Карташова Л.Л., Семенова О.Н.

учителя начальных классов, ГБОУ школа № 430

ВО СЛАВУ РОССИЙСКОГО ФЛОТА!

Игровая программа

Адресат: учащиеся 4-7 классов

Идея: "Овеяны славою флаг наш и герб"

Цель: способствовать формированию патриотизма через интерес к истории Российского флота

Задачи:

  1. Познакомить с фактами из истории Российского флота.
  2. Формировать умение работать в команде.
  3. Способствовать развитию логического мышления.
  4. Закрепить знания о государственных символах (военно-морской флаг), о великих флотоводцах, о городах морской славы и памятниках боевой славы военно-морского флота, о Днях славы русского оружия – победных днях России.
  5. Способствовать социализации учащихся.

Сценарный ход: экипажи кораблей отправляются в «поход», в котором им предстоит соревноваться в знаниях по истории флота, умении представлять себя и свою команду, состязаться в ловкости, быстроте и смекалке.

Формы и методика реализации: командное соревнование с использованием проблемно-информационных методов (метод информирования, метод совместного решения проблем, метод выбора решения), методов социального воспитания и раскрытия индивидуальности.

Художественно-образная структура

Участники события:

  • 3 команды по 8 человек
  • Ведущий 
  • Жюри (3чел., например, родители, шефы из воинской части, старшеклассники)
  • Почетные Знатоки (3чел. - педагоги)
  • Болельщики, зрители

Оформленное пространство:

  • Название игры, волны, чайки, силуэты судов
  • Экран 
  • Выставка рисунков по тематике игры
  • Презентация (на компьютере по теме игры)

Атрибуты:

  • 3 штурвала
  • Крестословица (по числу команд)
  • Листы бумаги 
  • Ручки или карандаши
  • Портреты флотоводцев (на компьютере)
  • Иллюстрации  памятников боевой славы военно-морского флота (в целом и разрезанном виде, а также фотографии на компьютере)
  • Бескозырки
  • Тельняшки 
  • Макет Андреевского флага
  • Обручи пластмассовые (3)
  • Обручи малые резиновые (9)
  • Мячи баскетбольные (9)
  • Палки пластмассовые
  • Бумажные лодочки, привязанные за нитку, которая прикреплена к катушке (3)
  • Рулетка (круг, разделенный на 4 цветных сектора: зима, весна, лето, осень; вращающаяся стрелка)
  • Календарь памятных дат (на компьютере)
  • Призы командам и болельщикам
  • Воздушные шары

Музыка:

  • Андреевский флаг. В.Цыганова
  • Экипаж – одна семья. АКФ
  • И пусть качает… А.Викторов
  • Дорога на флот. ТОФ
  • Морская песня. Марк Бернес
  • Я море люблю. В.Бунчиков и другие песни 

Деятельность аудитории

Команды:

  • Представление команд
  • Командное обсуждение
  • Разгадывание крестословицы
  • Составление из разрезных частей иллюстрации памятника
  • Участие в блиц – опросе по памятным датам
  • Участие в спортивных соревнованиях
  • Участие в творческих, развлекательных конкурсах

Болельщики, зрители:

  • Участие в играх со словами
  • Участие в веселых конкурсах
  • Исполнение песен

Продолжительность 1 час

  • Условия, необходимые для реализации программыКлассы, участвующие в игре, заранее получают перечень вопросов для подготовки
  • Выставка книг в библиотеке (по теме игры)
  • Библиотекарь проводит занятие (с компьютерной презентацией) по теме «Города морской славы и памятники боевой славы военно-морского флота»
  • Классный руководитель проводит занятие по теме «Дни славы русского оружия – победные дни России»
  • Организуется выставка газет, выполненных  учащимися 6-7 классов, по теме  «Великие флотоводцы» (с портретами)

Результативность: возникновение желания быть активным участником событий, появление интереса к истории России.

Литература:

  1.  Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбАППО, 2005. (Петербургский опыт общего образования.)
  2. Города – герои Великой Отечественной войны. // М.: Атлас, 1995.
  3. Каштанов Ю. Эпоха Петра. Русич, 2000
  4. Митяев А. Рассказы о русском флоте. // М.: Издательство политической литературы, 1991.
  5. Памятные даты Российского флота. // Юнга №1-4, 1996.
  6. Раковский Л. Адмирал Ушаков. // Лениздат, 1998.
  7. Тарие Е.В. Русский флот и внешняя политика Петра I. // СПб., 1994.
  8. Федорова О. Сокровищница русских моряков. // 1996.
  9. Фирсов И.И. Петра Творенье. // М.: «Молодая гвардия», 1992.

