МЕДИНСКАЯ М.М.,

директор ИМЦ Петродворцового района

СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ.

Наступивший век - это век реформирования образования. 

Образование является приоритетной сферой развития общества, так как от нее зависит социально-культурное и социально-экономическое развитие страны. Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что любые изменения в образовательной системе практически неосуществимы до тех пор, пока не происходит изменение качества профессиональной деятельности самого педагога.

Принятие Концепции модернизации образования, разработка и реализация задач Федеральной целевой программы развития образования, конкурсные отборы в рамках приоритетного Национального проекта «Образование» поставили перед педагогами новые задачи, обусловленные современным пониманием миссии образования.

Поле профессиональной деятельности современного педагога усложняется и наполняется новым содержанием. Сегодня важнейшей характеристикой профессионализма учителя является умение устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса; создавать и использовать образовательную среду, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование. Возникает необходимость в развитии системы непрерывного педагогического образования, в овладении новыми технологическими и методическими знаниями, в развитии рефлексивных способностей учителя.

Современная действительность ставит специалистов перед необходимостью постоянного профессионального совершенствования. Концепция непрерывного образования представляет образование как процесс,  охватывающий  всю жизнь человека, как процесс целенаправленного непрекращающегося освоения человеком социокультурного опыта.

Определение сущности непрерывности образования дано в докладе ЮНЕСКО как такое изменение способа бытия человека, когда он открывается новому опыту. Смысл непрерывности заключается в том, чтобы в условиях общего и профессионального образования сформировать систему знаний, умений и качеств, позволяющих взрослому человеку самостоятельно продолжать образование и совершенствовать себя, свободно ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и добывать недостающие знания. Непрерывность образования предполагает на всех ступенях профессиональной подготовки становление специалиста как самоактуализирующей личности, стремящейся к познанию, раскрытию и использованию своего потенциала в полной мере.

Личностно-профессиональный рост учителей обусловлен и спецификой обучения педагогов как взрослых. В психолого-педагогической литературе взрослость рассматривается как особая стадия развития человека. Взрослость, по мнению И.А. Колесниковой, может проявляться через осмысление своего места и роли в природном и социальном мире, через многообразную способность к проживанию разнородного опыта, через выявление смысла жизни как цели собственного существования. В нашем обществе мы называем взрослым человека, достигшего физиологической, психологической и социальной зрелости, обладающего определенным жизненным опытом, сформировавшимся и постоянно растущим уровнем самосознания, который выполняет роли, традиционно закрепленные обществом за взрослыми людьми, и принимает на себя полную ответственность за свою жизнь (в том числе экономическую и моральную) и поведение. Психологи выделили основные особенности, отличающие взрослого учащегося от ученика или студента:

-  взрослый осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и критически относиться к любым попыткам руководить им; 

-  взрослый накапливает большой запас жизненного, социального и профессионального опыта, который формирует его мировоззрение и с точки зрения которого он оценивает любую поступающую информацию;

-  в отличие от ученика и студента стремиться к безотлагательному применению полученных знаний;

-  стремиться с помощью учебы решить свои жизненные проблемы [4].

Взрослый обучаемый характеризуется рядом специфических личностных особенностей. Условно их можно объединить в три группы:

-  первую - связанную с повышением компетентности (осуществляет самоанализ и самооценку образовательной профессиональной деятельности);

- вторую - с личностным состоянием;

- третью - с определенными барьерами восприятия образовательной деятельности.

Специфические особенности взрослого человека первой группы в том, что он владеет определенным объемом и уровнем профессиональных знаний, имеет сложившийся и развивающийся профессиональный опыт работы. Взрослый, владея специфическими приемами, умениями и навыками, осуществляет самоанализ и самооценку образовательной профессиональной деятельности; имеет свое профессиональное мнение и отстаивает его со своих позиций. Вторая группа особенностей взрослого человека включает следующее: осознание себя самостоятельной саморегулируемой личностью, внутреннюю свободу, нравственную и социальную зрелость, широту социальных ролей, психологическая и физиологическая зрелость, умение выразить свое состояние словами, социальную ответственность.

Третья группа особенностей взрослого человека - это болезненное восприятие трансформации в процессе обучения сложившихся ценностей жизни взрослого. К этой группе особенностей следует отнести трудность отказа от системы полученных ранее знаний и устаревших на данный момент. Установка на то, что они все знают, сложность смены статуса на роль ученика, внутренняя неуверенность при снижении своей "профессиональной самооценки" в процессе возникновения необходимости перестройки своей деятельности с учетом новых требований - все это так же является барьерами восприятия образовательной деятельностью.

Все выше приведенные характеристики показывают, что процесс обучения взрослых имеет свою специфику.

Научно-методической основой организации учебного процесса в системе образования взрослых является андрагогика (от греческого апдгоз «взрослый человек»). В отечественной педагогике и психологии проблему обучения взрослых рассметривали: С.Г. Вершловский, СИ. Змеев, И.А. Колестникова, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Онушкин, А.П. Ситник, Г.С. Сухобская, Е.П. Тонгоногая.

Взрослый человек сам организует свою жизнь, сам принимает решения, а обучение выступает для него как самообразовательная деятельность, в которую он включается по собственному решению и в которой он избирателен. Внешние мотиваторы начинают играть для взрослого второстепенную роль, или вообще отсутствуют, а на первое место выдвигается внутренняя мотивация деятельности, основанная на понимании значимости усвояемого материала.

Учитывая, что позиция взрослых в процессе обучения весьма специфична (это позиция творца своей образовательной деятельности, которая определяет и содержание и организацию обучения), осуществление образовательного процесса строится на принципиально иных подходах:

-  вариативности образования взрослых и опережающего характера обучения;

- соответствия содержания образовательных программ потребностям развития новых и новейших технологий;

- гибкости образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию обучения;

- внедрения информационных технологий и постепенного формирования единого информационно-образовательного пространства;

Организуя обучение педагога необходимо обеспечить непрерывность     и     поступательность    развития     его     личности.

Образовательный процесс должен быть построен так, чтобы педагог имел возможность открыть для себя личностно значимый смыл в приобретении знаний, проявить самостоятельность и активность, актуализировать разнообразные рефлексивные процедуры, ощутить психологическую безопасность и общую комфортность.

Таким образом, рассмотрение психологических особенностей обучающегося взрослого человека позволяет сделать нижеследующие выводы.

В современных условиях непрерывное профессиональное образование должно рассматриваться как целостная система, обеспечивающая обновление профессиональных знаний, умений, навыков на протяжении всей жизни человека за счет внутренних потребностей при согласовании и координации деятельности всех типов учреждений на основе выбранной траектории индивидуального развития.

Непрерывный поиск и обновление соответствующих организационных структур образования, которые обеспечили бы переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципам «образование через всю жизнь», «образование как способ жизни» -важнейшая проблема XXI века. Необходимо преодолеть ориентацию на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом. В содержании образования должны получить отражение проблемы развития общества, производства, науки, культуры. Образование в итоге должно стать таким социальным институтом, который был бы способен предъявлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, и обеспечивать возможность получения и постоянного обновления профессионального образования.

Литература:

1. Громкова М. Л. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: «Юнити», 2003.
2. Змеев С. И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский цент «Академия», 2002.
3. Колесникова И. А. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И.А. Колесниковой. - М., 2003.
4. Технологии образования взрослых. Пособие для тех. Кто работает в системе образования взрослых / Под общей редакцией О. В. Агаповой, 
С. Г. Вершловского, Н. А. Тоскиной. - СПб: КАРО, 2008.