Е. В. ТАЯНОВСКАЯ

методист ГБОУ ИМЦ Петродворцового района

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ

...Научить ребенка мыслить и самостоятельно добывать знания —  
это   педагогическая   цель современного образования.

В период модернизации системы российского дошкольного образования современное общество предъявляет новые требования к образованию:

-   к уровню педагогической культуры, когда воспитатель — уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия, это исследователь, психолог, технолог [3];
-   к саморазвитию личности ребенка, его готовности к самостоятельной деятельности: инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению, развитию созидательных способностей, меняя при этом функции и философию педагога.

Введение Федеральных государственных образовательных требований (ФГТ) в дошкольном образовании способствовало созданию основной образовательной программы в каждом отдельном ДОУ, что явилось главным ориентиром их деятельности.

Создавая образовательную программу детского сада, учреждение самостоятельно выбирает формы, методы, средства образования, учитывая индивидуальные особенности своих воспитанников, образовательный запрос родителей, культурно-исторический потенциал местонахождения ДОУ, сотрудничество с социальными партнерами.

Новые требования предоставляют учреждению возможность] самостоятельно выбирать программы и технологии для организации режима стабильного функционирования учреждения, ведения образовательной деятельности, при этом повышая ответственность за качество предоставляемых услуг:

- это содержание образовательной программы, реализуемом в ДОУ (ее структура, цели, задачи, соответствие требованиям ФГТ);
- это качество предоставляемых условий (материально-техническое, учебно-материальное, медико-социальное, информационно-методическое, психолого-педагогическое и нормативно-правовое);
-  ресурсообеспечение образовательного процесса деятельности и исходя из этого;
-  результат освоения основной образовательной программы дошкольного образования, т. е. условия -> процесс -> результат.

Использование новых программ и технологий предполагает активизацию инновационной деятельности учреждения, рост профессионализма руководителей, освоение педагогами новых видов деятельности: проектной, познавательно-исследовательской, владение моделированием современного образовательного пространства, применение эффективных форм совместной деятельности с детьми, разработку и использование мониторинга достижения детьми освоения программы [2].

Дошкольное образование в этих условиях должно создать условия для профессионального роста и развития педагогов и обеспечить создание основного базисного фундамента развития личности ребенка, который дает детям возможность овладеть разными видами деятельности и основными способами «добывания» этих знаний.

Однако, модернизируя саму систему дошкольного образования, мы забываем о педагоге, который непосредственно работает с детьми. Готов ли он к изменениям? Рассмотрим, кто работает в дошкольных учреждениях. Профессиональную компетентность педагогов можно разделить на пять уровней:

1)  педагоги, не имеющие специального педагогического образования, испытывающие затруднения в общении с детьми, пришедшие в детский сад по необходимости;

2)  педагоги — молодые специалисты, не владеющие профессиональными умениями и навыками, имеющие положительную мотивацию на работу с детьми;

3)  педагоги, имеющие специальное педагогическое образование, но испытывающие трудности при организации педагогического процесса: планировании, организации, рефлексии собственной педагогической деятельности;

4)  педагоги, имеющие значительный опыт работы в системе дошкольного образования, владеющие отдельными технологиями, передающие свой опыт через открытые мероприятия и мастер-классы; 5.  педагоги-мастера, владеющие методологией, способные про¬водить исследовательскую деятельность, внедрять и разрабатывать новые технологии, включаться в экспериментальную деятельность [4]. Прежде чем начать перемены, необходимо изменить, «перевернуть» сознание педагога, сменить принцип принудительного обучения на принцип партнерства и сотрудничества, в котором ребенок — это не пассивный объект воздействия и продукт деятельности педагога, а активный субъект деятельности. Внедрение новой модель взаимодействия педагога и ребенка, внедрение новых педагогических технологий способствует кардинальной смене взглядов на организацию педагогического процесса в детском саду и месте ребенка и взрослого в нем.

Несмотря на высокую мотивацию педагога овладеть новыми знаниями, программами, технологиями, не все педагоги умеют это делать У них вызывает затруднение анализ и прогноз собственной педагоги ческой деятельности, планирование и организация педагогической процесса, начиная от правильного целеполагания до выбора адекватных целям форм и методов работы с детьми.

Прежде чем выстраивать образовательный процесс на интегрированной основе, педагог должен овладеть умением адекватно целя и задачам организовывать образовательное развивающее пространство, формировать у ребенка чувство успешности, способность решать задачи различной сложности, проявлять настойчивость, С этой целью необходимо обучить педагога работать по-новому, создать все условия для повышения его компетенций.

Начинать работу надо с осознания того, что педагогический процесс, реализуемый в детском саду, должен быть выстроен таким образом, чтобы каждый ребенок, родитель, педагог стал ее активным участником. При этом необходимо вести работу в разных направлениях.

Прежде всего воспитатель должен создать специально организованные условия для активизации возможности ребенка применять и самостоятельно накапливать социальный опыт как в свободной деятельности, так и в специально организованной. Для этого педагоги, родители, специалисты, социальные партнеры должны стать единомышленниками, единой командой в поисках новых подходов, обеспечивающих успех развития и воспитания детей.

