Карташова Л.Л., Семенова О.Н.,

учитель начальных классов, ГБОУ школа №430

ПОСЕЕШЬ ПОСТУПОК – ПОЖНЕШЬ ПРИВЫЧКУ,
ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ – ПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР

Классный час в рамках курса «Я и мой мир», 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Название работы: Классный час на тему «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер».

Краткое содержание: Вспоминаем имена великих людей, прославивших Россию. Через игру «Статисты», основанную на работе с пословицами, выходим на имя М.В.Ломоносова. Работая в группах, знакомимся с эпизодами из жизни ученого и выявляем черты характера, которые ценятся в людях. Сопоставляем черты характера и цвета российского флага. Находим общее. Расшифровываем символику цвета. Учащимся предлагается решить ситуативную задачу с целью осмысления события и совершения выбора. Учитель объясняет домашнее задание.

Цель: Способствовать формированию патриотизма, любви к родному городу и своей стране через воспитание себя.

Задачи:

  1. Познакомить с эпизодами биографии М. В. Ломоносова.
  2. Формировать умение соотнести жизненную ситуацию и проявленные при этом черты характера человека.
  3. Развитие коммуникативных умений через решение ситуативных задач.
  4. Закрепление знаний о государственных символах (герб, флаг).
  5. Способствовать социализации младших школьников.

Область применения: Данную разработку можно использовать для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий в рамках курса «Я и мой мир» по программе Н.И.Элиасберг. 

Формы и методы реализации:

Урок – диалог мнений с использованием коллективных способов обучения (работа в группах), проблемно-информационных методов (метод информирования, метод совместного решения проблем, метод выбора решений), методов погружения (метод культурной идентификации).

Возрастные группы обучающихся: 4-5 классы

Полученные результаты: Учащиеся приходят к пониманию того, что характер нужно воспитывать. Испытывают гордость, что являются жителями города Ломоносова. 

 

1. Организационный момент

У ч и т е л ь:  Сегодня мы работаем в группах. Первая группа готова? Вторая? Третья?

2. Разминка

У ч и т е л ь:  На прошлом занятии мы говорили о том, что в истории есть немало примеров, когда великие писатели, художники, врачи, воины давно умерли, а их имена, продолжают жить. Мы помним их, ведь они прославили нашу Родину.

- Начнем урок с разминки. Назовите, каких вы знаете великих русских художников. По два имени от каждой группы.

Д е т и: Брюллов, Айвазовский, Шишкин, Репин, Левитан, Васнецов…

У ч и т е л ь:  Вспомните музыкантов. 

Д е т и: Римский-Корсаков, Стравинский, Глинка, Чайковский…

У ч и т е л ь:  Вспомните великих русских полководцев.

Д е т и: Михаил Кутузов, адмирал Нахимов, адмирал Ушаков, Георгий Жуков, Александр Суворов…

У ч и т е л ь:  Молодцы! 

3.Игра «Статисты»

У ч и т е л ь:  «Упустишь минуту – потеряешь час» - говорили великие люди.

Сыграем в статистов по пословицам?

Выберите по одному статисту от группы.

Правила игры:

У ч и т е л ь:  Каждой группе предлагается три карточки с пословицами (см.. Приложение), в каждой пословице пропущено одно слово. Учащимся необходимо вставить пропущенное слово и отдать карточку статисту. Статист внимательно изучает вставленные слова в карточке, делает вывод о том, что в словах одинаковое. (Когда статист получит карточку, то увидит, что все вставленные слова начинаются с одной буквы). 

На доске цифрами зашифровано слово: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

У ч и т е л ь:  Внимание группы, карточки пронумерованы, возьмите ту, у которой наименьший номер, вставляйте пропущенные слова. 

-Статисты, соберите карточки №1, №4, №7, сделайте вывод.

(На доске появляется: Л 2 3 О 5 6 С 8 9). 

-Внимание, работаем с карточками №2, №5, №8.

Статисты, возьмите карточки, сделайте вывод.

(На доске появляется: Л О 3 О Н 6 С О 9).

-Внимание, работают карточки №3, №6, №7. Статисты, посовещайтесь.

-Статисты, какое слово вы нам хотите сообщить.

