Н. П. Танина, 

заместитель директора ГОУ НМЦ Петродворцового района

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

(социально-философский контекст)

«В условиях резких социокультурных перемен наша педагогика столкнулась с „обвальной инновационностью“ в образовании».
/В. М. Кларин/

Инновационная деятельность в сфере образования — предмет активного обсуждения в педагогической науке, где термин «инновации» используется многозначно, что создает иллюзию его общепонятности.

Одной из причин этого, на наш взгляд, является отсутствие единого информационно-смыслового пространства инноваций при большом количестве научно-теоретических описаний инновационных процессов.

В практике образования бюрократизация существующих систем управленческого сопровождения приводит к «обесцениванию» феномена «педагогическая инновация» и потенциала, который скрыт в инновациях как механизме развития образовательных и педагогических систем.

Новое педагогическое сознание и новые технологии обучения формируются под воздействием социокультурных перемен, общей чертой которых с начала XX века является ускорение общественного прогресса. Следствием этого процесса явилось несоответствие между развитием школы и общим уровнем культурного и технического окружения. Вторая глобальная черта социально-исторических перемен — это коренные изменения самого характера общественного труда, как в материальной, так и духовной сферах. Развитие общественного труда и жизни человека в современном мире связано с двумя противоположными тенденциями: первая — обезличивание отношений, формализация труда и общественных отношений; вторая, противостоящая первой, — возрастание роли личного фактора, интеллектуальных функций, наукоёмкости.

Большинство авторов, изучающих вопросы взаимодействия традиций и новаций, единодушны в том, что данная проблематика лежит в русле ключевых проблем теории общества, но его теоретическая разработка вызывает значительные трудности.

Эти трудности ясно обозначены М. В. Захарченко [1]. Во-первых, налицо неопределенно-огромное многообразие явлений, подводимых под понятие «традиции». Во-вторых, понятие традиции идеологически перегружено и «эмоционально перегрето», обладает высоким ценностным напряжением. В-третьих, такая теоретическая разработка требует полидисциплинарных усилий, ученые же продолжают жить в мире узкоспециализированного научного познания. М.В.Захарченко предлагает рассматривать понятие традиции в перспективе проблематики самоорганизации человека, понимая последнюю как синергию природы и свободы в продуцировании общественной связи людей. Традиция, по ее мнению, конфигурирует такие элементы общественной реальности как наследование, преемственность, накопление, социальную регуляцию, источники познания, формы познавательной активности, символическую деятельность, межличностную коммуникацию.

Особого исследовательского внимания С. П. Иваненкова [2] заслуживает проблема «трансформации» традиций на этапе перехода к новым формам общественного устройства, их способность не просто адаптироваться к задачам преобразования общества, государства и человека, но и задействовать в этом процессе весь свой позитивный потенциал. В своей статье С. П. Иваненков подчеркивает: «Говорить о том, что между традицией и инновацией существует органическая взаимообусловленность, еще не значит раскрыть природу того и другого. Надо найти категориальное основание определения, в котором традиция будет положена как иное для инновации и обратно и единственным таковым основанием является отношение двух реалий — традиционной и инновационной — ко времени как к атрибуту и материального, и духовного бытия общества. И инновация, и традиция являются формами движения социума в будущее».

Анализ ряда работ по проблеме взаимодействия «традиции» и «инновации», позволяет отметить, что соединение указанных терминов вольно или невольно задает традиции архаичность, подчеркивает не её происхождение из прошлого опыта, а делает принадлежностью прошлого, не оставляя ей места в дне сегодняшнем, в современном бытии. С этим нельзя согласиться, поскольку: «Традиция и новация неразрывно взаимосвязаны. Они взаимовлияют и взаимообусловлены. Это составляющие единого процесса, обеспечивающего существование, функционирование и развитие социальных систем» [3]. Под воздействием жизненной диалектики любая новация впоследствии становится традицией.

