- Подробности
- Просмотров: 1165
Косарева О. Н.,
учитель начальных классов, ГОУ № 430
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА
Классный час, 3 класс
Цель: Способствовать активизации патриотического воспитания подрастающего поколения.
Задачи:
- Формировать системные представления о государственных символах России.
- Создавать условия для воспитания чувства любви к родному Отечеству.
- Способствовать пониманию каждым ребенком, что он является частичкой России.
- Содействовать формированию активной позиции гражданина России.
Краткое содержание: Диалог о Родине, о России приводит ребят к разговору о символах государства. Работая в группах, они готовятся презентовать символы России (герб, гимн, флаг) всему классу. Учащимся предлагается ответить на вопросы викторины, осознать, что они запомнили с занятия и собрать в правильной последовательности герб нашей страны.
Область применения: Данную разработку можно использовать для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий в рамках курса «Я и мой мир» по программе Н.И.Элиасберг, на уроках «Окружающий мир».
Формы и методы реализации: Урок – диалог мнений с использованием ИКТ, коллективных способов обучения (работа в группах), проблемно-информационных методов (метод информирования, метод совместного решения проблем, метод выбора решений), методов погружения (метод культурной идентификации).
Возрастные группы обучающихся: 3-4 классы.
Полученные результаты: Учащиеся приходят к пониманию того, что важно знать символику своего государства. Испытывают гордость, что являются гражданами России.
Оборудование:
- Изображение флага и герба.
- Фонограмма гимна России, магнитофон.
- Альбомные листы, краски.
- Разборное изображение герба РФ (щит, орел, скипетр, держава, короны, маленький щит с изображением св.Георгия Победоносца, поражающего змея) на каждую группу.
- Мультимедиапроектор, ноутбук, экран.
Ход урока
I. Организационный момент. (Звучит песня « С чего начинается Родина?» Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).
II. Актуализация знаний.
У ч и т е л ь: Прочитайте пословицы (слайд 1)
(Родина-мать, умей за неё постоять.
Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит).
У ч и т е л ь: О чём они? На какую тему? (О Родине).
-Как вы думаете, с чего начинается Родина? (Выслушиваются ответы детей).
- Как вы понимаете слово «Родина?» (То место, где человек родился, где живёт).
- Назовите место, которое для вас является родиной. (Город Ломоносов, Санкт-Петербург)
(слайд 2 – фото города Ломоносова)
(В классе организована выставка рисунков по теме «Мой город Ломоносов»)
У ч и т е л ь: Ломоносов - наша «малая» родина, потому что этот город для многих из нас является местом рождения и проживания.
У ч и т е л ь: Объясните смысл следующих строк (слайд 3 – строки стихотворения и фото «Просторы России»)
Вижу чудное приволье,
Вижу степи и поля.
Это русское раздолье-
Это родина моя.
У ч и т е л ь: О какой родине здесь идёт речь? (Обо всей земле русской, о России).
- Как называется государство, в котором мы с вами живём? (Россия) (слайд 4 – Слово «Россия»).
- Ребята, а что для нас Россия?
- Как мы называем страну, где мы родились? (Родина, Отечество) (слайд 4 - добавляются слова).
(Учитель показывает Россию на карте.) (слайд 5).
У ч и т е л ь: Каждое государство (страна) имеет (слайд 6) свою территорию, государственную границу, столицу, народ, государственный язык, главу государства, символы государства, законы, экономику, образование, науку, культуру.
У ч и т е л ь: Что об этом вы знаете?
(Ребята называют столицу, государственный язык, ФИО президента…)
У ч и т е л ь: О чем вы затрудняетесь рассказать? (Ответы детей).
(слайд 7) (Учитель показывает изображение герба, флага и текста гимна России).
У ч и т е л ь: Что вы видите?
У ч и т е л ь: Как назвать одним словом то, что вы видите? ( Государственная символика России).
III. Целеполагание
У ч и т е л ь: Какова же цель нашего занятия? (После предположений детей открывается тема, записанная на доске).
У ч и т е л ь: Какую бы цель на этот урок вы могли поставить перед собой? (Высказывания учеников).
IV. Усвоение новых знаний.
Работа в группах.(Класс делится на 4 группы. Каждая группа выбирает командира).
У ч и т е л ь: Командиры, подойдите и получите текст для своей группы. Задача каждой группы - подготовить небольшое сообщение так, чтобы оно было понятно остальным. Продумайте, что, по вашему мнению, необходимо знать другим, что вашим товарищам будет интересно. Каждой группе предлагается лист с вопросами, на которые они должны ответить после выступления других групп.
Ответьте на вопросы:
- Что такое гимн?
- В какие моменты он исполняется?