Организационный момент 

Музыкальное оформление (звучит куплет песня морской тематики, идет презентация на компьютере по теме «Российский флот»)

В е д у щ и й: Экипажи кораблей готовы к плаванью по морю истории, творчества и веселья! 

1. Представление жюри

В е д у щ и й:  За правильностью движения кораблей по проложенному курсу будет смотреть строгое, но справедливое жюри, прочитавшее книги по истории Российского Флота, знакомое с морскими традициями, знающее великих флотоводцев и интересующееся историей военно-морского флота и историей своего Отечества. Это - …(представление команды жюри).

2. Представление команд

В е д у щ и й:  Капитанам приготовиться к представлению команды. 

Капитаны сдают рапорт: Наш корабль «……»! Наш девиз «….»! Экипаж готов к походу.

3. Игра

В е д у щ и й:  Игру «Во славу Российского флота!» объявляем открытой!

Музыкальное оформление  -  фанфары

В е д у щ и й:  В походе команды будут сопровождать Почетные Знатоки, возьмите изображение чайки, на них написано, кто проследует с вашим экипажем.

(Почетные Знатоки - это педагоги, не работающие в данных классах, они первыми слушают мнения ребят, объективно оценивают полноту ответов). 

В е д у щ и й:  Экипажи, займите места на палубе. (Дети садятся командами за круглые столы вместе со Знатоками). Музыкальная вставка (звучит припев или проигрыш песни на морскую тематику)  

В е д у щ и й:  В центре стола лежит переходящий штурвал, его берет в руки тот, кто будет давать ответ от лица команды. 

Музыкальная вставка (звучит проигрыш песни на морскую тематику) 

4. I тур

В е д у щ и й:  I тур – Разминка «Морская викторина». Команды дают ответы Знатокам. Максимальное количество баллов – 17. 

Музыкальная вставка (звучит проигрыш песни на морскую тематику)  

Почетные Знатоки одновременно задают вопросы своим экипажам и выслушивают полные ответы, оценивают знания детей по каждому вопросу, помогают сформулировать более краткий ответ для жюри. На I тур дается 5 минут.

1. Когда был создан флот? (В 1696г утвержден указ Петра I о создании флота на Азовском море). Полный ответ 3 балла: 

  • в 1696г  -1 балл
  • указ Петра I -1 балл
  • на Азовском море -1 балл

2. Где были первые судостроительные верфи? (1-ая верфь в г.Воронеж – воронежская верфь, там собрана первая галера). Полный ответ 2 балла:

  • г. Воронеж -1 балл
  • первая галера -1 балл

3. Как выглядит и как называется военно-морской флаг? (Андреевский флаг – главное корабельное знамя Российского флота. Он представляет собой белое полотнище, пересеченное по диагонали из угла в угол двумя голубыми полосами, образующими косой крест, который именуется Андреевским). Полный ответ 2 балла:

  • белое полотнище, пересеченное по диагоналям двумя голубыми полосами, образующими косой крест -1 балл
  • Андреевский флаг -1 балл

4. Что символизирует Андреевский флаг? (Символика андреевского флага имеет глубокие корни. Апостол Андрей – родной брат апостола Петра – покровителя Петра I, и царь считал апостола Андрея также своим небесным патроном. Оба брата рыбачили на Галилейском озере, т.е. имели отношение к морскому промыслу. Андрей был первым призван Христом в ученики и поэтому прозван Первозванным. По преданию апостол Андрей обошел земли, заселенные славянами. Он был в Киеве, где поставил крест, а затем дошел до Новгорода и вблизи него, на берегу Волхова тоже водрузил крест. Апостол Андрей прославился, как неутомимый путешественник-проповедник христианства. Его жизнь была увенчана мученической смертью – распятием на косом кресте. «Флаг белый, через который синий крест св.Андрея того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение», - писал Петра

I). Полный ответ 3 балла:

  • в честь апостола Андрея -1 балл
  • Андрей был первым призван Христом в ученики и поэтому прозван Первозванным -1 балл
  • его распяли на косом кресте -1 балл
  • в 1992г заново учрежден Андреевский военный флаг – дополнительный  1балл

5. Что символизирует тельняшка? (Тельняшка является образом морской волны. Цвет ее – черная с белой полосы, синяя с черной полосы или белая с синей полосы). За ответ 1 балл.