С позиции авторов [4] развитие характеризуется динамикой преобразования старого в новое, а традиция — устойчивостью и сохранением старого. Если возможности системы оказывать сопротивление новации окажутся выше, чем возможность новации воздействовать на систему, то новация вскоре начнет терять свой новационный (оппозиционный, развивающий) смысл и приспособится к системе за счет того общего, что у них имеется. Такая метаморфоза не редкость. В истории педагогики известно немало чрезвычайно продуктивных новаций, однако развитие массовой педагогической практики значительно отстает от новационных образцов. Несомненно, наличие и другого феномена: на определенном этапе развития общества прошлые педагогические новации обретают новую жизнь, при любых благоприятных условиях давая ростки. Если новация строилась на фундаментальных закономерностях, то она не исчезает, а остается в истории в качестве некой «бифуркационной точки», из которой в будущем могут вновь возникнуть разные траектории инновационной деятельности в образовании.

Тема взаимодействия традиций и новаций в социально-философском ракурсе, но уже новаторским языком, раскрыта в исследовании проблем риторического конструирования социальной реальности [5]. Традиция характеризуется как коллективное кодирование социальной информации, с высокой степенью устойчивости, сочетанием сознательных и бессознательных факторов в кодировке и дешифровке, интегрированием индивидуального и надындивидуального опыта. Каждое поколение наполняет традиционные формы новым содержанием, т. е. традиция неизбежно предполагает новационную динамику.

Обобщая подходы к проблеме взаимодействия «традиции — инновации» в социально-философском контексте [6], следует обратить внимание на мнение, представленное в монографии Е. М. Сергейчик [7]. Автор указывает, что традиция — это «механизм социального и культурного наследования, обеспечивающий преемственность поколений, общественную связь и взаимодействие индивидов. Она избавляет человека при выборе смыслов деятельности от ненужной свободы и ориентирует на общественные образцы поведения, зафиксированные в установлениях, нормах, ценностях, обычаях, позволяет действовать как бы автоматически, «не задумываясь», естественным образом». Но в изменившихся обстоятельствах современного общества этот автоматизм не срабатывает, смысл деятельности, заданный традицией, становится проблематичным. Тогда необходимо включение механизма рефлексии — сомнения, критического переосмысления данных смыслов и рационального обоснования иных смыслов.

Образование и инновации... С одной стороны, сфера человеческой жизнедеятельности, которая все более влияет на определение будущего, с другой — специфический способ развития, наиболее полно воплощающий возможности движения к этому будущему. Симбиоз двух начал создает уникальный социальный механизм развития самого ресурса развития. Речь идет об инновации в образовании как о средстве или способе развития образования. И если где-то можно получить дополнительное ускорение в социальном движении, то, наверное, это здесь, где сосредотачивается мощный потенциал соединения интеллектуального содержания и соответствующей организационной формы как целостного процесса.

Перспективные исследования инноваций в образовании должны решать двуединую задачу — осмысление как тех ценностей, которые уже отложились в традициях, так и тех ценностей, которые могут сложиться благодаря инновациям.

В заключение отметим условия, при которых возможен переход российского образования в режим инновационного развития и саморазвития.

В науке эти перспективы связаны с масштабной проектно-исследовательской деятельностью; прежде всего — это гуманитарно-антропологические основания становления и развития человека в пространстве образования.

В системе профессионального образования и профессионального развития — это последовательное введение в содержание образования культуры проектирования инновационных образовательных практик; это освоение норм и культуры управления развитием образования, деятельностью профессиональных педагогических коллективов. Глобальный инновационный процесс, охвативший наше общество в целом и образование в частности, только тогда приведёт к ожидаемому результату, если будет наполнен высшим гуманистическим смыслом, утверждающим отношение к человеку как к высшей ценности бытия.

Литература

1. Захарченко М. В Путь к традиции: опыт теоретического осмысления понятия традиции // В. сб.: СПб, 2006
2. Иваненков С. П. Традиция и будущее // Теоретический журнал «Credo», 1997.
3. Степанова Н. В. Традиции и новации (социально-философский анализ): дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. Москва, 2007.
4. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2001.
5. Петрова А. В. Взаимодействие традиции и новации как проблема риторического конструирования социальной реальности: дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. СПб., 2007.
6. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», вып. 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
7. Сергейчик Е. М. Философия истории.СПб.: «Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России, 2002.