Таяновская Е. В.,

методист ИМЦ Петродворцового района

ОТ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ - К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Искусство это... работа мысли, ищущей понимания мира и делающей этот мир понятным... это
— отражение сердца художника на всех предметах, которых он касается.
/Французский скульптор О. Роден/

В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные изменения, которые диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что, в свою очередь, требует совершенствования процесса организации работы с детьми с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Формирование творческой личности — одна из важнейших задач теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством для этого в дошкольном образовательном учреждении является художественное творчество, которое направлено на развитие воображения, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и включает в себя: развитие продуктивной деятельности детей через рисование, лепку, аппликацию, художественный труд, развитие детского творчества, приобщение детей к изобразительному искусству, музыке, литературе.

Воображение — это уникальная способность человека, позволяющая ему видеть мир во всем многообразии предметов и их качеств. Наиболее интенсивно воображение развивается в игровой и художественно творческой деятельности, которые идентичны по структуре и задействованности психических процессов и качеств личности. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом.

Помимо развития воображения художественное творчество выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает поло¬жительное эмоциональное состояние ребёнка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получилось.

Специфика продуктивной деятельности заключается в возможности конструирования ребёнком из разнообразных изобразительных материалов второй натуры, в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, потребности отражения и выражения своего отношения к увиденному, пережитому. Эта деятельность отвечает особенностям мышления ребенка данного возраста: наглядно-действенному и наглядно-образному его характеру. Создавая изображения, ребёнок не только самостоятельно действует, создаёт сюжетные и предметные картинки, но и осмысливает качество предметов, запоминает их характерные особенности, детали, овладевает основными знаниями, навыками и учится осознанно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; а также в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения проблем. К 7 годам ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, аппликации, лепке, постройке, рассказе. Недаром ещё Аристотель подчёркивал, что «занятия рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка».

Другая значимая потребность дошкольника — познавательная потребность. Искусство, в том числе и изобразительное — это специфическая форма познания. Следовательно, занимаясь деятельностью, сходной с искусством (а именно такой является продуктивная деятельность в детском саду), ребёнок познаёт жизнь в разных её проявлениях. Изобразительная деятельность в естественной, а не навязчивой форме, может обеспечить удовлетворение потребности ребёнка в познании. Руководство детским художественным творчеством требует от педагога знаний того, что представляет собой творчество вообще и особенно детское творчество. От его такта, терпения, умения понять ребёнка, отметить его успехи, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению им необходимыми навыками и развитию творческого потенциала зависит формирование воображения и положительного эмоционального отношения к изобразительному искусству. При этом педагог и ребёнок становятся полноценными партнёрами.

Формирование творческого воображения у детей предполагает сотрудничество всех участников образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения и социальных партнёров: детей, педагогов, родителей, музыкального руководителя, сотрудников музеев и парков города, библиотеки. Вся система работы по развитию воображения может быть разбита педагогом на 9 проектов (по месяцам). При построении работы учитывается сезонность. Каждый проект включает в себя ряд направлений развития детей, выстраивается цикл мероприятий с детьми, родителями, социальными партнерами, планируется итоговая работа по проекту.

При формировании творческого воображения дошкольников можно выделить три основных этапа работы:

1 этап: формирование структурных компонентов творческого воображения за счет обогащения эмоционально-чувственного опыта детей.

Данное направление решается в повседневной жизни интегрирование в ходе освоения всех образовательных областей через экскурсии, наблюдения, экспериментирование, игры, предметно-практическую деятельность. Ребёнок накапливает чувственный опыт, погружаясь в атмосферу природы, природных материалов, парков, музеев, музыки, живописи, литературы, театра, расширяя свои знания и представления об объектах и явлениях окружающей жизни. Например, предварительной работой по проекту «Красота, что нас окружает» были: экскурсии в осенний парк и к водоёму; рассматривание отражений деревьев в воде; рассматривание иллюстраций с изображением осенних пейзажей; сбор осенних листьев; рисование осеннего дерева; знакомство с нетрадиционной техникой рисования монотипия в виде игры-эксперимента; слушание музыкальных произведений; аппликация из осенних листьев; итоговым продуктом был конкурс поделок и букетов из природного материала «Осеннее настроение», участниками которого стали все дети и их родители

2 этап предполагает создание условий для формирования комбинаторных механизмов воображения: развивающей среды, постановкой проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций; поста-

новкой логических задач (проблем), неоднозначность решения которых стимулирует деятельность воображения ребёнка.

Важно, что для развития воображения важна не сама по себе среда, а то, как она воспринимается ребёнком, как она ему преподносится. При формировании воображения предметная среда должна рассматриваться со стороны не только многообразия, но и особого обеспечения пространства, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить. Последнее может быть за счёт введения в окружающую среду предметов малоизвестных, неспецифичных, которые можно использовать по-разному. Неспецифичные предметы могут быть включены в игру детей, когда нужно что-то угадать, вообразить, дополнить. Иными словами, следует так организовать групповое пространство, чтобы оно, по выражению Е. Е. Кравцовой «служило пусковым механизмом и побудительной силой для развития воображения» [1]. Сюда же уместно внести дидактические игры, направленные на обогащение чувственного опыта детей. Например: «Покажи и расскажи, кто где спит», «Найди соответствующую тень цветка», «Составь свою фигуру», «Чьи это ушки, чей это хвост», «Угадай, что перепутал художник», «Найди ошибку художника», «Театр зверей или что можно сделать из бумажных пакетов», «Угадай, что за зверь», «Найди спрятанную в рисунке фигуру» и т. д.

