Килимник Н.Ю.

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 567

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ

Основная подготовка к написанию сочинения (часть С ЕГЭ) ведется в 11-м классе: это оправданно, так как каждый год корректируются требования к этому виду работы, уточняются критерии проверки. Но, конечно, основные умения и навыки отрабатываются в предыдущие годы обучения. Так, в 10-м классе к каждому уроку русского языка целесообразно готовить небольшие тексты, для того чтобы старшеклассники учились определять поднятые в них проблемы и находить авторскую позицию.

Удачной оказалась практика, когда ребята и сами начинают приносить такие тексты. Сначала с очевидной проблемой, не обязательно сложной: какие-нибудь научно-популярные заметки, где рассматривается новое в науке и технике, рекламные объявления, по которым легко сформулировать, зачем, с какой целью они созданы. Затем появляются художественные тексты, в которых сложнее определить идею.

В 11-м классе на одном из первых уроков дается подробный план написания сочинения. Ученикам приходится объяснять, что им нужно выполнить не совсем привычный для них вид работы: часть С не столько творческая мастерская, сколько некое логическое высказывание по весьма жесткому плану. Практика показывает, что особенно сложно бывает научить выпускников аргументированно доказывать свое мнение, подкрепляя его примерами, а также комментировать поднятую в тексте проблему, понимая его в единстве формы и содержания. Предлагаемая разработка урока служит, прежде всего, для того, чтобы создавать у старшеклассников компетенцию текстового комментирования, а также помогает отработать и другие этапы создания сочинения [1; 2; 3].

Цель урока:

Научить создавать сочинение-рассуждение по художественному высказыванию (тексту, фильму, спектаклю, живописному или музыкальному произведению и т. д.), отвечающее требованиям ЕГЭ по русскому языку.

Задачи урока:

− формирование лингвистических компетенций с помощью ИКТ;
− совершенствование связной письменной речи учащихся;
− развитие логического мышления;
− совершенствование навыка построения текста-рассуждения,
− умения аргументированно излагать свою точку зрения;
− развитие коммуникативных умений;
− активизация самостоятельной работы учащихся с предложенным для анализа материалом;
− закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа художественного высказывания, в том числе анализа выразительных средств;
− выработка навыков ведения дискуссии по проблеме.

Тип урока: Анализ художественного высказывания.

Технология: Развитие критического мышления.

Ход урока:

В начале занятия ученикам раздаются бланки для сочинения (при ложения 1, 2). Вместе вспоминаем, из каких частей будет состоять работа (план сочинения). Затем демонстрируется анимационный фильм Ф. Хитрука ≪Икар и мудрецы≫. Дальнейший ход урока сопровождается поэтапной демонстрацией подготовленной презентации. После того как выпускники заканчивают работу над очередным элементом сочинения, их зачитываем и обсуждаем, также можно показать свой вариант этой части.

Пишем вступление. Оно может быть написано в форме:

− именительного темы и лирического размышления;
− риторических вопросов — предложений, вопросительных по форме и утвердительных по содержанию;
− вопросно-ответного единства, позволяющего сделать вступление более энергичным;
− диалога с воображаемыми собеседниками;
− цитаты;
− краткой справки об авторе;
− цепочки вопросительных предложений, призванных зафиксиро ать внимание на ключевых понятиях исходного текста.

Например, так: ≪Мечта… Светлое устремление, заветное желание, исполнение которого сулит счастье. Сокровенная мечта человечества — взлететь над землей, но какой дорогой ценой пришлось заплатить людям за обретение этой возможности! Какой силой духа обладали чудаки-меч атели, проложившие дорогу в небо!≫

Формулируем проблему. Проблема — от латинского problеma (задача, вопрос).

Необходимо сформулировать одну из проблем, над которыми размышляет автор. Формулировать проблему лучше всего вопросительным предложением. Возможны также следующие варианты: проблема выбора, проблема героизма, проблема нравственного долга и т. д.

Например, так: ≪В предложенном для анализа анимационном фильме Ф. Хитрук размышляет над проблемой: какую роль в нашей жизни играют чудаки-мечтатели?≫.

Комментируем проблему. Для этого отвечаем на вопросы:

− Какой характер носит проблема (духовная, нравственная, морально-этическая, экологическая, социальная, психологическая, философская, эстетическая)?