С т а т и с т ы: ЛОМОНОСОВ

У ч и т е л ь: ( обращаясь ко всему классу)  Какие мысли у вас возникли?

Д е т и: Ломоносов – великий русский ученый, в честь которого назван наш город. 

4. Введение в тему

У ч и т е л ь:  Когда мы с вами слышим Ломоносов, то в первую очередь вспоминаем, что это наш родной город. «Мы из Ломоносова… У нас в Ломоносове…» - говорим мы. И реже вспоминаем, что Ломоносов – это был великий русский ученый, прославивший наше Отечество. Имя этого русского человека знает весь мир. Ломоносов был физиком и химиком, астрономом и геологом, историком и географом. Был поэтом и художником. Он был избран в почетные члены Стокгольмской и Болонской академий. Первый университет в России был основан в Москве по его плану. Я хочу «чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство», - писал Ломоносов. Какие черты характера помогли ему добиться успехов и прославить свою страну? 

5. Работа в группах

У ч и т е л ь:  Сейчас вы будете работать в группах. Каждой группе предлагается ознакомиться с эпизодом из жизни М.В.Ломоносова. После прочтения поразмышляйте: «Какие черты характера проявил Ломоносов в данной ситуации?»

-В помощь вам приготовлены карточки «В помощь отвечающему» и «Справочное бюро».

-Приступайте к работе.

Обсуждение в группах 5-7 минут

6. Выступления групп

У ч и т е л ь:  - Готовы? 1-я группа прочитайте ваш отрывок.

На школьной скамье

15 января 1731 года Ломоносов был зачислен в Славяно-греко-латинскую академию. Там обучали латыни, на которой писали тогда почти все ученые книги. В академии было восемь классов. Первые два назывались так: «фара» и «инфима».

Михайло не знал латыни. Откуда он мог ее знать? А потому посажен был  в самый первый класс. Когда десятилетние ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех:

- Гляньте, какой болван пришел с нами учиться!

- Ха, в двадцать лет азы латыни вздумал учить!

- Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял аккуратно одного из них за шиворот, словно котенка, и, стараясь быть серьезным, проговорил:

- Что с тобой делать? На крышу забросить?...

Больше над Ломоносовым не смеялись. А как Михайло начал отвечать на занятиях, на него и вовсе, будто на чудо стали смотреть.

- Да он лучше учителей все знает, - шептались школяры.

Свободного времени у школяров почти не было. Если выдавался час-другой, Михайло уходил в библиотеку, чтобы почитать книги «философские, физические и математические».

Прошло пол года, и Ломоносова как способного перевели во второй класс, в вскоре и в третий. Через год он уже так постиг латынь, что пишет на этом языке стихи.

У I группы карточки – подсказки:

В помощь отвечающему

Вопрос: Какие черты характера проявил Ломоносов в данной ситуации?

Справочное бюро:

  • Любознательность
  • Верность
  • Лень
  • Самообладание
  • Заботливость

У ч и т е л ь:  Кто отвечает?

Д е т и: По мнению нашей группы, Ломоносов проявил такие черты характера, как любознательность и самообладание (карточки с этими словами вывешиваются на доску).

У ч и т е л ь:  Что помогло вам сделать такой выбор? Подтвердите примерами из текста.

У ч и т е л ь:  2-я группа, прочитайте ваш отрывок.

Опыт с «громовой машиной»

Раньше очень боялись грозы. В самом деле: попадет молния в дом – сколько бед натворит, а то и убить может. Но теперь ты не очень-то пугаешься, когда идет гроза. Знаешь – в домах есть громоотводы. Громоотвод притягивает к себе молнию, и она уходит по нему в землю, не причинив никому вреда. Но в ту пору, о которой мы рассказываем, никто этого утверждать не мог.

И вот два петербургских ученых – Михайло Васильевич Ломоносов и его друг Георг Рихман решили это выяснить на опыте. Каждый из них установил у себя дома «громовую машину». Устроена она была просто. Через крышу пропускали железный прут. Его верхний конец возвышался над крышей метра на два. От прута в комнату тянулась металлическая проволока, а к ней подвешивали металлическую линейку. Нижний конец прута втыкали в бутылку, поставленную на кирпич.

