Танина Н.П.,

заместитель директора ИМЦ Петродворцового района

СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ ПЕДАГОГА НОВОЙ ШКОЛЫ

Новая школа — это результат огромных перемен, произошедших в образовании за последние годы. Реализация основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует методического обновления сферы профессионального общения педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений [1]. Деятельность Информационно-методического центра Петродворцового района ориентирована на реализацию приоритетных направлений развития образования как основы самореализации педагога.

Поиск реальных механизмов содействия профессионально-личностному становлению педагога новой школы по-прежнему является стратегическим направлением совершенствования системы методической работы.

Среди приоритетов прежде всего следует выделить:

-  сохранение и развитие кадрового потенциала,
-  совершенствование системы повышения квалификации,
-  формирование готовности педагога к инновациям. Поэтому ключевыми объектами методического внимания для

нас являются: развитие навыков самообразования педагогов, формирование индивидуального стиля педагогической деятельности, расширение базы экспериментальной деятельности, использование инновационного потенциала образовательных учреждений.

Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этой задачи невозможно без создания инновационной среды в образовательном учреждении. Именно в таких школах могут рождаться и открываться таланты. Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но прежде всего — от уровня готовности к этой деятельности.

Формы включения педагогов в инновационную деятельность часто диктуются «сверху» (федеральные и региональные конкурсы). Полем развития навыков инновационной деятельности для педагогов все чаще становится Интернет с его огромным потенциалом виртуального общения и обмена опытом.

Профессиональный рост на основе инновационных подходов весьма актуален, но не менее значимым, по нашему мнению, является I обновление традиционных форм профессиональных контактов.

Система содействия профессионально-личностному становле¬нию педагогов развивается за счет:

- расширения консультационной (консалтинговой — по новой терминологии) работы — методического аннотирования документов; индивидуальных, групповых, корпоративных консультаций;
-   совершенствования среды сопровождения образовательных учреждений и педагогов, ведущих инновационную деятель¬ность, — целевого повышения квалификации, создания творческих групп педагогов;
-   проведения открытых мероприятий по представлению профессионального опыта — обновления формата и расширения содержания очных туров конкурсов, публичных выступлений.

В этом учебном году методическим центром организовано:

-   сопровождение образовательных учреждений — претендентов на получение инновационного статуса районного и городского уровней;
-   методическое обеспечение участия: в конкурсе школ, внедряющих инновационные образовательные программы; в конкурсе программ «Система воспитательной работы в общеобразовательном учреждении»; в конкурсе образовательных программ дошкольных образовательных учреждений;
-  участие педагогов в первом городском фестивале «Петербург¬ский урок - 2012»;
-   проведение районного конкурса программ по здоровью;
-   проведение районного конкурса инновационных продуктов;
-   отбор претендентов среди общеобразовательных учреждений для формирования адресной программы по оснащению кабинетов начальной школы за счет федерального бюджета;
-   проведение районных методических чтений «Современный педагог — новой школе».

Остановимся подробнее на вопросах организации и проведения районных методических чтений «Современный педагог — новой школе» (далее — Чтения) [3].

Цели проведения Чтений состояли в следующем:

-   организация инновационной деятельности педагогов образовательных учреждений; выявление наиболее результативных методических разработок, способствующих повышению качества учебно-воспитательного процесса;
-  распространение образцов эффективного профессионального опыта;
-  повышение профессиональных компетенций и уровня профессионального мастерства педагогов.

В Чтениях принимали участие педагоги-новаторы, методисты всех типов и видов образовательных учреждений, активно участвующие в инновационной деятельности. Тематика выступлений участников соответствовала одному из направлений стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020»: «Дошкольник», «Доступность качества», «Равные и разные», «Кадровый капитал», «Здоровье в школе», «Неформальное образование» [2].

В рамках Чтений проведен круглый стол, на котором были представлены образцы инновационного опыта образовательных учреждений района:

-   перспективные проекты, направленные на создание в образовательном учреждении современной образовательной среды в соответствии с ФГОС;
-   инновационные продукты;
-  управленческие механизмы формирования кадрового потенциала в условиях новой системы аттестации педагога.

Участие в Чтениях позволило педагогам публично представить собственный профессиональный опыт в форме выступления на круглом столе (или проведения мастер-класса) и таким образом пополнить портфолио профессиональной деятельности отзывом педагоги ческого работника учреждения дополнительного профессионального педагогического образования (председателя районного методического объединения). Кроме того, лучшие статьи участников Чтений рекомендованы к публикации в сборнике.

Таким образом, Чтения стали инструментом расширения среды информационного обмена и профессионального взаимодействия.

Инновационные идеи и инновационные практики — это наше сегодня и завтра. Коллективное осмысление опыта в условиях изменений способствует развитию сообщества профессионалов как реальной силы влияния на качество образования. Мы уверены: «Никто не I знает так много, как все мы вместе».

Литература и нормативные документы

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 4 февраля 2010 г., Пр-271.
2. Стратегия  развития  системы  образования  Санкт-Петербурга I 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020». — СПб., 2010.
3. Положение о районных методических чтениях «Современный педагог - новой школе» / http:nmc-peterhof.spb.edu.ru/news.htm