− На каком материале автор раскрывает свое отношение к проблеме?

− Какие аспекты, грани проблемы рассматривает автор?

− Какие эмоции он испытывает?

− Какие средства выразительности использует автор, чтобы убедить нас в своей правоте?

Например, так: ≪Рассуждая об этой философской проблеме, Ф. Хитрук с чувством светлой грусти повествует об Икаре, бросившем вызов и земному притяжению, и закосневшим догмам мудрецов философов. Почувствовать эмоции, испытанные автором, помогают рисунок и музыка. Лаконичное черно-белое изображение взрывается красками в тот момент, когда герою удается взмыть в небо. Устоявшаяся жизнь философов сопровождается размеренным ритмом сиртаки, а аккомпанементом полету Икара звучит вдохновенная мелодия М. Каллоша.

После гибели героя вместо музыки мы слышим лишь кваканье лягушек, символизирующее застой и жизнь, лишенную порыва. Но появляется новый Икар — и снова звучит музыка полета — потрясающее соло трубы.

А еще можно увидеть, как застывают на надгробных плитах истины мудрецов, символизируя их мертвенность; изображение Икара на памятнике не похоже на него — те, кто стал причиной гибели героя, после смерти восхваляют его, искажая облик; маленький Икар отличается от таких одинаковых малышей — учеников≫.

Формулируем авторскую позицию. Позиция автора — это основная идея художественного высказывания, то, ради чего оно создано. Если проблема была сформулирована вопросом, то авторская позиция должна быть ответом на него.

Например, так: ≪Ф. Хитрук утверждает: есть неоспоримые истины, призванные уберечь будущие поколения от ошибок, но появляются чудаки-мечтатели и бросают вызов устоявшейся мудрости. Именно они движут человечество вперед!≫

Излагаем собственное мнение:

− обязательно говорим о том, разделяем мы или нет авторскую позицию. Также возможен вариант: согласны с мнением автора, но не во всем;

− высказываем собственный аргумент, сопровождаем его иллюстрацией (художественное произведение, публицистика, научно популярная литература);

− подкрепляем свое мнение еще одним аргументом, иллюстрируем его личными наблюдениями, фактами реальной жизни.

Например, так: ≪Я не могу не согласиться с мнением автора. Конечно, мечтатели бывают разные. Герой поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души” Манилов ничего дельного никогда не изобретет и не создаст. Но придут другие герои: они построят “город-сад”, будут голодать, но не оставят мечты о полете в космос и, видимо, добьются того, что “на Марсе будут яблони цвести”. Такие чудаки-мечтатели расцвечивают нашу жизнь яркими красками и помогают нам идти вперед. По какому-то загадочному закону “нелепости”, придуманные ими, рано или поздно осуществляются. И вот в нашей жизни появляются изобретения, которые придумали великие мечтатели — писатели-фантасты Жюль Верн, Герберт Уэллс, Александр Беляев. Реальностью, например, стало создание чело векообразного механизма — робота, название которого придумал чешский писатель Карел Чапек≫.

Пишем заключение.

Это может быть: концовка с использованием цитаты или афоризма; вывод-впечатление; ответ на вопрос; призыв к действию; итог и обобщение сказанному; развернутая мысль, высказанная во вступительной части.

Например, так: ≪Размышляя над увиденным в анимационном фильме, я еще раз убеждаюсь в правоте автора. Мне кажется, он повторяет мысль Альберта Эйнштейна, который говорил: “Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие”. Без чудаков мир застыл бы в неподвижности≫.

Домашнее задание:

Написать сочинение по анимационному фильму Гарри Бардина ≪Адажио≫.

В заключение хочу добавить, что такой урок, где вместо анализа текста учащимся предложено написать сочинение (часть С) по анимационному фильму, дает возможность более отчетливо увидеть единство формы и содержания в художественном высказывании. Рекомендую проведение такого занятия для формирования у старшеклассников компетенций, соответствующих требованиям новых стандартов образования.

Литература

  1. Егораева Г.Т. ЕГЭ 2012. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. М.: Экзамен, 2012.
  2. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие. М.: Экзамен, 2009.
  3. Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. М.: Просвещение, 2009.