Оба ученых убедились, что во время грозы это устройство принимает на себя электричество – от металлической линейки искры так и брызгали. Но хотелось как можно лучше изучить все, что связано с «машиной». Вот почему опасные для жизни опыты продолжались снова и снова.

26 июля 1753 года над Петербургом разразилась гроза. Ломоносов и Рихман с нетерпением ожидали грозы каждый у себя дома.

Раздался удар грома, и Ломоносова тряхнуло так, что он еле удержался на ногах. Ломоносов не отходил от «машины», он хотел поточнее заметить величину и цвет вылетающих искр.

Внезапно дверь отворилась, и в комнате показался слуга Рихмана. Еле слышно он проговорил:

- Профессора громом убило.

…Ломоносов не прекратил своих наблюдений над «электрической силой» даже после этого несчастного случая. Он не только решил задачу с громоотводом, но и сделал научное открытие. 

В помощь отвечающему

Вопрос: Какие черты характера проявил Ломоносов в данной ситуации?

Справочное бюро:

  • Упорство
  • Откровенность
  • Бесстрашие
  • Посредственность
  • Зазнайство
  • Забота

У ч и т е л ь:  Кто отвечает?

Д е т и: По мнению нашей группы, Ломоносов проявил такие черты характера, как бесстрашие, упорство (карточки с этими словами вывешиваются на доску).

У ч и т е л ь:  Что помогло сделать вам такой выбор? Подтвердите примерами из текста.

У ч и т е л ь:  3-я группа, прочитайте ваш отрывок.

Мозаики

Однажды Ломоносов заехал к графу Воронцову, крупному государственному деятелю, у которого нередко бывал. Тот вернулся из Италии.

«Чудесную вещь привез я из Рима», - похвастался Воронцов и показал на картину в красивой позолоченной раме. Это была мозаика, изображение, выполненное не красками, а выложенное из мелких кусочков разноцветного стекла. И как искусно было все сделано! Поражало необычайное богатство красок и оттенков, тонкие, незаметные переходы. 

Мозаика восхитила и заинтересовала Ломоносова.

Заговорил в нем и химик, ученый. Захотелось разгадать секрет изготовления смальты, разноцветных стеклянных брусочков.

В своей лаборатории он приступает к опытам, мечтает получить смальту не хуже итальянской. А зарубежные мастера умели делать цветные стеклышки многих тысяч оттенков! 

Опыт следует за опытом. Целые дни проводит Михаил Васильевич у жарких печей. За окнами было лето, август. В садах созрели яблоки. А он сидел в душной лаборатории, утомленный тяжелым трудом.

Три года продолжалась напряженная работа. Было поставлено более четырех тысяч опытов. Наконец, удалось получить стекло самых разных оттенков.

Много замечательных картин, портретов вышло из мозаичных мастерских Ломоносова. Особенно прекрасна была огромная картина «Полтавская баталия».

В помощь отвечающему

Вопрос: Какие черты характера проявил Ломоносов в данной ситуации?

Справочное бюро:

  • Целеустремленность 
  • Верность
  • Лень
  • Самообладание
  • Откровенность
  • Трудолюбие 

У ч и т е л ь:  Кто отвечает?

Дети: По мнению нашей группы, Ломоносов проявил такие черты характера, как трудолюбие и целеустремленность (карточки с этими словами вывешиваются на доску).

У ч и т е л ь:  Что помогло сделать вам такой выбор? Подтвердите примерами из текста.

7. Обобщение

У ч и т е л ь:  Прочитаем, какие качества проявлял Михайло Ломоносов в разных ситуациях.

На доске:

  • Упорство
  • Бесстрашие
  • Целеустремленность
  • Трудолюбие
  • Любознательность
  • Самообладание

У ч и т е л ь:  Конечно, это далеко не все черты характера, которые были присущи этому человеку. Свобода и благородство (эти слова на одной карточке), верность и честность (эти слова на другой карточке), мужество, смелость и любовь к Родине (эти слова на третьей карточке) в единстве с умом и природной одаренностью помогли Ломоносову прославить Россию, Отечество, Отчизну. Эти слова (на карточке: Россия, Отечество, Отчизна) стоят в одном ряду с символами государства.

