока;
• во-вторых, того или иного инструментария для использования уже имеющихся многочисленных ЦОР  и ЭОР или для разработки собственного образовательного ресурса, адекватного выбранной форме урока. 

В распоряжении учителя имеются наиболее полные и рекомендованные к использованию порталы с ЭОР:

• Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР http://eor.edu.ru).
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru) 
• Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (ИС «Единое окно» http://window.edu.ru) 

Направления в ОТ

В настоящее время можно отметить три основных направления, которые в большей мере освоены и продолжают осваиваться современным учителем:  

• Технологии Microsoft Office .
• Технология интерактивных досок (ИД).
• «Облачные» технологии как настоящее и будущее ИТ. 

 Овладение технологиями Microsoft Office  в значительной мере освободило учителя от рутинного труда по подготовке раздаточного материала для учеников на уроке, сделало возможным творческое создание авторских разработок. 

Впитав многие технологические принципы, присущие технологиям Microsoft, интерактивные доски существенно повысили динамичность подачи материала и позволили активнее включить ученика в учебный процесс.

Интерактивные доски как устройства со  специальным программным обеспечением разрабатывались различными фирмами не только для образовательных целей. Однако ИД как инструмент образовательных технологий быстро завоевывает симпатии учителей.

Сопоставим технологии PowerPoint (PP) и ИД. Анализ показывает, что многие образовательные формы могут быть успешно реализованы как в технологии PP, так и в технологии ИД:

• «Вопрос – ответ»;
• «Вопрос – ответ, проверка»; 
• «Вставь пропущенную букву»;
• «Убери лишнее»;
• «Соответствие»;
• «Упорядочение»;
• «Сортировка».

Утверждение, что «Презентации в PowerPoint — прошлый век!», по крайней мере, спорно. 

Возможности PP далеко не исчерпаны: 

• далеко не всеми освоено использование триггеров, что важно при разработке тренажеров и интерактивных тестов;
• большинство учителей не использует макросы и программирование в Visual Basic Application. 

Технология ИД проста и удобна — это «плюс»! Динамичная интерактивность — существенное преимущество по сравнению с PowerPoint. Однако ИД — дорогое оборудование. Стандартное программное обеспечение развивается для каждой доски свое и не обязательно бесплатно. Поэтому учителю  приходится разрабатывать собственную галерею объектов, необходимых для разработки презентаций к урокам, а еще плодотворнее — создавать авторский учебный комплекс. 

Не отвергая ни одну из технологий как обсуждаемых, так и тех, которые остались за рамками доклада (Flash-технологии, видео -технологии и др.), следует иметь в виду интенсивное развитие «облачных» технологий.

«Облачные» технологии

«Облачные» технологии подразумевают работу с удаленными серверами и дистан-ционные формы обучения, уже занимают заметное место в учебном процессе и неизбежно станут неотъемлемым элементом информационной культуры учителя. 

Сервисы «облачных» вычислений представляют собой [2,3] приложения, доступ к которым обеспечивается через Интернет посредством обычного интернет-браузера или других сетевых приложений, например, FTP-клиента. 

Главное отличие «облачных» сервисов от метода работы с ПО на компьютере пользователя: 

•пользователь использует не ресурсы своего ПК, а компьютерные ресурсы и мощности, которые предоставляются ему как интернет-сервис;
пользователь имеет полный доступ к собственным данным и возможность работы с ними, но не может управлять той же операционной системой, программной базой, вычислительными мощностями и т.д., с помощью которых эта работа происходит. 

«Облачные» сервисы Google

Примером активно используемых учителями сервисов являются «облачные» сервисы Google. Этот сервис достаточно функционален, доступен и прост, и позволяет осуществлять работу с текстовыми документами, электронными презентациями и электронными таблицами;

•работу с векторными изображениями и графическими файлами,
хранение резервных копий данных на дисковом пространстве провайдера,
создание форм,
работу с электронной почтой.

Следует отметить, что Google Docs имеет некоторые ограничения по сравнению с MS Word и MS Excel.

Примеры облачных сервисов

Приведем несколько примеров облачных сервисов, которые полезно использовать в учебном процессе.

FastEsite — сервис для создания Web-сайта. На Web-сервисе доступны

•профессиональная графика для Web-сайта,
подготовка материалов для публикации Web-сайта,
поддержка Web-сайта и контроль,
собственный домен в интернете,
доступ к программному обеспечению, которое позволяет произвести отдельные изменения Web-сайта,
демонстрационная версия (7 дней). 

