Т. Г. БУЛАТОВА,

методист ГБОУ ИМЦ Петродворцового района

АТТЕСТАЦИЯ - ГЛАВНОЕ ЖЕЛАНИЕ И УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ СИЛАХ

Совершенствование школы поставило новые задачи развития современного образования: переход к государственно-общественному управлению образовательными учреждениями, переход на новые образовательные стандарты и на новую систему государственного финансирования. Все эти программы сводятся к трем главным задачам: повышению качества образования, сохранению здоровья и воспитанию личности. «Развитие системы образования возможно только при условии высокой компетентности педагогических работников» [3].

Е. Л. Низиенко, директор департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, в своем выступлении сказала, что «Оценка уровня квалификации педагогических работников, являющаяся сердцевиной аттестационной процедуры, рассматривается сегодня как весьма значимая всеми участниками образовательного процесса. Это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счет получения внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития педагога».

Для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности один раз в пять лет проводится аттестация. Основные задачи аттестации:

- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; повышение эффективности и качества педагогического труда;
-  выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
-  учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
-  определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
-  обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников [1].

Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность,  открытость,  обеспечивающие  объективное  отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

«Аттестация — один из стимулов моральной и материальной поддержки отечественного учительства» [2].

Аттестация на соответствие занимаемой должности означает, что педагог способен решать основные профессиональные задачи по своей должности на достаточном уровне. Первая и высшая квалификационные категории предъявляют более высокие требования к качеству решения профессиональных задач [1]. Они предполагают более высокий уровень квалификации педагога.

Аттестация педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления педагогического работника, которое должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи. Сроки проведения аттестации для каждого педагогического работника устанавливаются аттестационной комиссией индивидуально в соответствии с графиком. При составлении графика аттестации учитываются сроки действия ранее установленных квалификационных категорий. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не превышает двух месяцев. Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагогическим работникам действительна в течение пяти лет. Педагогические работники могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления

соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории.

Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

-  владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
-  вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
-   имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
-   имеют установленную первую квалификационную категорию;
-   владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
-  имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
-  вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

При принятии решения аттестационной комиссии о несоответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия.

Квалификационные категории сохраняются и при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в течение срока ее действия.

Второй год педагогические работники образовательных учреждений района проходят аттестацию по новым нормативным документам.

•   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
•   Распоряжение КО от 31.12.2010 года № 2323-р «Об аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга»
•   Распоряжение КО от 18.03.2011 года № 411-р «О процедуре аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Санкт-Петербурга»
•   Распоряжение КО от 10.05.2011 года № 874-р «О внесении изменений в распоряжение КО от 18.03.2011 г. № 411-р
•   Распоряжение Комитета по образованию от 02.11.2011 года № 2324-р «О формах экспертных заключений по аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга»

Для ознакомления с новым порядком аттестации в Информационно-методическом центре района проводятся обучающие семинары и консультации:

-  для руководителей ОУ и работников, курирующих аттестацию в своем учреждении;
-  для районных методистов по предметам;
-   для заместителей директоров по УВР;
-  для педагогических работников.

Новая форма аттестации предполагает наличие портфолио педагога. Портфолио — досье, собрание достижений. Портфолио педагогического работника — это индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования в межаттестационный период. Основная цель портфолио — проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагогического работника. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: обучающей, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность. Портфолио обеспечивает накопление необходимой информации, необходимой для повышения или подтверждения квалификационной категории педагога и своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.

Создание папки собственных достижений — способ фиксирования, накопления рабочих материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя. Систематизация собственных достижений полезна и для самооценки результативности своей деятельности [3]. Для педагогов района подготовлены методические рекомендации по оформлению аттестационных материалов и даны образцы портфолио для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и школ.

Аттестация 2011/12 учебного года показала, что педагог, который постоянно учится, ищет новые пути совершенствования, стремится к профессиональному росту, это учитель высокой квалификации. Необходимо только желание быть профессионалом, творчески работающим учителем, постоянно искать пути совершенствования.

Задача Информационно-методического центра — создать условия и организовать методическое сопровождение для самосовершенствования педагогов, а именно:

-   представление своего опыта на районных семинарах;
-   выступления на методических объединениях, конференциях;
-  проведение мастер-классов;
-  организация районных профессиональных конкурсов;
-   публикации статей, методических разработок, уроков в сборниках ГБОУ ИМЦ,
-  участие в рабочих и творческих группах по реализации требований стандартов и др.

Литература

  1. О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 года № 209.
  2. Национальный   образовательный   проект   «Наша   новая   школа»   от ] 04.02.2010 года пр. 271, утвержденный Президентом РФ Д.Медведевым.
  3. Курочкина Е. Ю. Итоги, проблемы и перспективы аттестации педагогических работников / ИМЦ Невского района. Сборник «Пионер». № 9. 2011. Аттестация: мифы и реальность.