Жарова Т. И.,

учитель-логопед специальной (коррекционной) школы-интерната (VI вида) № 49 «Школа здоровья» Петродворцового района

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Актуальность вопросов обучения, воспитания, развития детей, больных сколиозом, а также консервативного лечения патологии позвоночника и нарушения осанки у детей не теряет остроты, поскольку частота таких заболеваний, по данным НИИ детской ортопедии им. Г. И. Турнера, неуклонно возрастает. Так, по России нарушение осанки выявлено у 40-80% детей и подростков, частота искривления позвоночника за последние годы увеличилась с 3 до 10 %.

Сколиоз — заболевание опорно-двигательного аппарата, сопровождающееся искривлением позвоночника во фронтальной плоскости с ротацией тел позвонков. У детей наблюдаются задержка раз¬вития двигательных умений и навыков, задержка и нарушение процессов костеобразования, слабость связочно-мышечного аппарата и связанные с ними недостаточное развитие мышечного корсета, нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обострение сопутствующих заболеваний, снижающих уровень физического раз¬вития и соматического здоровья ребенка. У таких учащихся замедлена скорость мыслительных процессов, понижена работоспособность, повышена утомляемость, замедлена нервная реакция, расстроена координация движений [5].

В помощь детям со сколиозом и нарушением осанки в 1962 году в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга создана школа-интернат № 49. Здесь дети и лечатся, и получают основное общее образование.

Лечение детей со сколиотической болезнью осуществляется круг¬лые сутки. В лечении участвуют практически все работники школы. Эффективность лечения определяется взаимодействием лечебного и учебно-воспитательного процессов. В условиях интерната осуществляется консервативное лечение сколиоза.

Лечебно-оздоровительный комплекс школы включает:

- ортопедическую службу (лечение опорно-двигательного аппарата — позвоночника, стоп);

-   педиатрическую службу (осуществляет лечение сопутствующих заболеваний);

-   кинезиотерапию (лечебная физкультура, плавание, массаж, общая физическая подготовка);

-   физиотерапевтическое лечение (УВЧ, УФО, ЭМС, светомагни-толазеротерапия, электронейростимуляция спинного мозга, электрофорез);

-   нетрадиционную медицину (иглорефлексотерапия, остеопатия, методы мануальной терапии).

Компонентами лечения являются рациональное пятиразовое питание, соблюдение режима аэрации, динамические музыкальные паузы с упражнениями разных групп мышц на 19-й минуте каждого урока, дневной сон для учащихся начальной школы, игры и прогулки на свежем воздухе, строгое соблюдение ортопедического режима (обучение лежа на ортопедической кушетке, сменяемость позы, ношение корсета по рекомендации врача). При составлении расписания учитываются чередование предметов по трудности, смена видов деятельности, пик утомляемости, дозирование нагрузок.

С целью организации взаимодействия специалистов школы по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, развития культуры здоровья и на ее основе формирования здорового образа жизни была создана служба здоровья. Учителя и воспитатели школы-интерната № 49 на уроках и в общей программе работы школы используют здоровье-сберегающие технологии, которые позволяют работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников. Задачей всего медико-педагогического коллектива школы является сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся, воспитание культуры здоровья [4].

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда является главным средством коррекционно-развивающей работы с детьми. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достижению максимально возможных успехов не только в преодолении речевых трудностей, но и оздоровлении всего организма ребенка.

Здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов, создают психофизиологический комфорт во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» в своих силах.

Логопедическая направленность приемов здоровьесбережения предполагает выявление и развитие компенсаторных возможностей ребенка с учетом его психофизиологических особенностей.

Исследования многих ученых показали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения являются важнейшим факто¬ром, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка [1].

Кинезиологические упражнения А. А. Сиротюк

-   «Петушок». Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

-   «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем, последовательно: указательный, средний и т. д.

-   «Кулак — ребро — ладонь». Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямлённая ладонь на плоскости.

-   «Шарик». Все пальчики обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух выходит, и пальчики принимают исходное положение.

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывает самомассаж, упражнения с кистевым эспандером, занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, бисера) [3, 4, 6].

Упражнения на развитие движений кисти и пальцев рук

1.   Упражнение с эспандерами.

Берём кистевой эспандер. Сжимаем резиновое кольцо на каждый ударный слог, проговаривая:

Я сожму свое кольцо -Буду сильным молодцом. Буду младших защищать, Буду слабым помогать. Пополам его согну И восьмеркой заверну.

После каждой строки — смена рук. Эспандеров должно быть столько же, сколько и детей.

2. Самомассаж ладоней игольчатыми мячиками с закругленными шипами. С этими словами дети катают мяч между ладоней — одна сверху, другая снизу.