При передаче социального опыта все участники образовательного процесса должны применять методы и приемы, которые мобилизуют интеллектуальный потенциал ребенка и позволят ему искать, выяснять, ставить цели, находить пути их достижения, добиваться результата.

Одним из необходимых условий при этом, как мы уже отмечали ранее, является правильно организованное развивающее пространство в дошкольном образовательном учреждении. В условиях среды, организованной в интересах детей, ребенок активно пользуется правом выбора интересного для себя дела, это дает ему возможность для развития любознательности, познавательной деятельности, позволяет реализовать себя и свои потребности. Ребенок приобретает новый опыт целенаправленного взаимодействия с предметной средой, партнерами, учится управлять собой. Он начинает открывать собственные возможности.

Следующее направление — это учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поддержка его интересов и потребностей дает педагогам и специалистам ДОУ уникальную возможность осуществлять индивидуальный подход в развитии и воспитании детей.

Индивидуализация в образовании требует от педагогов умения видеть каждого ребенка, знать его характерные особенности, интересы. Речь сейчас идет не только о детях с низким или высоким уровнем развития, а о каждом отдельном ребенке дошкольной группы. Зачастую, зная увлечения и предпочтения своих воспитанников, педагог может так выстроить совместную деятельность с детьми, что именно этот ребенок сможет показать все свои знания, весь свой небольшой накопленный опыт в той или иной области, войдя, таким образом, в ситуацию успеха.

В настоящее время остается актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса и инклюзивное образование. Анализируя состояние здоровья детей за последние годы, можно отметить, что среди хронических патологии преобладают заболевания, связанные с врожденными пороками развития, на втором месте — аллергические заболевания, далее заболевания мочеполовой системы и неврологические заболевания.

последнее время все чаще в общеразвивающие группы включаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), становится больше гиперактивных, агрессивных, тревожных детей.

Зачастую эти дети страдают от того, что не могут реализоваться, I отвергаются сверстниками, становятся «сложными» для воспитателей и специалистов ДОУ Однако именно «сложные» дети наиболее активны во время занятий, они жизнерадостны и оптимистичны, открыты, имеют острый ум и находчивость, хорошее чувство юмора. Опытный педагог, зная такую особенность ребенка своей группы, возьмет его в подгруппу детей при презентации опыта работы, пока-зав при этом весь свой профессионализм.

Работа с такими детьми требует профессиональной подготовленности педагога работать в индивидуально-ориентированном режиме, необходимости обновления образовательных программ и технологий, что сопровождается затруднениями материального и психологического характера. Воспитатель физически не всегда может уделить каждому ребенку внимание, зачастую ему не хватает знаний в работе с детьми с ОВЗ и помощи со стороны специалистов, а значит, нет возможности качественно проводить образовательный процесс. Помимо этого часто родители здоровых детей считают, что дети с проблемами в развитии должны воспитываться в отдельных группах или дома: получая индивидуальную помощь.

При таких обстоятельствах надо большое внимание уделять кадровой политике детского сада. Педагогам необходимо гарантировал прохождение курсов повышения квалификации: по ознакомлению с современными образовательными технологиями; по работе с детьми с ОВЗ на бюджетной основе, помощь специалистов дошкольного образовательного учреждения и социальных партнеров (поликлиники, ППМС центров, ИМЦ, АППО и т.д.). Следует создать все условия для педагогов и детей с ОВЗ в образовательном пространство детского сада, обеспечив необходимым методическим, медицинским сопровождением, оборудованием для проведения коррекции развития и планомерном осуществлении индивидуальных образовательных маршрутов, увеличив штат сотрудников, вводя логопедов, дефектологов, психологов, медицинских работников, дополнительных помощников воспитателей на 2-3 комбинированные группы детей.

Итак, говоря о модернизации дошкольного образования, мы в первую очередь говорим о возможности самостоятельно выбирая программы и технологии для организации режима стабильного функционирования учреждения, ведения образовательной деятельности соответствии с индивидуальными особенностями детей, осуществления коррекции и оздоровления воспитанников, а использование новых программ и технологий предполагает:

- активизацию инновационной деятельности учреждения;
-  рост профессионализма руководителей, педагогов и специалистов;
-  освоение педагогами новых видов деятельности: проектной, познавательно-исследовательской и т. д.;
-  владение   моделированием   современного   образовательного пространства;
-  применение эффективных форм совместной деятельности с детьми;
-  разработку и использование мониторинга достижения детьми освоения программы [2].

Все это может иметь место только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Литература

  1. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011— 2020 гг. «Петербургская школа-2020».
  2. Воробьева Д. И. Гармония развития. СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  3. Овечкина Т. А. Система дошкольного образования Санкт-Петербурга: традиции и перспективы развития // Сб. материалов межрегиональной науч.-практич. конф. СПб., 27 марта 2012 г.
  4. Тимошенко Л. В. Технологические аспекты управления качеством дошкольного образования в условиях ФГТ // Сб. материалов межрегиональной науч.-практич. конф. СПб., 27 марта 2012 г.