Котюкова Т. Н.

учитель начальных классов, ГБОУ школа №430

ЭКОНОМИКА

2 класс

Цель: Создать условия для формирования понятия «экономика» и запоминания частей, из которых она состоит.

Оборудование: презентация «Экономика»; слова на карточках: ЭКОНОМИКА, ТОРГОВЛЯ, СТРОИТЕЛЬСТВО, ТРАНСПОРТ, СЕЛЬСКОЕ ХОЭЯЙСТВО; листочки для проверки на партах.

Ход урока:

1. Орг.момент.

2. Включение в урок. Кроссворд.

У ч и т е л ь: Мудрая черепаха принесла нам сегодня кроссворд. (Слайд №2)

У ч и т е л ь: Мы начинаем  урок с разгадывания кроссворда. Отгадав загадки, мы узнаем тему сегодняшнего урока.

У песочных ям,
У горы крутой
Стоит великан
С железным ковшом.    
(экскаватор) (Слайд №3)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела».
(чайник) (Слайд №4)

Я – вместе брюки и пиджак
А называют меня как?
(костюм) (Слайд №5)

Их валяли, да валяли
Чтобы мы их надевали.
(валенки) (слайд №6)

Нам его дала корова,
Надо пить, чтоб быть здоровым.
(молоко) (слайд №7)

Стоит бычише,
проклеваны бочища
(дом) (слайд №8)

Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(велосипед) (слайд №9)

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много-много лет
Остается синий след.      
(ручка) (слайд №10)

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым, стальным дорожкам
Ходят красные дома.      
(трамвай) (слайд №11)

У ч и т е л ь:  Кто из вас догадался, какое ключевое слово в этом кроссворде? Это слово ЭКОНОМИКА. 

3. Проблемный вопрос. Согласование целей.

У ч и т е л ь: А знаете ли вы, ребята, что означит это слово ЭКОНОМИКА? (Слайд №13)

Каждый день по радио, телевидению мы слышим слово ЭКОНОМИКА. (Слайд №12)

У ч и т е л ь: С ЭКОНОМИКОЙ сталкивается любой человек – шофер (слайд №14) и художник (слайд №15), врач (слайд № 16) и учитель, дошкольник и школьник (слайд № 17) 

(Ребята высказываются)

У ч и т е л ь: Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем речь на уроке?

4. Объяснение учителя. Экономика.

У ч и т е л ь: ЭКОНОМИКА (слайд №18) – это отношения*  между людьми, которые у них складываются, когда одни создают товар*, продают его и покупают. Товаром может быть все, что продается и покупается. Это могут быть разные вещи (слайд №19), услуги (подстричься в парикмахерской, посетить врача) (слайд №20), а так же произведения искусства: стихи, музыка, картины (слайд №21). Идеи тоже продаются. И рабочая сила человека тоже идет на продажу, за нее выплачивается заработная плата (слайд №22). 

У ч и т е л ь: В экономике все имеет свою цену: труд человека , любой предмет и услуга. Деньги, что у нас в кармане – это необходимый элемент экономики, который помогает продавать и покупать.

У ч и т е л ь: Вместе со словом экономика мы слышим слова: рыночная экономика, экономический кризис. Об этом более подробно вы будете говорить в старших классах, а сегодня мы должны выяснить из чего состоит экономика, на какие части ее можно разделить?

5. Работа с учебником. Экономика. Части экономики.

У ч и т е л ь: Поможет нам в этом наш учебник. Откройте стр. 100 (96 старый) прочитайте текст «Что такое экономика».

У ч и т е л ь:  Как в учебнике говорится, что такое экономика?

У ч и т е л ь: В энциклопедическом словаре написано, что слово ЭКОНОМИКА произошло  от древнегреческого слова «ойкономик» буквальный перевод – «искусство ведения домашнего хозяйства». Значит ЭКОНОМИКА – это умелое ведение ХОЗЯЙСТВА

У ч и т е л ь: Прочитайте, что включает в себя экономика? (слайд №23) 

У ч и т е л ь: Итак экономика включает в себя пять частей: давайте прочитаем их: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт и торговля.

