- Подробности
- Просмотров: 1637
КАРТАШОВА Л.Л.,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 430
ПАРТНЕРСТВО ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ,
УЧАЩИХСЯ И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Партнерство — это добровольное соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются работать вместе для достижения общей цели [1].
Специфика работы учителя начальной школы и учителя-предметника имеет свои различия. Деятельность педагога начальных классов как учителя многогранна. В ней тесно переплетены и преподавание предметов, и внеклассные события, и взаимодействие с родителями.
В связи с глобализацией и информатизацией общества в целом и системы образования в частности взаимодействие семьи и школы приобретает новое содержание, что диктует иное видение роли родителей в этом процессе. В современных условиях значительно возрастает ответственность родителей за выполнение своих обязанностей. Следует отметить, что далеко не весь потенциал семейного воспитания реализуется в полной мере.
Школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей, она обязана помочь семье каждого ребенка в формировании независимой личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации, т. е. личности, способной реализоваться в современных социокультурных условиях.
Родители и педагоги — две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого ученика невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение школы и семьи в воспитании и образовании учащихся. Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата. И здесь роль учителя в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика.
Семья, как и школа, — своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Родители будущих первоклассников должны иметь представление о целях, задачах образовательного и воспитательного процесса, осуществляемого в школе. Именно поэтому первые встречи на родительских собраниях должны быть направлены на просвещение и информирование.
Зная, что родители должны быть не только заказчиками и потребителями в системе образования, но, что особенно важно, главными партнерами учителя и школы в самореализации личности ребенка, перед учителем должна встать задача: как привлечь каждую семью к активному взаимодействию?
Партнерство во взаимодействии учителя и родителей особенно важно в младшем школьном возрасте, когда развивается социальная активность ребенка, расширяется круг его общения и увеличивается разнонаправленность воздействий окружающей среды, имеющих различный воспитательный смысл.
Учебно-воспитательный процесс наполнен бесконечным множеством конкретных ситуаций взаимодействия, в ходе которых идет вечный диалог учителя, учащихся и их родителей, который должен заканчиваться согласием или компромиссом всех сторон по поводу решения той или иной учебной ситуации.
Правомерен вопрос: каким образом можно добиться сотрудничества на уроке? Хороший психологический климат в коллективе, доверительная, созидательная атмосфера сотрудничества и взаимодействия — все это дает возможность применять на уроке такие технологии, когда учащиеся как будто бы сами, по своему намерению, выполняют именно тот вид деятельности, который был предусмотрен при планировании урока.
Современный учитель, организуя процесс обучения, должен придать ему диалогический, партнерский характер, при котором взаимодействие в учебном процессе становится условием и предпосылкой обогащения не только в области знаний, но и внутреннего мира каждого.
Удачной формой организации взаимодействия можно назвать проектную деятельность, которая будет наиболее эффективна, если строится на принципах партнерства, сотрудничества (учитель — ученик — родитель).
Рассмотрим пример. В соответствии с программой 1-го класса в курсе «Окружающий мир» на тему «Что растет на клумбе?» ученики 1-го класса с подсказки родителей предложили «Сделать школьный двор краше»: высадить цветы на клумбах.
Для работы над проектом ученикам необходимо было исследовать новую информацию по теме «Какие цветы растут на клумбах?», рассмотреть особенности выращивания рассады. Часть работы была интегрирована в учебный предмет «Технология». Перед учениками была поставлена задача поиска информации (дома, в школьной библиотеке, в сети Интернет). После сбора необходимых сведений приступили к реализации проекта. Инициативная группа родителей закупила садовую землю, семена цветов. Ученики совместно с учителем и родителями вырастили рассаду в классе. На заключительном этапе подросшие бархатцы и астры были высажены на пришкольном участке. Все лето и осень цветы радовали проходивших мимо людей. Следует отметить важную роль родителей, принявших активное участие в реализации всех этапов проекта.
Как было сказано выше, основной очной формой обсуждения учебно-воспитательной работы остается родительское собрание. Наиболее эффективные формы их проведения:
− презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание;
− собрание-игра;
− пресс-конференции, когда приглашаются специалисты, интересующие родителей, или они оказываются среди родителей;
− обсуждения заранее подготовленных предложений и идей по улучшению организации жизни класса;
− спектакль, концерт, в котором выступают их дети.
В практике многих школ используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» обращается внимание на необходимость «развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе» [2].
Проявить свои способности ученики начальной школы могут как на уроке математики, так и на уроках технологии, изобразительного искусства, а также в семье, выполняя различные творческие работы; роль учителя и родителей — увидеть и поддержать талантливых детей.
«Новая школа — это центр взаимодействия с родителями… Школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха» [2].
Школьный праздник — это традиционная и неотъемлемая часть жизни каждого ученика, особенно в начальной школе. В ходе разработки сценариев, проведения праздничных мероприятий особенно ярко может проявиться партнерство родитель — ученик — учитель.
Курс «Мир семейного очага» [3], созданный творческой группой учителей ГБОУ школы № 430 руководством кафедры культурологии АППО СПб в рамках деятельности Школы-лаборатории позволяет осваивать окружающий мир, начиная со своего ближайшего окружения, прежде всего семьи. В семье он обретает первый опыт взаимоотношений, постигает нравственные ценности и этические принципы, приобщается к миру культурных традиций, что и закладывает в дальнейшем основы его характера, мировоззрения, ценностных ориентаций. «Мир семейного очага» — цикл музейно-педагогических занятий, нацеленный на расширение представлений ребенка о семейных устоях и традициях и приобщение к лучшим из них.
Каких эффектов можно достичь, проводя целенаправленную работу по взаимодействию с учеником и его семьей?
1. Развитие личности ученика, соответствующего модели выпускника начальной школы:
− любознательного, интересующегося, активно познающего мир;
− владеющего основами учиться;
− любящего родной край и свою страну;
− уважающего и принимающего ценности семьи и общества;
− готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
− доброжелательного, умеющего слушать и слышать партнера;
− выполняющего правила здорового и безопасного образа жизни.
2. Развитие активной жизненной позиции родителей по отношению к школе:
− ориентация на сотрудничество;
− повышение ответственности за выполнение своих родительских обязанностей.
Литература:
- Большой энциклопедический словарь. М., 2005.
- [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://президент.рф/news/6683
- [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://school430.lmn.su/p61aa1.html