На доске:

Россия     ОтечествоОтчизна

Упорство          Свобода

Бесстрашие        Благородство

Целеустремленность          Верность

Трудолюбие                    Честь

Любознательность         Мужество

Самообладание         Смелость

Любовь к Родине

8. Символы государства

У ч и т е л ь:  Какие вы знаете символы государства? (герб, гимн, флаг)

- Не случайно говорят, прославляя Родину «Овеяны славою флаг наш и герб». (На доску вывешивается иллюстрация герба).

- Мы с вами знаем, что цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет свое особое значение (цветные полосы вывешиваются на доске параллельно словам на карточках, составляя макет флага): белый цвет – это свобода и благородство, голубой – это верность и честность, красный - это мужество, смелость и любовь к Родине. Есть и другой смысл у цвета (карточки со словами): белый – чистая совесть, голубой – мир и небо, красный – огонь и жизнь.

На доске:

Россия    ОтечествоОтчизна

Упорство                       Свободабелый цветчистая

Бесстрашие            Благородствосовесть

Целеустремленность            Верностьмир

Трудолюбие            Честь            голубойнебо

Любознательность           Мужество

Самообладание  Смелостькрасныйогонь

Любовь к Родине                                                             жизнь

У ч и т е л ь:  Символика цвета перекликается с чертами характера.

-Не только великим людям надо обладать этими и другими положительными чертами характера. 

-Каждый человек и мы с вами в повседневной жизни должны работать над собой, стремиться поступать правильно. Ведь одно дело – совершить один раз хороший поступок или воздержаться от дурного, а другое дело -многократно совершать их и быть толерантным.

-Недаром пословица говорит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер» (пословица на доске).

-Воспитывая характер, можно многого добиться в жизни. 

-М.В.Ломоносов, чьим именем назван наш город, овеял славою наш флаг, нашу страну.  А город, в котором мы живем, прославляют люди, в нем жившие и живущие ныне. И мы с вами являемся жителями чудесного города, гражданами великой страны. Воспитывая свой характер со школьной скамьи, мы будем стремиться быть достойными людьми, и, может быть, прославим Россию на весь мир.

9. Решение ситуативных задач

У ч и т е л ь:  Сегодня вы - ученики 4 класса. Мы учимся и трудимся вместе. Порой, в нашей жизни возникают трудности, которые необходимо преодолеть. Вам предлагается решить ситуативную задачу.

У ч и т е л ь: (читает) В классе проходит репетиция сценки для школьного концерта. Все ребята получили роли. Только Андрей отказывается участвовать в репетиции и сидит в стороне. Ребята работают дружно. Но без Андрея ничего не получается.

У ч и т е л ь:  Как поступить в этой ситуации?

Задание: Обсудите сложившуюся ситуацию в группах. Вы можете воспользоваться предложенными вариантами ответов или предложите свой. (Каждой группе предлагается карточка подсказка). Попробуйте своими ответами доказать, что вам присуще такие положительные черты характера, которые помогут в данной ситуации.

Карточка – подсказка:

  • Переделать сценарий
  • Отдать роль Андрея другому учащемуся
  • Напомнить, что в нашем коллективе так не принято
  • Предложить ему другую роль
  • Другие варианты

Обмен мнениями. (Учащиеся предлагают варианты ответов). 

У ч и т е л ь:  Ломоносов ценил все эти качества в людях, воспитывал их в себе. Воспитание характера не только важная, но и очень сложная задача, требующая от человека самого серьезного к себе отношения.

- Мы с вами гордимся, что именем Ломоносова назван наш город. Но он славен не только именем Михайло Ломоносова, но и людьми, жившими и живущими в нем, которыми можно гордиться, стремиться быть похожими на них.

10. Задание к следующему занятию:

У ч и т е л ь:  К следующему занятию каждой группе предлагается выполнить следующее задание:

1 группа: Совершить экскурсию в школьный музей «История семьи и школы». Познакомиться с экспозицией, посвященной Герою Советского Союза И. К. Скуридину, подготовить рассказ о герое. (Экскурсию проводят экскурсоводы музея)

2 группа: Совершить экскурсию по улицам нашего города и записать названия, которые носят имена людей. Поинтересоваться у родителей, кто эти люди. (Экскурсию проводят родители класса).

3 группа: Посетить школьную библиотеку. Познакомиться с выставкой «Поэты, писатели Ораниенбаума». Подготовить сообщение. (Экскурсию проводит школьный библиотекарь).

