М. М. МЕДИНСКАЯ,

директор ГБОУ ИМЦ Петродворцового района

Н. П. ТАНИНА,

заместитель директора ГБОУ ИМЦ Петродворцового района

ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В СФЕРЕ 
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ

Непрерывное развитие российского образования определяет приоритеты в деятельности системы дополнительного педагогического образования. Программы и проекты в сфере образования определяют инновационные подходы к достижению поставленных целей как для методических служб всех уровней, так и для районного Информационно-методического центра (далее ИМЦ). Основная идея заключается в том, что относительно краткосрочная реализация программ, проектов должна стать катализатором масштабных изменений по основным направлениям развития районной системы образования.

Инновационные программы и проекты — это ключевые звенья, которые способны вывести образование на качественно новый уровень, это «инкубатор» положительных системных изменений в сфере образования. Реализация программ и проектов позволяет выделить лидеров и предоставить им государственную поддержку в осуществлении инноваций [1]. В результате их передовой опыт, достижения и наработки становятся общим достоянием, обеспечивают системный характер и результативность осуществляемых изменений. Опыт лучших педагогов и школ широко используется и в системе повышения квалификации учителей и руководителей. Все это расширяет сферу педагогических коммуникаций, позволяет находить новые продуктивные пути профессионального взаимодействия.

2011/12 учебный год стал годом обсуждения проекта Закона об образовании, первым годом массового освоения ФГОС начального общего образования; с другой стороны это очередной этап целенаправленных практических действий по созданию механизма непрерывного обновления образования, этап технологических, операциональных, инновационных решений.

Для ИМЦ — это перевод методической работы на сервисный принцип деятельности по удовлетворению профессиональных образовательных потребностей педагогов; активное включение в решение задач развития альтернативной, модульно организованной системы повышения квалификации педагогических кадров. Это, в свою очередь, повышает адаптивность методической службы к быстро изменяющимся социально-экономическим и социокультурным условиям, ее мобильность и эффективность реализации функции профессионально-личностного сопровождения педагогов.

Особое внимание ИМЦ уделяет расширению эксперимента по введению «образовательных ваучеров» в системе дополнительного педагогического образования, что позволяет учителям выбирать форму и место повышения своей квалификации, гибко осваивать отдельные модули подготовки на базе различных образовательных учреждений. Повышение квалификации по новой форме в Санкт-Петербурге носит условное название «деньги за учителем» и массово будет организовано с 2013 года.

Мы по-прежнему остаемся сторонниками сетевой организация управления качеством образования, в основе которой — развитие сети инновационных учреждений-площадок повышения квалификации педагогических кадров. Структурными элементами такой сети становятся и учреждения повышения квалификации, и инновационные школы, и учреждения культуры, науки, и экспериментальные площадки всех уровней, объединенные в различных сочетаниях. Механизм объединения — через федеральную, региональную и районную программы развития образования.

Сетевая организация управления качеством образования строится на принципах социального партнерства, вариативности информационных потоков и их адресности. Сетевая модель способствует: более полному обеспечению информационной поддержки; повышению эффективности использования методических ресурсов; расширению возможностей для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов; объединению усилий для внедрения современных технологий, инновационных программ и проектов [2].

Таким образом, управление качеством образования на основе сетевого взаимодействия в условиях формирования вариативной образовательной среды обеспечивает условия, при которых любой участник образовательного процесса может взаимодействовать с любым образовательным учреждением или педагогом по вопросам совместной работы, обмена идеями, обмена интеллектуальными продуктами, что позволит удовлетворить профессиональные запросы каждого из участников.

Методология управления инновационной деятельностью районной методической службы основывается на человекоцентрическом, мотивационном и рефлексивном подходах.

Человекоцентрический подход означает выстраивание поведенческой стороны деятельности методиста, ориентирующегося в своей работе на три кита: уважение и доверие к педагогу, содействие его успеху.

Мотивационный подход позволяет методисту системно работать на достижение педагогом результата с учетом оценки достижимости и оценки ожидаемых эффектов при достижении этих результатов. Такой подход является основой для повышения уровня мотивированности педагога на достижение поставленных целей профессионального развития.

Рефлексивный подход ориентирует методиста на расширение субъективных функций педагога, перевод его из позиции исполнителя в позицию организатора собственной деятельности, что способствует возрастанию самостоятельности педагога в ходе выполнения деятельности.

Методисты ИМЦ внимательно следят за тенденциями развития образования и ищут новые возможности для профессионального совершенствования педагогов. ИМЦ предлагает качественно новый формат в сфере профессиональных коммуникаций, предоставляя широкий спектр возможностей для развития профессиональной компетентности педагогов. Мы придерживаемся определенных стандартов организации мероприятий по повышению квалификации, в основе которых лежит анализ образовательных запросов педагогов, подбор целевой аудитории, предложение инновационных идей и тактических вариантов для профессионального развития.

Анализ образовательных запросов педагогов — основа планирования деятельности методической службы. Мы предоставляем педагогам возможность обсудить актуальные для образования темы и законодательные инициативы в формате конференций, семинаров, работы творческих групп.

Подбор целевой аудитории мероприятий, а точнее сопряженность опыта педагога с опытом других педагогов, является одним из условий для осуществления творчества в педагогической деятельности.

Разработка тактических вариантов для профессионального развития каждого педагога основывается на системном многоканальном информировании: методическое аннотирование документов и материалов, формирование информационных пакетов мероприятий, анонсирование и освещение результатов мероприятий, электронные рассылки актуальной информации, индивидуальное консультирование. Важным является выбор адресата информирования: одни ситуации требуют консультирования администрации образовательного учреждения, вторые — работы с районными методическими объединениями, третьи — непосредственного сопровождения педагога.

Профессиональная среда общения складывается из отдельных мероприятий, которые и создают стимулирующую развитие атмосферу и корпоративную культуру, которая ценит взнос и опыт каждого.

Методические мероприятия, организуемые ИМЦ, — это прежде всего индивидуальный подход к потребностям педагогов, а не формальные встречи для галочки. Объединяя людей, как по индивидуальным профессиональным интересам, так и по стратегическим направлениям развития образования, мы помогаем выстраивать профессиональное развитие на принципах партнерства и общего интереса. Для педагога участие в мероприятиях — это общение с лидерами системы образования, представителями управления образованием и педагогической науки, практический опыт инновационных школ и педагогов-новаторов.

Индивидуальный маршрут непрерывного профессионального развития педагога можно выстроить, используя матрицу методического сопровождения, в которую включены мероприятия (направления, виды, формы сопровождения), системно проводимых ИМЦ. Использование предоставляемых ИМЦ возможностей имеет для педагога дополнительные положительные эффекты, а именно позволяет пополнить портфолио профессиональной деятельности, что, в свою очередь, является необходимым условием успешной аттестации (таблица).

Таким образом, поиск инновационных решений в сфере профессионального развития педагогов становятся основой развития районной методической службы — развития, которое позволит соответствовать и даже опережать ожидания педагогов, способствовать стратегическому развитию районной системы образования путем предоставления инновационных услуг в сфере профессиональных педагогических коммуникаций.

Литература

  1.  Боброва И. И. Вариативная образовательная среда: к модели управления качеством лицейского образования // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007.
  2. Василевская Е. В. Сетевая организация как новый тип отношений и деятельности в современных условиях.