Илатовская Н. С,

методист ГБОУИМЦ Петродворцового района

СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ЗДОРОБЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. ...Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом.

/Д. А. Медведев, Президент России, из послания Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года/

Благополучие детей, их развитие, своевременное включение в жизнь общества определяют будущее государства. Улучшение показателей здоровья, образования, среды обитания подрастающего поколения — приоритетная задача общества. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что задача системы образования состоит не только в том, чтобы учить и воспитывать, но и в том, чтобы формировать здоровый образ жизни.

За последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. Состояние здоровья обучающихся вызывает серьезную тревогу специалистов. Кризисные явления в области экологии, экономики способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили физическое и психологическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении [1].

Ухудшение здоровья детей и молодежи является одной из причин уменьшения населения Санкт-Петербурга, снижения его качества жизни. Медицинскими работниками установлен факт ухудшения здоровья каждого следующего поколения горожан относительно предыдущего, за последние десять лет повысилась общая динамика заболеваемости по большинству групп болезней во всех возрастных группах. В настоящее время среди детей и молодежи наблюдаются проблемы здоровья, которые были характерны в предыдущие годы лишь для престарелого населения [2].

По результатам мониторинга «Анализ деятельности образовательных учреждений Петродворцового района по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников и педагогов», проведенного в 2011 году, были выявлены следующие проблемы:

-   снижение двигательной активности и физической подготовленности (в среднем по району 49 % учащихся начальной школы, 50 % учащихся средней школы, 44 % учащихся старшей школы, 21 % педагогов ОУ, 21 % воспитанников ДОУ посещают физкультурно-спортивные занятия);
-   нарушения структуры и режима питания (48 % питается без режима, 12 % не завтракает);
-   снижение детей с первой группой здоровья в ОУ (в среднем по району 38 % обучающихся с первой группой здоровья);
-   возрастание риска употребления психоактивных веществ;
-   нарушения структуры досуга обучающихся (воспитанников), в том числе преобладание малоподвижных видов занятий (48 % — слушают музыку, 53 % — играют на компьютере, 42 % — смотрят ТВ, 28 % — читают);
-   недостаточное оснащение медицинских кабинетов, соответствующих современным требованиям;
-   недостаточное оснащение ОУ оборудованием для детей с ограниченными возможностями здоровья (только в 38 % ОУ района имеется данное оборудование);
-   сниженное состояние здоровья педагогов по сравнению с большинством других профессиональных групп (43 % педагогов считают свое здоровье удовлетворительным или плохим, 36 % указали на наличие хронических болезней).

Одним из наиболее эффективных путей решения данных проблем является формирование культуры здоровья всех участников образовательного процесса через организацию Службы здоровья в учреждениях. Создание команды профессионалов, способной согласованно, оперативно, эффективно и качественно решать задачу по построению здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении позволит сохранить и укрепить здоровье обучающихся, воспитанников и педагогов.

Основная цель Службы здоровья — создание здоровьесозидающей образовательной среды, обеспечивающей условия для сохранения и укрепления здоровья все участников образовательного процесса, формирование у них установки на ответственное и активное отношение к своему здоровью и здоровью других людей.

Для достижения поставленной цели необходимо решение таких взаимосвязанных задач, как построение внутренней среды учреждения, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образователь¬ного процесса, создание условий для оздоровления обучающихся, повышение уровня культуры здоровья обучающихся, педагогов, родителей.

При формировании здоровьесозидающий среды образовательного учреждения необходимо наличие в ней оздоровительной инфраструктуры, создание условий для здорового питания, внедрение здоровьесозидающих образовательных технологий, построение здоровьесберегающего учебного режима, обеспечение двигательной активности обучающихся.

В состав Службы здоровья могут входить заместители директора по учебной и воспитательной работе, социальные педагоги, меди¬цинские работники, педагоги-психологи, педагоги-организаторы по ОБЖ, специалисты по информационным технологиям, учителя физической культуры, биологии, экологии, классные руководители педагоги дополнительного образования и другие педагоги [3].

Для эффективной работы Службы здоровье необходимо наличие в ней следующих организационных звеньев:

-  медицинское (обеспечивает проведение профилактических мероприятий, осуществление контроля за соблюдением в образователь¬ном учреждении санитарных норм и гигиенических требований, обеспечивает диспансеризацию школьников, проводит анализ состояния здоровья детей, оформляет раздел паспорта здоровья, ведет текущий учет острой заболеваемости, травматизма и т. д.);
-   информационно-технологическое (обеспечивает мониторинг здоровьесозидающей образовательной среды, непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития на основе единой базы данных, внедряет здоровьесозидающие технологии на основе ИКТ и т. д.);
-   валеологическое (осуществляет контроль за состоянием и оснащением помещений, предназначенных для повышения культуры здоровья участников образовательного процесса, повышает готовность педагогов к применению здоровьесозидающих технологий воспитания и обучения, осуществляет просвещение всех участников образовательного процесса в области формирования здорового образа жизни и т. д.);
-   физкультурно-оздоровительное (внедряет здоровьесозидающие технологии на уроках физкультуры, повышает физическую куль¬туру обучающихся, педагогов и родителей, организует и проводит для них физкультурно-оздоровительные мероприятия и т. д.)
-   социально-педагогическое (осуществляет социально-педагогическое просвещение обучающихся, педагогов и родителей; обеспечивает двигательную активность учащихся на социально-1 педагогических мероприятиях; содействует медицинскому работнику в организации бесплатного и льготного питания для нуждающихся детей; оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся; работает с социально неблагополучными семьями: малообеспеченными, многодетными и т. п.);
-   психолого-педагогическое    (осуществляет    диагностическую, коррекционную и профилактическую деятельность, проводит мероприятия по укреплению психофизического здоровья детей, консультирование родителей и т. д.).

