- Подробности
- Просмотров: 1455
ТАНИНА Н. П.,
заместитель директора ИМЦ Петродворцового района
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ: ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Учитесь у всех, не подражая никому»
/М. Горький/
Современное образование развивается за счет внедрения различных инноваций, при этом в образовательном процессе существенно возрастает роль учителя, который является непосредственным носителем новаторских процессов. Даже при наличии различных технологий обучения, в том числе компьютерных, ведущая педагогическая функция сохраняется за учителем.
Современному обществу и школе необходимы творчески мыслящие специалисты, которые обеспечат эффективность обучения при новых подходах и инновационной деятельности. Необходимость в инновационной педагогической деятельности определяется: во-первых, происходящими социально-экономическими изменениями в обществе; во-вторых, усилением гуманитаризации содержания образования; в-третьих, вхождением учебных заведений в рыночные отношения и возникновением конкуренции, а также изменением отношения самих учителей к освоению и применению нового в педагогическом процессе.
Что необходимо привнести в систему непрерывного образования для обеспечения методического оснащения учителя инновационного типа?
Поиск ответа на поставленный вопрос основан на понимании сущности инновационных процессов в образовании, которая заключается, прежде всего, в изучении и обобщении передового педагогического опыта и его диссеминации, внедрении достижений психолого-педагогической науки в практику.
Создание системы повышения квалификации для обеспечения готовности учителя к инновационной деятельности невозможно без реализации принципа личностно-ориентированного подхода к процессу обучения (не существует общей модели педагога-инноватора). Основной задачей профессионального образования педагогов является формирование его способности к решению творческих задач. Само повышение квалификации учителя будущего должно моделировать его инновационную деятельность. Кроме того, важно обеспечить построение и функционирование процесса формирования личности педагога.
Инновации в профессиональном развитии педагогических кадров - это новые программы повышения квалификации, новые методики преподавания, новые способы организации занятий, ориентированные на изменения требований к качеству образования: дистанционное обучение; создание сетевых структур; тьюторство; создание интегрированных межпредметных курсов по обучению новых профессиональных групп (менеджеров образования, экспертов, учителей профильной школы).
Процесс формирования профессиональной компетенции учителя включает в себя: диагностику потребностей в повышении квалификации, оценку профессиональных затруднений, планирование профессиональной карьеры, обучение основам компьютерной грамотности, создание проблемных творческих групп и стратегических команд, подготовку к участию в экспериментальной и инновационной деятельности. Важную роль играет повышение психологической компетентности педагогов, проведение тренингов, направленных на усиление коммуникативных возможностей педагогов (актерское мастерство, игровая деятельность). Включению внутренних механизмов личностного развития способствует совершенствование форм поощрения, стимулирования педагогов на основе четких критериев оценки их деятельности.
Профессиональная активность в быстро меняющихся условиях может быть направлена на адаптацию к ситуации за счет своих собственных ресурсов (уровня образования, опыта деятельности), где ключевым фактором развития будет выступать повышение квалификации, в том числе самообразование. Традиционно организованное повышение квалификации оказывается недостаточными, более значимым становиться коллективная, групповая и самостоятельная индивидуальная работа человека над различными источниками получения знаний при методической консультации специалиста.
Педагогическая практика в условиях обновления общества, пересмотра ценностей и подходов к педагогической деятельности представляет собой довольно сложную и противоречивую картину поисков и достижений. Возможность самоопределения и самореализации педагога и осознание стереотипов педагогического мышления и поведения побуждают педагогов к переосмыслению собственной деятельности и поиску объективных критериев качества педагогического труда.
В Информационно-методическом центре Петродворцового района Санкт-Петербурга с целью ориентации учителя на инновационную деятельность и самообразование в условиях реальной школьной практики, разработаны и реализуются программы повышения квалификации: «Инновационные педагогические технологии», «Особенности традиционного и инновационного опыта педагогической деятельности» и др.. Данные курсы созданы в ответ на запрос слушателей, испытывающих потребность выхода за рамки узкопредметного преподавания и желание не только составить целостное представление о собственном опыте в контексте современных направлений и тенденций развития образования, но и приобрести навыки его описания.
Программы построены на модульной основе, предусматривают актуализацию имеющегося опыта профессиональной деятельности, а также создание нового, его оценку и освоение. Ключевой идеей программ является формирование у педагогов ценностного отношения к инновационной деятельности и самообразованию. Значимым является то, что содержание выстроено на основе реальных информационных запросов учителей, а формы организации занятий усиливают субъектность слушателей, поскольку позволяют адекватно оценить свой опыт и адаптировать его к современной образовательной ситуации. Ориентация на инновационную деятельность базируется на принятии цели, содержания, обеспечивающих информационную базу программы; реализации себя как субъекта инновационного процесса; оценке и самооценке достигнутого результата в соответствии с принятой целью.
