Н. С. ИЛАТОВСКАЯ,

методист ГБОУ ИМЦ Петродворцового района

КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ 
КАК ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГА 
В ПОВЫШЕНИИ СВОЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Каждый день учитель приходит в школу и выполняет нехитрую работу: учит школьников приобретать знания, любить Родину и людей. Кажется, что ничего нового он не открывает, делает все так, как делают все остальные учителя в школе, городе, регионе... Но однажды в стенах школьного кабинета ему становится тесно, хочется поделиться тем интересным, что умеет делать сам, хочется узнать, как это делают другие... В этом случае педагог переходит к самоанализу, к рефлексивному анализу собственной деятельности в профессии, стремится к повышению своей квалификации.

Оптимальной формой повышения квалификации педагога в такой ситуации является участие педагога в конкурсах профессионального мастерства, так как именно конкурсная обстановка позволяет учителю включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному росту.

Конкурсы профессионального мастерства дают возможность педагогу пропагандировать свой опыт, развивают его готовность к реализации личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности, а главное — поощряют педагогическую активность и педагогическое мастерство. Кроме того, конкурсы позволяют проявить основные компетентности педагога: способность к системному видению педагогической действительности и системному действию в педагогической ситуации, личностно-гуманистическую ориентацию, владение современными педагогическими технологиями, креативность в профессиональной сфере, наличие рефлексивной культуры.

В целях повышения престижа педагогической профессии, выявления и поддержки творчески работающих учителей образовательных учреждений, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, а также распространения передового педагогического опыта в Петродворцовом районе ежегодно проходит конкурс педагогических достижений. Согласно положению в конкурсе принимают участие педагогические работники всех типов образовательных учреждений, подведомственных администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга по следующим номинациям: «Учитель года», «Педагогические надежды», «Воспитатель», «Специалист службы сопровождения и поддержки», «Сердце отдаю детям» (под-номинации: «Мастер», «Дебют»), «Воспитать человека» (подноминации: «Воспитатель школы-интерната», «Воспитатель группы продленного дня», «Классный руководитель образовательного учреждения», «Заместитель директора по воспитательной работе»).

В конкурсных испытаниях нет ничего необычного для учителя: описание опыта работы, открытый урок, выступление на классном часе, мастер-класс, дискуссии. Этим учитель занимается ежедневно.

Конкурсное испытание «Представление опыта работы» позволяет   продемонстрировать  педагогу  его   профессиональную   эрудицию, показать знание и понимание процессов, происходящих в образовании, показать умение взаимодействовать с аудиторией, а также способность анализировать, обобщать, выявлять и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности. Уровень профессионально-личностных качеств и профессиональное мастерство конкурсант проявляет на этапе «Проведение урока по  предмету»,  показывая   фундаментальность  знания  предмета методическую и психолого-педагогическую компетентность. Учебное занятие, проводимое в незнакомом классе, является иллюстрацией системы работы педагога в контексте заявленного им опыта технологии. Чтобы урок прошел успешно, педагогу необходимо правильно поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства и технологии. Кроме того, во время занятия задача педагога показать не только глубокие знания своего предмета и грамотное использование новых современных способов передачи знаний (в соответствии с целями и задачами урока), но и свои коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство умение достигать результата в любой ситуации при любом уровне подготовленности детей.

Только на конкурсе педагог приобретает еще и новые знания о себе как учителе, о своей профессии, о других коллегах как профессионалах, знакомится с передовым педагогическим опытом, делится своими педагогическими инновациями.

На мой взгляд, конкурс педагогических достижений представляет собой своеобразный индивидуальный маршрут педагога в повышении своей квалификации и позволяет каждому педагогу-конкурсанту наметить и осуществить траекторию профессионального саморазвития в соответствии со своими профессиональными и личностными запросами.

Большой энциклопедический словарь определяет конкурс как «соревнование, дающее возможность выявить наиболее достойных из числа его участников» [1, с. 627].

Конкурсная успешность обусловливается степенью реализации профессионального потенциала учителя, сформированного на основе накопленного им педагогического опыта, новых идей, умений и навыков, дающих возможность находить и применять оригинальные решения, инновационные формы и методы. Для участника конкурса педагогического мастерства нет понятия «предмет» в узком смысле слова, педагог-конкурсант способен найти новые и оригинальные пути и способы решения педагогической задачи в разных предметных областях. Именно такой учитель сегодня нужен школе: ищущий, интересующийся не только преподаваемым предметом.

Хочется отметить, что конкурс педагогических достижений — это не только соревнование, но и возможность общения на профессиональном уровне, возможность осознать ценность и индивидуальность собственного педагогического опыта. В беседах с конкурсантами выясняется, что многие из них, во время участия в конкурсных испытаниях осознают уникальность своего опыта, у многих проходит переосмысление сделанного и появляется желание двигаться дальше.

Представляя свои педагогические наработки и идеи в разных конкурсных испытаниях, учитель анализирует и обобщает результаты профессиональной деятельности, отбирает, классифицирует, выявляет ее особенности, демонстрирует новизну собственного опыта, представляет основные результаты изучения своей педагогической Деятельности в разной форме.

Результаты участия в конкурсе педагогических достижений широко обсуждаются, педагогические идеи и находки распространяются в педагогических сообществах на разных уровнях. По итогам конкурса педагогических достижений осуществляется продвижение лучших педагогических практик, опыт работы педагогов публикуется  в районном сборнике «Учитель и инновации: идеи, опыт, практика»,  инновационные методики внедряются в образовательных учреждениях. Традиционно победители районного и городского этапов конкурса получают денежное вознаграждение и грамоты на районном празднике, посвященном Международному дню учителя.

Хочется отметить, что важным моментом повышения квалификации педагогов является развитие и расширение их профессиональных контактов, которые завязываются через общение с конкурсантами,  председателями районных методических объединений и членами жюри. В разговоре с коллегами педагог грамотно оценивает свои реальные достижения и недостатки, При этом, конкурсант стремится к совершенствованию своей педагогической деятельности. В стремлении к самокоррекции педагог определяет дальнейшую жизненную! и профессиональную программу развития.

Система повышения квалификации в форме конкурсных испытаний и подготовки к ним позволяет в реализации педагогом возможностей своего непрерывного образования. Согласно А. П. Владиславлеву, непрерывное образование есть не ограниченное ни во времени (по срокам), ни в пространстве, ни в методах обучение [2]. Конкурсная форма повышения квалификации позволяет самостоятельно конструировать образовательный маршрут с учетом своих профессиональных потребностей и возможностей, проблем! и выбирать наиболее приемлемые для себя методы и приемы реализации такого пути. Кроме того, активное участие педагога в конкурсах профессионального мастерства является одним из критериев! успешного прохождения процедуры аттестации и возможности стати кандидатом в конкурсном отборе на присуждение премии правительства Санкт-Петербурга — денежного поощрения лучшим учителям образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующим общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

В период участия в конкурсе педагогических достижений в личности конкурсанта происходят изменения. У педагога формируется потребность в постоянном профессиональном совершенствовании! а это говорит о том, что и в своих учениках педагог-конкурсант сможет сформировать качества, необходимые для саморазвития, построения успешной траектории своего жизненного пути.

Литература

  1. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия. СПб.: Норит, 2000.
  2. Владиславлев А. П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М., 1978.