Для создания презентаций Web-сервис  Sliderocket позволяет

•создавать презентации с использованием звуков, видео, flash-роликов и интерактивных эффектов, 
хранить презентации и файлы при совместной работе в режиме on-line с контролем версий,
осуществлять публикацию и демонстрации презентаций через Web-конференцию.

Пример сравнительно новой развивающейся технологии для создания Web-презентаций, используемой при разработке образовательных ресурсов в «облаке» (Web-сервис Prezi.com). Возможности Prezi позволяют создавать презентации нового вида с нелинейной структурой. Всю презентацию можно свернуть в одну картинку и, напротив, каждый элемент презентации может быть увеличен (акцентирован) для более детального изучения и привлечения внимания. Prezi.com — это социальный сервис, а значит, презентации могут создаваться коллективно, и это качество можно использовать при работе над совместными проектами. Готовая презентация может быть успешно загружена на диск, ее дальнейшее использование не требует при этом установки какого-либо программного обеспечения. Как и любой социальный сервис Prezi.com требует регистрации на нем участников. Зарегистрированный пользователь получает 

100 Мбайт сетевого пространства для реализации своих идей.

О работе с сервисом можно ознакомиться с материалами на сайтах [4]. 

Lunapic — редактор фотографий для Pictures  Tumblr, Twitter и Facebook.  

Примеры бесплатных облачных хранилищ

Windows Live SkyDrive — это хранилище  считается «номер один» по объему дискового пространства, бесплатно предоставляемого зарегистрированным пользователям — 25 Гбайт! Хранить можно файлы любых форматов, но некоторые получают дополнительные преимущества. Например, документы Office с помощью интегрированных в SkyDrive Office Web Apps можно редактировать прямо в браузере. 

Amazon cloud drive — хранилище на 5 Гбайт дискового пространства, закачивание файлов ведется через сайт или специальную утилиту, сервис оптимизирован под хранение в on-line музыки и раздачу ее затем на другие домашние компьютеры или устройства под управлением Android.

Flickr — сервис, предназначенный для хранения и дальнейшего использования пользователем цифровых фотографий и видео роликов, является одним из первых Web 2.0 сервисов и одним из самых популярных сайтов среди блоггеров.

Компьютер будущего

«Современные компьютеры работают все медленнее, не справляясь с задачами, которые ставит перед ними человек. Ученые уже разрабатывают вероятностные процессоры, молекулярные, биологические, оптические и квантовые компьютеры, которые придут устаревшим машинам на смену» [5].

Каким видится компьютер в эпоху развитых «облачных» сервисов? Тенденция совершенствования современных компьютеров связана также с такими качествами как мобильность и габариты. 

Мобильность — главное качество. Уже сейчас ноутбуки является основным инструментом для делового человека. В дальнейшем эта тенденция только усилится. Габариты – ноутбуки становятся тоньше, легче, диагональ 13–15 дюймов.

Учитывая современные тенденции развития компьютерных технологий, можно полагать, что в скором времени использование облачных технологий будет важнейшим инструментарием в работе учителя, воспитателя, руководителя.

Овладение навыками работы с образовательными порталами и облачными сервисами, предоставляющими возможность работы с удаленным программным обеспечением, освобождает учебное заведение и отдельных пользователей — участников образовательного процесса — от необходимости приобретать дорогостоящее лицензионное программное обеспечение и более мощные ПК, решает проблему размещения и хранения информации большого объема.

Использованные источники

1. М.Е.Бершадский /Эффективные образовательные технологии.
http://bershadskiy.ru/index/disk_quotehffektivnye_obrazovatelnye_tekhnologiiquot/0-23
2. Обзор бесплатных "облачных" сервисов для синхронизации и хранения данных.  
Информационный IT-портал LP-DIGITAL.RU
3. http://venture-biz.ru/informatsionnye-tekhnologii/205-oblachnye-vychisleniya
4. Материалы при работе с Prezi.com 
http://www.openclass.ru/dig-resource/105356 http://www.nachalka.com/node/1143
5. Виталий Краснов / CNews Компьютеры будущего: основные концепты.
http://md.cnews.ru/reviews/index_science.shtml?2010/09/17/409024