Обучение выстраивается на принципах деятельностного, компетентностного подходов по рефлексивной модели обучения, с использованием активных форм работы, таких как практикумы, семинары, «круглые столы»; и гуманитарных технологий обучения, например, технологии «проживания»; рефлексивных технологий при организации работы в малых группах, в мастерских, что позволяет снять противоречие между наличием традиционных знаний, умений, опыта педагогов и отсутствием рефлексивнных умений, способов самоанализа педагогической деятельности.
Погружению в проблематику способствуют как изучение и обогащение личного опыта и мотивов профессионального роста, так и создание в группах слушателей благоприятного климата общения, стимулирование осознания социальной и личностной значимости самообразовательной деятельности в жизни человека, значимости инновационной деятельности и необходимости подготовки к ней.
В ходе совместной работы важно выяснить ожидания педагогов от включения в инновационную деятельность. Учителям предлагаются анкеты, беседы-интервью целью которых является выявление имеющихся представлений об инновационных процессах в современной школе. В ответах оценивается полнота информированности и качество аргументации. Анализ стартовых представлений в области инноватики, которыми владеют учителя, определяет вариативные образовательные пути продвижения каждого слушателя. Полученные результаты служат основанием для уточнения содержания, форм, методов совместной и самостоятельной работы каждого педагога в проблематике программ и для формулировки тем творческих заданий в рамках курсов. Опора на личный опыт педагога, учет мотивов его личностно-профессионального роста открывают возможности для организации эффективной самообразовательной деятельности.
По образовательным программам предлагается следующий примерный макет занятия (как группового, так и в рамках самообразования):
Тема
Цель (формулируется как через изучаемое содержание, так и через результаты обучения)
Форма (формы) организации учебной деятельности (например:
интеллектуальная разминка «Тезис-аргумент»; работа в группах:
обсуждение, коллективное конструирование понятий; лекция с
обратной связью; рефлексивный круг)
Сопровождающая презентация
Рабочие материалы
Раздаточные материалы
Краткое содержание (тезисы)
Задания для индивидуальной работы на занятии
Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы по итогам занятия
Вопросы для самостоятельной работы при подготовке к следующему занятию
Приложения (лекционный материал, статьи, образцы работ по проблеме занятия, ссылки на авторитетные мнения, персональные данные носителей профессионального опыта по проблеме занятия...)
Предлагаемый подход к организации обучения призван обеспечить не столько передачу информации, сколько формирование у слушателей навыков приобретения, организации и применения знаний.
В содержании занятий особый акцент делается на понимании инноватики как области знаний, необходимой для эффективного решения задач развития общества в целом и профессиональных задач педагога в зависимости от потребностей практики.
Формирование интереса педагогов к инновационным процессам осуществляется через вовлечение их в деловые игры, в обсуждение дискуссионных вопросов; через стимулирование высказываний собственной точки зрения и представлений творческих работ. Все это, наряду с постулированием уважительного отношения к мнению коллег, создает благоприятную эмоциональную атмосферу, способствует установке обратной связи.
Задача формирования у педагогов ориентации на инновационную деятельность как ценность может быть успешно решена при условии ознакомления педагогов с инновационными процессами, происходящими в практике школы; при условии ознакомления педагогов не только с основными направлениями и формами, но и с приемами диагностики и анализа, критериями качества результата инновационной деятельности.
Для самостоятельной, групповой и коллективной работы слушателей разработаны вопросы и задания, в каждом из которых присутствует содержательный, технологический и личностный аспект. Содержание заданий обусловлено их целевой направленностью: ориентирует педагогов на получение информации и ее структурирование, на самооценку уровня информированности и умений самостоятельного поиска решений, на самооценку личностных качеств, необходимых в процессе профессиональной практики.
Так получение информации путем «конструирования» ключевого понятия включает в себя: индивидуальную работу (запись ассоциативного ряда, актуализация имеющихся представлений, знаний, поиск возможных источников информации), обмен суждениями, сравнение и обобщение суждений, выявление существенных признаков понятия, формулирование определения понятия, сравнение с имеющимися авторитетными определениями, корректировку определения, оценку эффективности способов поиска решения.
Например, ключевое понятие «Опыт профессиональной деятельности» в рамках курсового занятия по программе «Особенности традиционного и инновационного опыта педагогической деятельности» конструируется из индивидуальных ассоциаций путем группировки в условные рубрики «Клад» и «Живая инновация». Групповые и коллективное обсуждения приводят к выводу о наличии содержательной (противоречия, идеи, поиск решения, авторские находки, результаты...) и формализованной (документы, описание, формы представления...) сторонах понятия. Логика дальнейшей работы выстраивается через самоопределение слушателей в обозначенном проблемном поле. Углубление понятия «Опыт профессиональной деятельности» можно провести через сравнение особенностей традиционного и инновационного подходов (таблица 1).
Таблица 1. Опыт профессиональной деятельности
Конструирование некоторых ключевых понятий дополнительно требует работы в ролевых группах. Например, работа над ключевым понятием «Критерии мастерства профессиональной деятельности» проходит через индивидуальный этап (запись ассоциаций) и выработку критериев в ролевых группах: «Администрация», «Учителя», «Ученики», «Родители». Групповые и коллективное обсуждения приводят к выводу о многообразии критериев (стабильность результатов, актуальность, преемственность, репрезентативность, социальная значимость...). Углубление понятия «Критерии мастерства профессиональной деятельности» можно провести через оценку значимости критериев в зависимости от формата предъявления профессионального опыта (таблица 2).
