Шульжик Елена Витальевна

учитель информатики ГБОУ школа №436
Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Таблицы»

[Скачать]

Урок информатики с применением технологии модерации и активных методов обучения,
5 класс (базовый уровень)

Цели:
1) В предметном направлении:
формирование у учащихся представления о таблице, умение представлять и обобщать изученную на уроке информацию, создание условий для формирования понятия «таблица», умений пользоваться таблицами, представлять информацию в виде таблицы, использовать таблицы при решении задач.
2) В метапредметном направлении:
формирование коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале.
Развитие у учащихся умения искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление.
3) В направлении личностного развития:
развитие логического и критического мышления, способности внимательно относиться к документации любого рода, развитие навыков делового сотрудничества. Формировать навыки исследовательской деятельности, навыки самостоятельной работы и продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.
Задачи:
Обучающая:
- повторение раннее изученного материала;
- изучение новых понятий и умений;
- стимулирование интереса к теме.
Развивающая:
- развитие логического мышления, памяти, внимательности;
- развитие навыков практической деятельности.
Воспитывающая:
- формирование навыков самоорганизации и самоконтроля;
- формирование навыков познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий, границ своих знаний, мыслительных процессов и их результатов.
 
Содержание учебного материала урока и этапы урока
с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.
 
 
 
 
Этапы урока
Деятельность учителя. Время Методы и приемы Деятельность учащихся
Инициация. Учитель предлагает обсудить смысл высказывания:
«В характере, в манерах, в стиле, во всем самое прекрасное - это простота». (Лонгфелло Генри). Как вы понимаете эти слова? 2 минуты АМО «Пусть говорят». Настраиваются на позитивное изучение нового материала. Высказывают свое мнение.
Вхождение или погружение в тему. Учитель предлагает ученикам разгадать кроссворд, в выделенных клетках «появится» тема урока. Используется программное обеспечение интерактивной доски. Можно использовать инструмент «шторка», «выделение цветом», «освещение». Учитель формулирует цели урока. 3 минуты АМО «Разгадай кроссворд». Учащиеся отвечают на вопросы кроссворда, сверяя свои ответы на листах с ответами на доске.
Интерактивная лекция
Учитель предлагает учащимся познакомиться с текстом  раздаточного материала и ответить на вопросы, можно измерять время, затраченное на выполнение заданий. Затем на доске появляется слайд с таблицей данных из текста.
Создается интрига урока, ставится вопрос эксперимента: 
-Когда вы отвечали быстрее?
-С чем было легче работать: с текстом или таблицей?
- Назовите преимущества таблицы?
Следует рассказ учителя о создании и заполнении таблицы. 10 минут АМО «Научный эксперимент». Выполняют задания, дают друг другу консультации. Делают выводы. Работа в тетрадях.
Эмоциональная разрядка
Учитель предлагает сделать гимнастику для глаз, используя интерактивный слайд презентации «Солнышко». 2 минуты Физкультминутка для глаз «Солнышко». Учащиеся выполняют гимнастику для глаз.
Проработка содержания темы. Учитель предлагает учащимся решить ряд заданий в рабочих тетрадях. Затем предлагает выполнить задания на компьютере, используя ЦОР. 20 минут Индивидуальная и групповая работа. Работа за компьютером с использованием ЦОР «Программный модуль «Развивающие программы. Задачи на переливание». Ученики работают самостоятельно в тетрадях, ученик заполняет таблицу на интерактивной доске, и учащиеся проверяют правильность выполнения задания, обсуждают возникшие вопросы.
Работают за компьютером, решая задачи с использованием ЦОР
Подведение итогов. Рефлексия. Учитель предлагает из набора смайликов выбрать тот, который «отражает» настроение ученика в конце урока. При наличии времени каждый может объяснить, что означает выбранная картинка, если времени немного, можно опросить несколько учеников. 
 
 
 
 
Учитель объясняет домашнее задание
Рефлексия деятельности учащихся
АМО «Сообщение».Самооценка и взаимооценка работы на уроке. Смайлики учащиеся прикрепляют магнитами на доску. Анализируют свою работу на уроке и оценивают результат.
 