- Кто автор музыки и слов?
- Какие цвета у российского флага?
- Что символизируют цвета флага?
- Что изображено на гербе РФ?
- Что означают три короны?
- Что символизирует всадник?
Текст для первой группы:
Что такое герб и для чего он служит?
Герб – это отличительный знак, эмблема государства. Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах, бланках, марках. Впервые гербы появились у рыцарей.
Описание герба. В поле красного щита расположен золотой двуглавый орёл, поднявшим вверх распущенные крылья. Две головы орла символизируют (означают) единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток. Крылья орла подняты вверх. Орёл тем самым показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна. Орёл увенчан двумя маленькими коронами и – над ними – одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. Скипетр и держава - это символы власти, символы независимости России. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия. Копьём он поражает чёрного змия (дракона).
Текст для второй группы
Как называют серебряного всадника в синем плаще, в доспехах?
Изображение всадника, пронзающего копьём змея, мы называем святым Георгием Победоносцем. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. На Руси его именем часто называли детей – оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий.
Согласно легенде, очень давно в некотором государстве (Палестине) жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завёлся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Позже Георгий был признан святым и его почитали во многих странах. Воин на гербе олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия – символ зла.
Текст для третьей группы
Государственный флаг
Флаг и знамя означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – голландское. Раньше на Руси знамя называли стягом. Знамёна появились ещё в древности. В то время знамёна имели большое значение, так как указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов. Во время войны под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.
Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трёх горизонтальных полос, сверху вниз: белой, синей и красной. Эти три цвета не случайно появились на нашем флаге. Белый цвет означает мир, чистоту, правду, добро, синий – небо, верность и веру, красный – храбрость, смелость, честность, красоту. Российскому флагу более трёхсот лет. 22 августа - День государственного флага Российской Федерации.
Текст для четвертой группы
Что такое гимн?
Гимн – это торжественная песня или просто мелодия, один из символов любого государства. Она исполняется в особых, торжественных случаях: в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях. Зачем же это делают? Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен. Но гимн мы слышим и в других случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают. Мужчины при этом снимают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным.
Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина – Россия. Он значительно моложе герба. Гимн имеет свою историю. Музыке гимна уже более 50 лет. Гимн, который вы только что слышали, утверждён Государственной Думой в декабре 2000г, текст утверждён президентом России В.В. Путиным 30 декабря 2000г, слова гимна принадлежат известному писателю С. Михалкову, а музыка А. Александрову.
Обратите внимание на слова гимна:
Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твоё достоянье на все времена!
Что чувствуете после прочтения гимна?
Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения.
(Идёт обсуждение в группах, какую информацию, по их мнению, необходимо донести до остальных учащихся).
VI. Презентация
При выступлении каждой группы учитель проектирует (слайды) на экран изображение соответствующих символов, выделяя в них то, о чём рассказывают дети. На презентацию каждой группе отводится 3 минуты.
После выступления командира 1 группы даётся 1 минута на то, чтобы дети ответили на вопросы по тому материалу, который услышали и т.д.
VI. Закрепление знаний
Вопросы викторины (вопросы и ответы на слайдах).
- Что относится к знакам суверенитета любого государства? (Флаг, герб, гимн)
- Что представляет собой Государственный флаг России? (Прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного)
- Что такое Государственный герб? (Герб – это эмблема государства. Герб является отличительным знаком страны. )
- Что такое гимн? (Слово “гимн” в переводе с греческого означает “торжественная песнь”).
- Назовите авторов Государственного гимна России? (Слова С.В.Михалкова, музыка А.В.Александрова)
- Игра «Не ошибись»
У ч и т е л ь: У вас на столах в конвертах лежат элементы герба России. Ваша задача - собрать (сложить) герб РФ в правильной последовательности.
У ч и т е л ь: У вас у каждого есть альбомные листы и краски. Ваша задача – правильно нарисовать флаг РФ.
VI. Итоговая рефлексия.
У ч и т е л ь: Какая была тема нашего урока?
- Вспомните, какую цель вы поставили перед собой в начале урока.
- Поднимите руку, кто считает, что он достиг цели.
- Что показалось трудным?
VII. Итог.
Учитель включает гимн, делает тише звук.
У ч и т е л ь: Вы узнали, что звучит?
- Как поступают граждане, когда звучит гимн их страны?
- Давайте встанем, послушаем 1 куплет гимна, кто знает слова – пойте.
- Сегодня на занятии мне было приятно работать с вами.
Список литературы:
- Серов Б.Н. В помощь школьному учителю. // М.: ВАКО, 2004.
- Ожегов С.Н. Толковый словарь русского языка // М.: Азбуковник, 1999.