При создании Службы здоровья в образовательном учреждении необходимо проведение ряда мероприятий:

-  разработка и утверждение в учреждении внутренних локальных актов, регламентирующих деятельность Службы здоровья в зависимости от условий конкретного учреждения;
-   подготовка команды специалистов по вопросам возрастной физиологии, гигиены и охраны здоровья детей и подростков, формирования их здорового образа жизни;
-   проведение мониторинга здоровьесозидающей образовательной среды: выявление проблем и ресурсов учреждения в сопоставлении с общей региональной базой данных;
-   организация сетевого взаимодействия и социального партнерства образовательного учреждения с учреждениями заинтересованными в вопросах сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса;
-   построение целевой программы деятельности Службы здоровья.

Сегодня в Петродворцовом районе накоплен богатый опыт по построению здоровьесозидающей среды в учреждениях: на базе 8 школ (школа-интернат № 49, № 319, № 411, № 429, № 430, № 436, № 439, № 671) и 11 детских садов (№ 6, № 11, № 12, № 13, № 14, № 19, № 25, № 29, № 30, № 32, № 33) созданы и работают Службы здоровья. Деятельностью данных служб является организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся путем реализации комплекса превентивных, профилактических, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности при сохранении ее здоровья.

Работа образовательных учреждений в данном направлении позволяет:

-   реализовывать особый вид помощи обучающимся (воспитанникам), ориентированный на обеспечение эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков в ходе образовательного процесса;
-   создавать комплексные профилактические и коррекционные программы, направленные на преодоление психолого-педагогических и медико-социальных проблем учащихся; - оказывать содействие в разработке и реализации программы развития образовательного учреждения с целью соверенствования условий обучения и воспитания обучающихся.

Организационно-методическое сопровождение Служб здоровья и методическая поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений в области формирования здорового образа жизни осуществляется ИМЦ Петродворцового района. На сайте ИМЦ отражается деятельность учреждений, содействующих сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса. Диагностика и коррекция психологического здоровья детей, профилактическая деятельность зависимого поведения проводится Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции Петродворцового района «Доверие». Организация физкультурно-оздоровительной работы в районе осуществляется Центром детского технического творчества «Город Мастеров» и Детско-юношеским центром «Петергоф».

В инновационном режиме работают три опытно-экспериментальные площадки:

Методистами ИМЦ, педагогами детских садов № 19, № 32, школы-интерната № 49 проводятся обучающие семинары, круглые столы, мастер-классы по следующим направлениям: создание внутренней среды учреждения, обеспечивающего здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность учащихся (воспитанников) и педагогов; создание условий для оздоровления учащихся (воспитанников); повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.

Учреждениями, в которых созданы Службы здоровья, организовано сетевое взаимодействие с детскими поликлиниками, учреждениями дополнительного образования, спортивными школами, бассейнами, центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

В рамках работы Служб здоровья в районе проводится просветительская деятельность по повышению уровня культуры здоровья всех участников образовательного процесса. Одной из форм пропаганды здорового образа жизни стали общерайонные родительские собрания по вопросам здоровьесбережения с привлечением медицинских работников, педагогов-психологов, методистов Информационно-методического центра, представителей Служб здоровья школ.

Оценивая работу образовательных учреждений, в которых рабо¬тает Служба здоровья, можно сказать, что благодаря повышению уровня компетентности педагогов по вопросам здорового образа жизни, внедрению в образовательный процесс здоровьесбрегающих технологий, привлечению родителей к формированию здорового образа жизни семьи наблюдается динамика снижения заболевания и функциональной напряженности среди обучающихся, воспитанников и педагогов.

Таким образом, создание Службы здоровья в образовательных учреждениях служит построению благоприятной здоровьесозидающей среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни всех участников образовательного процесса и организацию здоровьесозидающего уклада жизни образовательного учреждения.

Литература

1. Березина В. А. Реализация государственной политики по форми¬рованию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Журнал «Здоровьсберегающее образование» № 8(12) 2012.
2. Алексеев С. В. «Здоровая школа». СПбАППО. 2010.
3. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 124-р от 31.01.2008 г. «Об утверждении Концепции создания Службы здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга».