Котюкова Т. Н.,

учитель начальных классов, ГБОУ школа № 430

ПОЧЕМУ ТАК НАЗВАНЫ?

1 класс

Цель: 

  1. раскрыть взаимосвязь между названиями  некоторых растений, грибов, животных и их особенностями.
  2. расширить знания о природе.
  3. воспитание бережного отношения к живой природе.

Оборудование: презентация «Почему их так назвали?»

Ход урока

  1. Орг.момент.
  2. Введение в урок.

У ч и т е л ь: Ребята, Муравьишка Вопросик сегодня приглашает нас на прогулку. А куда -отгадайте.

Кто, как только жарко станет
Шубу на плечи натянет, 
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч его долой.
(лес)

У ч и т е л ь: Правильно, сегодня мы с Муравьишкой отправимся в лес. Слайд №1

У ч и т е л ь: Н.Сладков писал: «Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что , если отправиться  в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки, а загадки еще интереснее искать. Что там грибы, орехи! Соберёшь, успокоишься. А как загадки разыскиваешь – так покой потеряешь. А как нашел загадку – так отгадку подавай, значит, в лес иди, отгадку ищи. Пока ищешь – две загадки найдешь. И пошло – поехало – конца не видно!»

У ч и т е л ь:  Ребята, давайте, и мы отправимся в лес загадки искать и отгадывать.

Актуализация знаний, усвоение нового материала:

• Растения.

Слайд №2

У ч и т е л ь:  Как одним словом сказать, что мы видим в лесу? (растения)

У ч и т е л ь: Это растения с очень интересными названиями. Вот и первая загадка. 

У ч и т е л ь: А почему их так назвали?

(Показ слайдов с растениями №3,4,5,6,7.Дети высказывают свои мнения, почему эти растения так названы, после чего появляется название этого растения)

У ч и т е л ь: давайте прочитаем, как Мудрая Черепаха объяснила Муравьишке названия этих растений. (Работа с учебником стр. 98 чтение и нахождение рисунка).

Работа в парах. 

У ч и т е л ь: на стр. 99 фотографии растений. Обсудите в парах, почему эти растения получили  такое  название? (Детям дается время для обсуждения)

Проверка работы в парах

Слайд №8 (А)    

Почему мы дышим вольно
И судьбой своей довольны,
Хоть растём мы вдоль дорог
И нас топчут сотни ног?
(подорожник)

Ученики высказывают свои предположения.

У ч и т е л ь: подорожник так назвали, потому что он растёт «по дороге», вдоль дорог.

Слайд № 8 (Б)  

Он желтым цветком распускается,
А после цветенья сдувается
(одуванчик)

Выслушиваются мнения детей

У ч и т е л ь: Одуванчик назван так, потому что когда отцветет цветок, он легко сдувается. 

Слайд №8 (В)    

Голубой бубенчик
На лугу стоит.
И под песню ветра
Весело звенит.
(колокольчик)

Выслушиваются мнения детей

У ч и т е л ь: Цветки колокольчика похожи на колокольчик.

Физминутка

Спал  цветок  и вдруг проснулся
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся, взвился вверх и полетел
Солнце утром лишь проснется
Бабочка кружит и вьется.

Насекомые

У ч и т е л ь: Ребята посмотрите кого мы встретили в нашем лесу.

Слайд № 9  (А, Б, В)

У ч и т е л ь: К какой группе относятся эти животные? (насекомые)

У ч и т е л ь: Отгадайте загадку и узнайте, с какими насекомыми нас познакомит Муравьишка. 

Жу-жу,жу-жу,
Я на ветке сижу
Я на ветке сижу
Букву ж всё твержу
Зная твёрдо букву эту
Я жужжу весной и летом.
(жук)

Слайды № 10,11,12

У ч и т е л ь: Ребята, а как вы думаете, почему их так назвали?

Работа с учебником 

У ч и т е л ь: проверим, как вы запомнили жуков.

У ч и т е л ь:   Посмотрите на стр. 99, с какими жуками дружит Муравьишка 

У ч и т е л ь: «Этот жук – опасный вредитель. Он обгрызает листья деревьев, особенно берёз, еще опаснее его личинки. Эти жуки носят названия месяца в котором они появляются». (майский жук)

У ч и т е л ь: Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.

Отгадайте, что нашел Муравьишка в траве.

И на горке, и под горкой,
Под березой и под ёлкой, хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
(грибы)

Грибы

У ч и т е л ь: Откройте рабочие тетради на стр. 39. рассмотрите рисунок. Какие грибы узнали?

 Чтение 1 загадки (слайд № 14)

 Чтение 2 загадки (слайд № 15 (А, Б, В)

 Чтение 3 загадки (слайд №16 (А, Б)

Чтение загадок подготовленными детьми.

Люблю я в разных шапках быть
То в желтой, то в зеленоватой
То в красной или в сероватой
Собирай не мешкай – это …
(сыроежки)   Слайд №17 (А, Б, В)

У ч и т е л ь: Они любят сырые места, а сырыми мы их есть не будем.

Серенькие шляпки
Рябенькие ножки.
Под березою растут
Как их зовут?
(подберезовики)   Слайд №18 (А,Б)

У ч и т е л ь: растут под березой 

А этот красавиц на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки.
(мухомор)   Слайд №19 (А, Б)

У ч и т е л ь: Настоем гриба морили мух.

Подведение итогов

У ч и т е л ь: Вот и подошла к концу наша прогулка по лесу. 

У ч и т е л ь: Какими знаниями вы смогли поделиться с одноклассниками? 

У ч и т е л ь: Что нового для себя вы сегодня узнали?

У ч и т е л ь: Ребята, а какие правила должны соблюдать люди, гуляя в лесу?