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов
1. Проверка правильности результатов поиска и расчетов (оценивается индивидуальная работа).
2. Мониторинг коллективной работы и оценка личностных результатов учащихся.
3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся.
4. Наблюдение за развитием коммуникативных навыков.
5. Проверка навыков работы за компьютером.
Ресурсное обеспечение урока 
Методическое обеспечение урока
Используемые образовательные технологии, методы и приемы; их место на уроке
1. Технология модерации и активных форм и методов обучения (на этапе изучения нового материала предлагается АМО «Научный эксперимент», который позволяет формировать навыки исследовательской деятельности).
2. Технология личностно-ориентированного обучения (учащимся предлагается рассмотреть ряд заданий «от простого к сложному»).
3. Интегрированное обучение (учащиеся 5-го класса повторяют математические понятия, но и знакомятся с проектной деятельностью, осваивают информационно-компьютерные технологии).
Дидактические материалы и средства обучения
1. Комплекс мультимедиа (ПК, проектор).
2. Интерактивная доска.
3. Презентация «Таблицы». [1]
4. Раздаточный материал «Задания к кроссворду». (Приложение 1)
5. Раздаточный материал для учащихся «Топ 5 самых глубоких озер России». [2] (Приложение 2).
6. Раздаточный материал «Смайлы». (Приложение 3)
7. Программный модуль «Развивающие программы. Задачи на переливание». [3]
8. Рабочая тетрадь для 5 класса. [4]
 
Текст методической разработки
“Мы тонем в информации и задыхаемся от нехватки знаний.”
 /Джон Нейзбитт/
 
Ход урока
Краткая аннотация
Представлен урок информатики с применением технологии модерации и активных методов обучения. Опыт применения технологии модерации АМО на практике позволяет уверенно говорить о высокой эффективности образовательного процесса. При использовании данной технологии я отмечаю стабильное достижение ключевых эффектов успешного обучения. Проведение обучения на основе технологии модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение. Эти эффекты применения технологии модерации полностью отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения и удовлетворение всех участников образовательного процесса. На этапе изучения нового материала предлагается АМО «Научный эксперимент», который позволяет формировать навыки исследовательской деятельности. Навык самостоятельной работы формируется на этапе проработки темы. Фронтальная работа на всех этапах урока, а так же при работе на компьютере (ели ученики работают в парах) формируют навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.
 
Ход урока.
 
1. Инициация (2 минуты).
АМО «Пусть говорят».
Учитель: - Ребята, сегодня мы проведем урок-исследование, эксперимент. Вы готовы?
Ученики: - Да.
Учитель предлагает обсудить смысл высказывания:
 - Однажды американский поэт Лонгфелло Генри сказал: «В характере, в манерах, в стиле, во всем самое прекрасное - это простота». И я хочу чтобы слова Лонгфелло Генри стали эпиграфом нашего урока.
 - Как вы понимаете эти слова? (Слайд 2).
 
Учащиеся обсуждают вопрос, делают выводы.
2. Вхождение или погружение в тему (3 минуты).
АМО «Разгадай кроссворд».
Учитель: - Чтобы разрешить Ваши споры, мы должны представить эту простоту, понять, как она может существовать, и это будет целью нашего урока. Но тему урока Вы должны определить сами. Для начала решим кроссворд. (Слайд 3).
 
Учитель предлагает ученикам разгадать кроссворд, в выделенных клетках «появится» тема урока. Используется программное обеспечение интерактивной доски. Можно использовать инструмент «шторка», «выделение цветом», «освещение». 
Вопросы кроссворда: 
1. Вид информации по форме представления.
2. Как можно назвать внутреннюю память человека.
3. Единица измерения информации
4. Один из способов кодирования информации.
5. Одно из действий человека с информацией.
6. Сведения об окружающем нас мире.
7. Носитель информации.
- Так о чем сегодня на уроке пойдет речь? Правильно. Тема урока: «Таблицы». (Слайд 4).
 
Ученики записывают в тетрадях число и тему урока.
3. Интерактивная лекция (10 минут).
АМО «Научный эксперимент» (Слайд 5).
 
Учитель: - Ребята, у Вас на столах лежат листы с текстом. (Приложение 1). Предлагаю Вам познакомиться с текстом и ответить на вопросы. Но я буду измерять время выполнения задания.
Вопросы в тексте:
- Назовите глубину озера Байкал.
- Какое озеро самое глубокое?
-Какое озеро самое мелкое?
- Глубина, какого озера равна 127 метров?
Обычно время выполнения такого задания 5 - 7 минут.
Затем учитель предлагает познакомиться с таблицей, в которой зафиксирована та же информация и ответить на те же вопросы. (Слайд 6). Ребята отвечают на вопросы за 2-3 минуты.
 
