- Подробности
- Просмотров: 1265
Котюкова Т. Н.,
учитель начальных классов, ГБОУ школа № 430
ПОЧЕМУ ТАК НАЗВАНЫ?
1 класс
Цель:
- раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями.
- расширить знания о природе.
- воспитание бережного отношения к живой природе.
Оборудование: презентация «Почему их так назвали?»
Ход урока
- Орг.момент.
- Введение в урок.
У ч и т е л ь: Ребята, Муравьишка Вопросик сегодня приглашает нас на прогулку. А куда -отгадайте.
Кто, как только жарко станет
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч его долой.
(лес)
У ч и т е л ь: Правильно, сегодня мы с Муравьишкой отправимся в лес. Слайд №1
У ч и т е л ь: Н.Сладков писал: «Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что , если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки, а загадки еще интереснее искать. Что там грибы, орехи! Соберёшь, успокоишься. А как загадки разыскиваешь – так покой потеряешь. А как нашел загадку – так отгадку подавай, значит, в лес иди, отгадку ищи. Пока ищешь – две загадки найдешь. И пошло – поехало – конца не видно!»
У ч и т е л ь: Ребята, давайте, и мы отправимся в лес загадки искать и отгадывать.
Актуализация знаний, усвоение нового материала:
• Растения.
Слайд №2
У ч и т е л ь: Как одним словом сказать, что мы видим в лесу? (растения)
У ч и т е л ь: Это растения с очень интересными названиями. Вот и первая загадка.
У ч и т е л ь: А почему их так назвали?
(Показ слайдов с растениями №3,4,5,6,7.Дети высказывают свои мнения, почему эти растения так названы, после чего появляется название этого растения)
У ч и т е л ь: давайте прочитаем, как Мудрая Черепаха объяснила Муравьишке названия этих растений. (Работа с учебником стр. 98 чтение и нахождение рисунка).
Работа в парах.
У ч и т е л ь: на стр. 99 фотографии растений. Обсудите в парах, почему эти растения получили такое название? (Детям дается время для обсуждения)
Проверка работы в парах
Слайд №8 (А)
Почему мы дышим вольно
И судьбой своей довольны,
Хоть растём мы вдоль дорог
И нас топчут сотни ног?
(подорожник)
Ученики высказывают свои предположения.
У ч и т е л ь: подорожник так назвали, потому что он растёт «по дороге», вдоль дорог.
Слайд № 8 (Б)
Он желтым цветком распускается,
А после цветенья сдувается
(одуванчик)
Выслушиваются мнения детей
У ч и т е л ь: Одуванчик назван так, потому что когда отцветет цветок, он легко сдувается.
Слайд №8 (В)
Голубой бубенчик
На лугу стоит.
И под песню ветра
Весело звенит.
(колокольчик)
Выслушиваются мнения детей
У ч и т е л ь: Цветки колокольчика похожи на колокольчик.
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся, взвился вверх и полетел
Солнце утром лишь проснется
Бабочка кружит и вьется.
Насекомые
У ч и т е л ь: Ребята посмотрите кого мы встретили в нашем лесу.
Слайд № 9 (А, Б, В)
У ч и т е л ь: К какой группе относятся эти животные? (насекомые)
У ч и т е л ь: Отгадайте загадку и узнайте, с какими насекомыми нас познакомит Муравьишка.
Жу-жу,жу-жу,
Я на ветке сижу
Я на ветке сижу
Букву ж всё твержу
Зная твёрдо букву эту
Я жужжу весной и летом.
(жук)
Слайды № 10,11,12
У ч и т е л ь: Ребята, а как вы думаете, почему их так назвали?
Работа с учебником
У ч и т е л ь: проверим, как вы запомнили жуков.
У ч и т е л ь: Посмотрите на стр. 99, с какими жуками дружит Муравьишка
У ч и т е л ь: «Этот жук – опасный вредитель. Он обгрызает листья деревьев, особенно берёз, еще опаснее его личинки. Эти жуки носят названия месяца в котором они появляются». (майский жук)
У ч и т е л ь: Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.
Отгадайте, что нашел Муравьишка в траве.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под ёлкой, хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
(грибы)
Грибы
У ч и т е л ь: Откройте рабочие тетради на стр. 39. рассмотрите рисунок. Какие грибы узнали?
Чтение 1 загадки (слайд № 14)
Чтение 2 загадки (слайд № 15 (А, Б, В)
Чтение 3 загадки (слайд №16 (А, Б)
Чтение загадок подготовленными детьми.
Люблю я в разных шапках быть
То в желтой, то в зеленоватой
То в красной или в сероватой
Собирай не мешкай – это …
(сыроежки) Слайд №17 (А, Б, В)
У ч и т е л ь: Они любят сырые места, а сырыми мы их есть не будем.
Серенькие шляпки
Рябенькие ножки.
Под березою растут
Как их зовут?
(подберезовики) Слайд №18 (А,Б)
У ч и т е л ь: растут под березой
А этот красавиц на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки.
(мухомор) Слайд №19 (А, Б)
У ч и т е л ь: Настоем гриба морили мух.
Подведение итогов
У ч и т е л ь: Вот и подошла к концу наша прогулка по лесу.
У ч и т е л ь: Какими знаниями вы смогли поделиться с одноклассниками?
У ч и т е л ь: Что нового для себя вы сегодня узнали?
У ч и т е л ь: Ребята, а какие правила должны соблюдать люди, гуляя в лесу?