Таблица 2. Оценка значимости критериев мастерства профессиональной деятельности в зависимости от формата предъявления опыта
По отдельным темам слушателям предлагается выполнение практических работы с точки зрения одной из следующих позиций:
1. Теоретическое обоснование (изложение 5-10 ключевых авторских тезисов по проблеме)
2. Графическая интерпретация (схематическое изображение пространства педагогических инноваций и своей профессиональной позиции в этом пространстве)
3. Вопросы, вопросы, вопросы (система из 7 - 10 открытых вопросов по обсуждаемой проблеме)
4. Творческая интерпретация (эссе по обсуждаемой проблеме, художественное видение проблемы)
5. Мнение практика (предъявление авторского опыта инновационной деятельности)
6. Свободный стиль («Перекресток мнений», компьютерная презентация, театрализация...)
Любая из выбранных позиций в той или иной степени предполагает:
- предъявление сложившегося мнения слушателя: «Я считаю...», «Я уверен...»;
- комментарии, обоснование, объяснение представленной точки зрения;
- творческую интерпретацию проблемы;
- примеры практической профессиональной деятельности, подтверждающие мнение;
- следствия, заключения, выводы.
Одним из вариантов итоговой работы может стать составление портфолио по теме курса или по отдельной проблеме, работа над которым начинается с первого занятия. Это позволяет слушателям постепенно аккумулировать информацию, отслеживать собственный образовательный маршрут и избавляет от авральных работ по окончании обучения. Существенным преимуществом такого рода накопительной итоговой работы является непрерывная рефлексивная деятельность слушателя, инициирующая новые образовательные запросы.
Портфолио по проблеме (теме) - сборник материалов по проблеме (теме), подобранных из разных источников, систематизированных и постоянно накапливаемых с целью использования в практике решения задач профессиональной деятельности.
Варианты выполнения: на бумажном или электронном носителе. Возможные источники информации: материалы лекций; литература: научная, справочная, учебная, художественная; материалы педагогических наблюдений; статистические материалы; иллюстративные материалы; интервью со специалистами; данные социологических опросов; аудиовизуальные источники; материалы СМИ; Интернет-ресурсы.
Возможный алгоритм запуска портфолио и некоторые рекомендации:
1. Сформулируйте цель работы.
2. Дополните формальное название портфолио оригинальным авторским. Объясните свою позицию (можно в виде эссе); приведите цитату, которая будет девизом Вашей работы.
3. Продумайте структуру, названия разделов.
4. Фиксируйте каждую изучаемую тему в удобном для Вас виде (опорный конспект, схема, научная статья с авторской аннотацией...)
5. Структурируйте (после накопления и анализа) дополнительные материалы из различных источников (тезисы из научной, отрывки художественной литературы; словарь терминов; иллюстрации; статистические данные...). Не забывайте делать подробные ссылки на источник информации (библиографические данные издания: ФИО автора, название, место издания, издательство, год издания)...
6. Найдите и сделайте краткое описание ресурсов Интернета (полный адрес, чем интересен и полезен ресурс, дата последнего посещения).
7. Составьте вопросы, ответы на которые предстоит найти.
8. В кратком виде изложите: чем был полезен информационный поиск, чему удалось научиться, что особенно удивило и заинтересовало.
9. Составьте содержание и приведите свои выводы.
Возможные рубрики: «Что бы это значило?» (глоссарий), «Аргументы и факты», «Теоретический монолог» или «Размышления на тему», «Форум» (существуют и другие суждения), « В мире мудрых мыслей» (цитаты), «Из личного опыта» или «Мои открытия», «Творчество коллег», «Банк гипотез», «Реклама», «Задание на дом», «Статистика» и т.п.
Таким образом, освоение программ способствует формированию и развитию исследовательских умений, организации профессионально-педагогической деятельности по созданию учителями авторских проектов инновационной деятельности.
Обозначенные в статье отдельные методические комментарии по реализации программ повышения квалификации иллюстрируют современные подходы к решению задачи формирования опыта инновационной педагогической деятельности.
«Нашей новой школе» необходим учитель, который ориентирован на настоящее и будущее; видит высокую ценность образования; воспринимает различные точки зрения, не изменяя собственное видение проблемы; постоянно изучает опыт коллег, но при этом сохраняет собственный уровень креативности. Успех преобразований в системе общего образования зависит от учителя, от учителя способного и готового к осуществлению инновационной деятельности в школе. Такой учитель «может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование» [2].
Литература
1. Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С, Тряпицына А.П. Инновации и качество школьного образования: Научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ. - СПб.: КАРО, 2007.
2. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
3. Кулъневич СВ., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. Инновационная, научно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность учителя / С.В.Кульневич // Управление современной школой. Выпуск II - Ростов н/Д: Издательство «Учитель». - 2005.