3 этап, наиболее сложный: формирование операционных компонентов творческого воображения за счет способности к переконструированию, комбинированию опыта (т. е. комбинаторных навыков). Когда дети во время создания творческих работ могут не только реально применить имеющиеся у них знания, навыки и опыт, но и создать на их основе абсолютно новые образы. При этом необходимо так организовать совместную деятельность с детьми, чтобы положительные эмоции и чувства окрашивали весь процесс творчества ребёнка. Для этого в повседневной жизни, необходимо шире использовать связь изобразительной деятельности с игрой, включая в совместную деятельность с детьми образное слово, шутку, юмор, сюрпризные моменты, поисковые фокусные ситуации, когда в результате проб (с красками, ножницами, природным материалом, бросовым материалом и т. д.) возникает для ребёнка неожиданный результат, а нестандартные приёмы создания изображения (рисование пальцами, ватным тампоном, листьями деревьев, цветами, крышками от пластиковых бутылок, ниточками) развивают у ребёнка воображение и желание вновь и вновь заниматься творчеством. Знакомство с разнообразием природных материалов через игру позволяет ребёнку «пропустить через себя» формы, краски, свойства каждого материала, способы их обработки, представление об их функциональном назначении, сфере и условиях их применения, их связи и отношениях с другими предметами и явлениями. Все это значительно расширяет чувственный опыт детей, столь необходимый для полноценного развития их воображения. Таким образом, можно сказать, что мы формируем у ребёнка навык вариативного выполнения любого задания, а это развивает творческую активность, что, в свою очередь, развивает у детей способность не просто реконструировать имеющиеся представления, а создавать на их основе абсолютно новые образы.

Существенное значение в развитии и функционировании творческого воображения имеет речь. Исследованию речи в процессе становления воображения всегда отводилось должное место отечественными психологами (Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна) [2]. Отмечается, что мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи, что дети с задержкой речи в развитии оказываются отстающими и в развитии мышления, и в развитии воображения. Когда что-то трудно сказать словами, это можно выразить изобразительными средствами. Обретение такого «дополнительного» языка важно для детей, особенно с нарушением речи, которым трудно общаться с окружающими.

Успех ребёнка определяется задействованностью его чувств и интеллекта в процессе изучения окружающего мира. Природа, произведения искусства, литературы, музыкальные произведения, театр — вот те сильнейшие средства, которые могут завладеть вниманием и чувствами детей, пробудить доброе отношение, восхитить или неприятно удивить его. Наблюдения, рассматривание, слушание являются источником рождения образов, которые педагог оживляет в сознании ребёнка в нужный момент. Ребёнок в непосредственном общении с природой знакомится с различными породами деревьев и кустарников, дети учатся находить сходство и различия, знакомятся с разнообразием форм. Таким образом, включается полисенсорный метод обследования, когда ребёнок может увидеть, услышать, потрогать, понюхать любой предмет окружающего мира.

Умение рассматривать произведения изобразительного искусства, «читать» художественную иллюстрацию, картину, скульптуру

позволяет реализовать идеи Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития ребёнка» [3], поскольку ребёнок не только выражает свое эстетическое отношение к произведению, но и с помощью педагога учится анализировать представленное изображение: Что? Как? Почему? Какими средствами? В какой последовательности мастер-художник реализовал свои замыслы? В этот момент ребёнок с разной степенью успеха усваивает доступную ему информацию о возможности использования цвета, формы, композиции, разнообразных техник и деятельности художника.

Художественное творчество очень хорошо интегрируется с музыкой, пантомимой, театром. Эмоционально воздействуя, музыка формирует способность на чувственной основе размышлять, переживать образы, по возможности обыгрывать их движениями рук, тела, мимикой лица.

Уникальным является воздействие литературы, устного народного творчества на развитие образов-представлений, воображения, фантазии.

Не менее ярко вливается математическое содержание в процесс познания предмета и прогнозирование результата, путей и способов его воплощения.

Участвуя в процессе создания творческой композиции, ребёнок получает первый опыт творческой деятельности, общение со взрослыми и сверстниками, что очень важно в развитии нравственных качеств личности его творчества, воображения.

Пытаясь создать прекрасное в своей работе, ребёнок начинает открывать это прекрасное в жизни.

Литература

1. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991. — 151 с.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском воз¬расте, — М., 1967, — 93 с.
3. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития//Вопросы психологии. — 1972, № 2. — с. 114-123.
4. Воробьёва Д И. Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника «Гармония развития», СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. — 145 с.