У ч и т е л ь: Хотите узнать, что же это за части? С какой хотите начать?

6. Беседа с мультимедийной презентацией. Части экономики.

Ученики выбирают любую часть экономики, выбрав эту часть, идет беседа по ней в сопровождении слайдов.

ТРАНСПОРТ – осуществляет связь между всеми частями экономики. На стройку надо привезти материалы, в магазин с фабрики мебель, продукты, да и людей надо перевезти в разные точки земли.

СТРОИТЕЛЬСТВО – без этой части экономики мы не смогли бы жить, так как оказались бы на улице. Строятся не только дома, но и заводы, фабрики, магазины, школы  - все, что необходимо человеку.  

ТОРГОВЛЯ – необходимые человеку продукты, предметы не пришли к нам в дом. Мы приобрели их за деньги в магазине. А помогла нам торговля – это различные магазины, мини-рынки, торговые точки, ларьки.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО -  занимается выращиванием овощей, зерна, чтоб потом испечь хлеб. Разводит животных, чтоб у нас всегда было мясо, молоко и др. продукты.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ – это фабрики на которых шьют одежду, заводы, где  производят машины, где выпускают мебель и все необходимые человеку предметы.

7. Физкультминутка 

А теперь ребята встали
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

8. Первичное закрепление

У ч и т е л ь: Давайте попробуем вспомнить, из каких же частей состоит ЭКОНОМИКА? (На доске появляется табличка со словом ЭКОНОМИКА. Ученики называют части, на доске появляются таблички со словами СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, СТРОИТЕЛЬСТВО)

9. Закрепление. Работа в тетради

У ч и т е л ь: Давайте посмотрим, сможете ли вы узнать части экономики на картинках?
Рабочая тетрадь стр. 37 задание  2. 

У ч и т е л ь: Подпишите части экономики под картинками.

У ч и т е л ь: Поменяйтесь тетрадями.
Давайте проверим, если картинка подписана правильно ставим +, если нет –

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ                                 СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

СТРОИТЕЛЬСТВО        ТРАНСПОРТ          ТОРГОВЛЯ

У ч и т е л ь: Поменяйтесь обратно тетрадями. Посчитайте сколько у вас + у кого 5? Встаньте. Молодцы. Остальные постараются к концу урока запомнить все части ЭКОНОМИКИ.

У ч и т е л ь: Наша мудрая черепаха просила нас помочь составить в рабочей тетради на стр. 38 схему «Части экономики». Сможем? 

У ч и т е л ь: Какое главное новое слово сегодня мы узнали?

ЭКОНОМИКА  Карточка со словом экономика крепится по середине доски. Поставим ударение в слове. Давайте прочитаем по слогам. Запишите его в схеме посередине прямоугольника. 

У ч и т е л ь: Сколько частей включает в себя экономика? Нарисуйте пять овалов. Какие это части? (ребенок выходит и подписывает сокращенно)

10. Беседа – рассуждение. Связи между частями экономики

У ч и т е л ь: Ребята, а как вы думаете, связаны ли части экономики друг с другом?

Поставить стрелки между частями экономики.

У ч и т е л ь: Как связаны между собой промышленность и торговля?

У ч и т е л ь: Как объяснить связь строительства и  транспорта? ( без транспорта не доставить   материалы для  стройки)

У ч и т е л ь: Объясните связь торговли и транспорта? (чтобы продать  продукты их необходимо привести в магазин)

У ч и т е л ь: Тогда можно сделать вывод, что все части экономики тесно связаны друг с другом. Давайте, соединим стрелочками все части экономики

У ч и т е л ь: Молодцы. Мудрая черепаха говорит нам «большое спасибо».

11. Рефлексия. Подведение итога

У ч и т е л ь: Сегодня мы узнали много нового. Давайте проверим, как вы запомнили. 

У ч и т е л ь: На листочках, которые лежат на партах, запишите, с каким главным, новым словом мы сегодня познакомились.

У ч и т е л ь: Нарисуйте рядом столько кружочков, сколько частей включает в себя экономика. Кто помнит, как называются эти части, может их подписать.