6. Чем интересна история бескозырки? (Бескозырка появилась в русском флоте в 1840г. В первое время бескозырки были темно-зеленые, имели белый кант, но носились без лент. Чтобы обозначить, где служит моряк, на околыше прорезалось название соответствующего экипажа. Под цифры или буквы, чтобы заметнее были, подкладывали желтое сукно. Потом появились ленточки. Сначала лентами подвязывали волосы, чтобы их не трепал ветер. Ленты, на которых вышивались клятвы, слова любви, молитвы, морякам дарили жены, матери, невесты. Впервые в русском флоте ленты на бескозырках появились в 1872г. Бескозырки стали черные с белым кантом. В штормовую погоду ленточки, подвязанные под подбородком, не давали ветру унести бескозырку. На ленточках золотом писались названия кораблей, так что с первого взгляда можно было определить, откуда моряк. Обычно цвет лент – черный. Однако за особые заслуги моряки получали право носить особые оранжево-черные ленты. Черный цвет символизировал пороховой дым, оранжевый – пламя. Это служило напоминанием о том, что моряки добыли свою славу в бою).

Полный ответ 5 балла:

  • первое время бескозырки были темно-зеленые, имели белый кант, но носились без лент -1 балл
  • сначала лентами подвязывали волосы, чтобы их не трепал ветер -1 балл
  • ленты, на которых вышивались клятвы, слова любви, молитвы, морякам дарили жены, матери, невесты -1 балл
  • ленточки, подвязанные под подбородком, не давали ветру унести бескозырку - 1балл
  • на ленточках золотом писались названия кораблей, так что с первого взгляда можно было определить, откуда моряк - 1балл

В е д у щ и й: Пока Знатоки обмениваются с жюри результатами, расскажите болельщикам, как вы ответили на вопросы.

Ведущий задает вопросы экипажам (1 экипажу – вопросы №1, №4; 2 экипажу - №2, №5, 3 экипажу - №3, №6), команды дают четкие ответы. 

6. II тур

Музыкальная заставка (звучит проигрыш песни на морскую тематику)  

В е д у щ и й:  II тур – Фото-эрудит «Великие флотоводцы». Вам будут показаны портреты великих флотоводцев, обсудите и запишите их имена. Максимальное количество баллов – 5. 

Показ идет с помощью компьютера и проектора. Портреты пронумерованы: Макаров, Нахимов, Ушаков, Апраксин, Беллинсгаузен. Знатоки проверяют правильность ответов, оценивают в баллах количество названных имен. В случае затруднения могут подсказать, но тогда ответ не засчитывают.

В е д у щ и й:  Назовите этих людей. (Команды поочередно называют).

В е д у щ и й:  Капитаны, подойдите к жюри для жеребьевки. Ваш экипаж расскажет об одном из адмиралов, о том, чей номер указан на чайке. Ответы будут оценивать члены жюри. Максимальное количество баллов – 3. 

Капитаны выбирают номера и обсуждают с командой сообщение о том, как прославил Россию данный флотоводец, потом держат ответ перед игроками и болельщиками. Возможны дополнения членами другого экипажа.

7. III тур

Музыкальная заставка (звучит проигрыш песни на морскую тематику)  

В е д у щ и й:  III тур – «Веселый заплыв» - спортивные конкурсы, участвует сборные команды игроков и болельщиков (проводят и судят учителя физкультуры, в общий зачет игры результаты не идут).

Музыкальное оформление (во время игр включается песня на морскую тему)

1. «Спасательный круг». С помощью обруча нужно перевести всю команду на другой берег. В обруче могут быть одновременно только 2 человека.

2. «Разминирование». На полу на одинаковом расстоянии друг от друга кладут 3 маленьких резиновых обруча. Первая пара несет на 2 пластмассовых палках баскетбольный мяч и опускает его в один из обручей, возвращаются и передают палки другой паре, так же делают еще 2 пары. Это был минирование. Следующая пара бежит  к «мине», берет ее палками и приносит обратно, передает палки другой паре. Пошел процесс разминирования.