Я мячом круги катаю, Взад-вперёд его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. Я сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка.

В работе с логопатами, у которых диагностированы дизартрия, ринолалия, когда имеются нарушения тонуса мышц, использую логопедический массаж: дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий), элементы точечного массажа и зондовый массаж [2, 3]. Эти активные методы механического воздействия в комплексе с артикуляционной гимнастикой способствуют:

-   нормализации мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

-  уменьшению проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

-  увеличению объема и амплитуды артикуляционных движений; 

-   активизации тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

-   формированию произвольных координированных движений органов артикуляции.

Самомассаж мимической мускулатуры

Мы ладошки растираем (растираем ладошки рук), И лицо обогреваем (водим ладошками по щекам). Растираем лобик тоже (правой, левой ладошкой проводим по лбу), Тёплым стать ему поможем (левой ладошкой проводим по лбу). Щёчки надуваются (одновременно надуваем обе щеки). Губки улыбаются (губы растягиваем в улыбке). Подбородок разотрём (правой и левой руками одновременно растираем подбородок),

Губки дружно пожуём (надавливаем верхними зубами на нижнюю губу, затем наоборот). Здесь живёт наш язычок, Пусть погреется дружок (прикусываем язык передними зубами).

На занятиях использую и упражнения на релаксацию, снимающие напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

Упражнение на релаксацию «Любопытная Варвара» на расслабление мышц шеи

Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе обучения, обусловливают необходимость применения гимнастики для глаз [6]. Упражнения по укреплению глазных мышц необходимо выполнять в медленном темпе.

-   Движения глазами вверх (на потолок) и вниз (на пол) — 8-10 раз (голова неподвижна).
-  Движения глазами слева направо и обратно — 8-10 раз (голова неподвижна).
-   Круговые движения глазами в одну и другую сторону — повторить 4-6 раз.
-   Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их на 3-5 секунд, повторить 4-6 раз.
-   Быстро моргать 10-15 секунд, сделать перерыв на 5-10 секунд, повторить 2-3 раза.-   Выставить палец руки перед лицом на расстоянии 25-30 см от глаз и медленно переводить взгляд с пальца вдаль и обратно.
-   Нажимать на верхнее веко тремя пальцами каждой руки по 2-3 раза, повторить 3-4 раза.
-   Вытянуть руку и смотреть на конец пальца. Медленно приближать палец к лицу, пока он не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

Использование упражнений по профилактике нарушения зрения должно стать нормой, правилом жизнедеятельности.

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика [4]. Дыхательные упражнения использую как физкульт-минутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания.

Упражнения для развития дыхания

-   Игра «Мыльные пузыри». Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.
-   «Снегопад». Прикрепить с помощью нитки к деревянной палочке вырезанные из бумаги снежинки. Предложить детям подуть «ветерком» и «снежинки» будут колыхаться. Следите за тем, чтобы вдох производился через нос, плечи не поднимались. Выдох был плавный и ротовой, и щеки не надувались.
-  Упражнение «Ладошки».

И. п.: встать прямо, поднять ладошки на уровне лица, локти опустить. Делать короткий шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

-  Упражнение «Ушки».

И. п.: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову вправо к плечу — короткий шумный вдох носом. Принимаем исходное положение — ротовой выдох. Затем накло¬нить голову влево — тоже вдох. Принимаем исходное положение — выдох ртом. Повторить 3-4 раза.

В результате возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. С 2010-2011 учебного года в индивидуальной работе с логопатами применяю метод биологической обратной связи (БОС). Компьютерная программа «БОС — здоровье» позволяет ребенку видеть и слышать, как работает его организм, помогает в игровой форме формировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания с удлиненным равномерным выдохом. В результате тренировок происходит синхронизация работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, снижаются симптомы гиперактивности и психомоторной расторможенности.

Следует помнить, что оздоровительно-коррекционная работа на логопедических занятиях проводится только в игровой форме. А любой маленький успех ребенка становится общим праздником.

Создание здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях способствует профилактике различного рода речевых нарушений. Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корригирующих методов определяется повышением уровня  ] физического и психического здоровья каждого логопата.

Таким образом, применение системы методов педагогики оздоровления способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка.

Литература

1.     Беляковская Н. Н., Засорина Л. Н., Макарова Н. Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии: Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с. — (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ») (8).
2.     Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. — ПО с.
3.     Крупенчук О. И. Пальчиковые игры для малышей. — СПб.: Издательский дом «Литера», 2011. — 32 с.
4.     Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М.: АРКТИ, 2003. — 272 с.
5.     Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки / Под ред. Г. А. Халемского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002. — 80 с.
6.     Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО, 2006. — 160 с.