Учитель: - Когда вы отвечали быстрее?
Ученики: - Когда работали с таблицей.
Учитель: - С чем было легче работать с текстом или таблицей?
Ученики:- С таблицей.
Учитель: - Назовите преимущества таблицы?
Ученики: - Таблица удобна тем, что нужную информацию сразу видно.
Учитель: - Действительно, таблицы очень удобны для представления и обработки однотипной информации. Представление информации в табличной форме широко распространено. Вам приходится встречаться с массой таблиц: расписание занятий, журнал успеваемости, график дежурств, таблицы исторических дат и многое другое. Вспомните эпиграф нашего урока: «В характере, в манерах, в стиле, во всем самое прекрасное - это простота». Таблицы - один из самых простых способов представления информации, но он очень удобный, а значит и прекрасный.
А теперь давайте рассмотрим «строение» таблицы. (Слайд 7)
 
Учитель объясняет новые понятия: заголовок и головка таблицы, боковик и прографка. Ученики в тетрадях записывают определения графов и строк таблицы. Материал лекции можно взять из параграфа учебника.
4. Эмоциональная разрядка (2 минуты).
Физкультминутка для гла «Солнышко».
Учитель: - Ребята, Вы утомились, устали Ваши глаза? Я хочу предложить посмотреть анимацию «Солнышко». Вы должны проследить глазами за движением Солнышка.
Учитель включает анимационный слайд, и под музыку ребята выполняют упражнения для глаз. (Слайд 8).
 
5. Проработка содержания темы (20 минут).
Учитель: - Ну вот, теперь Вы немного отдохнули и давайте поучимся заполнять таблицы. Откройте рабочие тетради на странице 38, выполняем № 36. (Слайд 9).
 
Ученики работают самостоятельно в тетрадях. Один ученик заполняет таблицу на интерактивной доски, и учащиеся проверяют правильность выполнения задания, обсуждают возникшие вопросы.
Учитель:- Мы сейчас осуществили переход от текстовой формы представления информации к табличной, иногда это помогает решать довольно трудные задачи. Давайте решим задачу № 39. (Возможен вариант: ученик, работающий у доки самостоятельно ставит «+» и «-»). (Слайд 10).
 
Учитель: - Вы, наверное, на уроках математики слышали, а может быть вам приходилось решать задачи на «переливание». Эти задачи так же удобно решать, составляя таблицы. На прошлом уроке мы, используя конструктор решали задачки. На странице 127 учебника, в разделе «Материал для любознательных» описан ход решения одной из таких задач. (Работа с учебниками, разбирается ход решения задачи.) Работа у доски и в тетрадях.
Учитель:- А теперь я предлагаю вам самим попробовать свои силы в решении заданий данного типа. Работать мы будет за компьютерами.
(Следует напомнить о технике безопасности и правилах работы за компьютером). 
Ученики занимают места, следуя подсказкам учителя, загружают программный модуль «Развивающие программы. Задачи на переливание» и решают задачи.
 
6. Подведение итогов. Рефлексия (4 минуты)
Рефлексия деятельности учащихся.
АМО «Сообщение».
Учитель: - Ребята, у каждого на столе есть набор смайликов. Вы, наверное, часто в сообщениях используете смайлики, они передают ваши эмоции и настроение. Вот и сейчас Вы «расскажите» о своем настроении, используя эти картинки. Оцените свою работу на уроке, выбрав смайлика.(Приложение 3).
Ребята выбирают смайлик и крепят их магнитами на демонстрационную доску. При наличии времени каждый может объяснить, что означает выбранная картинка, если времени немного, можно опросить несколько учеников. 
8. Домашнее задание (1 минута).
П. 1.10 стр. 37. № 4 стр.41 (учебник), № 38, № 40 стр. 39-40 (рабочая тетрадь).
 
Сноски:
[1] Презентация выполнена автором разработки Шульжик Е.В. Находится на личном сайте педагога в разделе «Методическая копилка». https://sites.google.com/site/pportfolio1/metodiceskaa-kopilka
[2] Используется материал Интернет-ресурса http://dekatop.com/archives/3670
[3] Единая коллекция ЦОР: Модуль комплекса "Математика на Компьютерах 5-6 классы". Программный модуль «Развивающие программы. Задачи на переливание» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb763f24-71fc-408f-8556-4905e6ce0180/SpillSetup.exe.
[4] Л.Л. Босова, «Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса».- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.