Задания вывешиваются в классном уголке.

В ходе реализации домашнего задания мы приходим к выводу: 

  • В Ломоносовских землях бывали в разные времена многие люди, составившие гордость, славу и величие России. А.С.Пушкина и В.Бианки, А.К.Толстого и  Н.А.Некрасова вдохновил наш город на создание великих произведений.
  • Многими нитями связан Ломоносов с историей России. Ломоносов – город боевой славы. Улицы нашего города носят имена героев Великой Отечественной войны. Их фамилии увековечены в названиях улиц, переулков. Генерал Сафронов… Генерал Федюнинский… Летчик Костылев…Сержант Скуридин…
  • В школьном музее «История семьи и школы» находится экспозиция, посвященная И.К.Скуридину, так как школа расположена на улице И.К.Скуридина.

Приложение 

Первая группа получает следующие карточки:

1.

Один ум хорошо, а два __________ .

Любишь кататься, _________ и саночки возить.

Не красив человек  __________ , а красив умом.

Тяжело в ученье, ______в бою.

2.

________ ум хорошо, а два лучше.

По _________ встречают, по уму провожают.

Семь раз _______, один раз отрежь.

________в поле не воин.

3.

Без ________ нет науки. 

Кто ________ читает, тот много знает.

Не откладывай на завтра то, что _________ сделать сегодня. 

_______ освещается солнцем, а человек знанием.

 

Вторая группа получает следующий набор карточек:

4.

Не торопись __________, торопись слушать.

Не _________ на завтра то, что можно сделать сегодня.

Мир _________ солнцем, а человек знанием.

_______ в поле не воин.

5.

Без муки нет _________ .

Дело ________ – сделано на смех.

Начало  ________ ум, начало ума – терпение.

6.

Без ________ нет науки. 

Кто ________ читает, тот много знает.

Не откладывай на завтра то, что _________ сделать сегодня. 

_______ освещается солнцем, а человек знанием.

 

Третья группа получает следующие карточки:

7.

________  раз отмерь, один раз отрежь.

Не торопись отвечать, торопись _________ .

Мир освещается __________, а человек знанием.

Дело наспех – сделано на _________ .

8.

Не торопись __________, торопись слушать.

Не _________ на завтра то, что можно сделать сегодня.

Мир _________ солнцем, а человек знанием.

_______ в поле не воин

9.

Любишь кататься, люби и саночки _______ .

По одежке _________, по уму провожают.

Век живи – _______ учись.

Один в поле не _______.

 

Эти пословицы использованы при составлении карточек:

  1. Один ум хорошо, а два лучше.
  2. Любишь кататься, люби и саночки возить.
  3. Не красив человек лицом, а красив умом.
  4. Тяжело в ученье, легко в бою.
  5. По одежке встречают, по уму провожают.
  6. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  7. Не торопись отвечать, торопись слушать.
  8. Без муки нет науки.
  9. Кто много читает, тот много знает.
  10. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
  11. Мир освещается солнцем, а человек знанием.
  12. Дело наспех – сделано на смех.
  13. Начало науки ум, начало ума – терпение.
  14. Век живи – век учись.
  15. Один в поле не воин.

Оборудование:

  1. Карточки с пословицами
  2. Портрет М. В. Ломоносова
  3. Изображение государственного герба и макет флага
  4. Карточки «В помощь отвечающему» и «Справочное бюро»
  5. Карточки на доску со словами 
  6. Магнитные цифры и буквы

Список литературы:

  1. Астафуров В.И. Ломоносов. Для славы народа российского. // М.: «Просвещение», 2001.
  2. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбАППО, 2005. (Петербургский опыт общего образования.)
  3. Березенко Р.Т., Гочин Н.Д. Ораниенбаумский плацдарм. Под редакцией Шнитковского А.Ф // С-Пб.: «Агентство «РДК» - принт», 2002.
  4. Варшавский А. Сыны Отечества. // - М.: «Детская литература», 1987.
  5. Морозов А. Ломоносов. // М.: «Молодая гвардия», 1961.
  6. Плаксин А.А. Ораниенбаум – Ломоносов. // Ломоносов, Издательство «Ломоносов», 2004.