8. IV тур

Музыкальная заставка (звучит проигрыш песни на морскую тематику)  

В е д у щ и й:  IV тур – Крестословица «Города морской славы России». Максимальное количество баллов – 7.

Команды получают крестословицу, в которую вписывают названия городов морской славы России: Ленинград, Севастополь, Мурманск, Одесса, Кронштадт, Новороссийск, Керчь (см. Приложение 1).

Музыкальное оформление (во время разгадывание крестословицы негромко включается песня на морскую тему).

В е д у щ и й: Сдаем работы жюри. Посмотрим, как должны были справиться команды (на экран проецируется вариант заполнения крестословицы).

9. V тур

В е д у щ и й:  V тур – Мозаика «Во славу Победы»

Музыкальная заставка (звучит проигрыш песни на морскую тематику)  

В е д у щ и й:  Ваш экипаж получит части мозаики. Сложив картинку, вы узнаете один из памятников боевой славы военно-морского флота. Представитель команды расскажет о том, как называется этот памятник, в честь какого события был воздвигнут (см. Приложение 2). Оценивает жюри. Максимальное количество баллов – 3.

10. VI тур

Музыкальная заставка (звучит проигрыш песни на морскую тематику)  

В е д у щ и й:  VI тур - «Веселый заплыв» (ведущий проводит конкурсы).

  1. Оригами - сделай кораблик (приветствуются разные по форме лодки).
  2. «Чья лодочка быстрее?» Участники команд, вращая катушку в руках, наматывают нитку, подтаскивая лодочку к финишной черте.
  3. Грозное испытание - “шторм”. По команде экипаж должен уместиться на развёрнутой газете.

В то время, когда команды делают лодочки, идет игра с болельщиками.

В е д у щ и й:  Экипаж в работе, а мы пока отправимся на рыбалку. (Удочка с магнитом. Рыбки с металлическими скрепками, на рыбках слова морской тематики).

В е д у щ и й: Какое слово вы выловили? (Слова: полундра, абордаж, вахта, лоцман, крейсер, рубка, трап, кубрик, трюм, бак, ют, камбуз, эхолот…). Объясните его значение. 

- Вот ваша награда.

11. VII тур (для учащихся 6-7 классов)

Музыкальная заставка (звучит проигрыш песни на морскую тематику)

В е д у щ и й:  VII тур – Календарь памятных дат. Приглашаются представители команд для жеребьевки по определению последовательности ответов. 

Музыкальная вставка (звучит проигрыш песни на морскую тематику)

В е д у щ и й:  При вращении стрелка останавливается на одном из четырех секторов (по временам года). Отвечающая команда называет Дни славы русского оружия – победные дни России в этот период (по времени года). Под таким названием 10 февраля 1995г. Государственной Думой принят Федеральный закон, который устанавливает Дни славы русского оружия – победные дни России. Максимальное количество баллов – 3.

Варианты ответов:

Зима

  • 1 декабря – День победы русской эскадры, под командованием  П.С.Нахимова, над турецкой эскадрой (у мыса Синоп).
  • 27 января – День снятия блокады Ленинграда (1944г).
  • 2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943г).
  • 23 февраля – День победы Красной Армии над войсками Германии  (1919г) – День защитников Отечества.

Весна (этот сектор с наименьшим количеством дат для болельщиков)

  • 18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище 1242г).
  • 9 мая – День победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Лето 

  • 10 июля – День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении.
  • 9 августа – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гонгут в 1714г.
  • 23 августа – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве.

Осень

  • 8 сентября – День Бородинского сражения русской армии, под командованием М.И.Кутузова, с французской армией (1812г).
  • 21 сентября – День победы русских полков в Куликовской битве над монголо-татарскими войсками (1380г).
  • 7 ноября – День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612г).

12. Подведение итогов игры

Музыкальная заставка (звучит проигрыш песни на морскую тематику)

В е д у щ и й:  Жюри подводят итоги, а мы не теряем время, болельщики с членами команд «строят понтонный мост» из воздушных шариков. Надуваем шары! Соединяем руки в единый мост!

13. Итоги и награждения