- Подробности
- Просмотров: 868
Епифанова Ольга Ивановна,
учитель математики, ГБОУ Петергофская гимназия императора Александра II
К вопросу о взаимосвязи качества образования
и степени удовлетворенности родителей образовательным процессом
Сегодня достаточно часто употребляется словосочетание «качество образования». Об этом говорят руководители на всех уровнях образовательной системы, чиновники,государственные деятели, ученые, педагоги и учителя, родители и обучающиеся. Образование – это область, затрагивающая интересы всего общества, в той или иной степени. Совершенно естественно, что понятие качества образования, становится одной из ведущих тем обсуждения в современной России.
Но, что является качеством образования в понимании каждой группы и каждого конкретного человека? Так ли однозначно, воспринимается данное понятие?
Что же такое качество, вообще? Качество– это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности потребителей[1].Применительно к образованию – это понятие имеет некоторую специфику. Это должны быть такие характеристики объекта, которые отражают способность образования удовлетворять потребности потребителей этой услуги, которые являются,в тоже время, ее заказчиками. В области образования можно выделить четыре основных группызаказчиков: государство, общественность, родители и учащиеся.
В статье 2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года дается следующее определение этого понятия: «Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»[6]. Определение достаточно широкое. Оно включает в себя одновременно множество параметров. Во-первых, соответствие материально-технического оснащения образовательного процесса, учебных планов и рабочих программ нормативным требованиям. Во-вторых, определенная степень подготовленности обучающегося, которая каждой группой потребителей может трактоваться по-разному. С точки зрения государства – это достижение обучающимисяобязательных образовательных результатов, позволяющих сформировать личность,осознающую свою российскую гражданскую идентичность, способную к дальнейшему непрерывному развитию и готовую трудиться на благо отечества[5].Для родителей – это может выражаться в сохранении определённых ценностей, возможностиполучения детьми в дальнейшем профессии, гарантирующей трудовуювостребованность. Для учащихся качество может быть определено хорошими оценками, комфортным пребыванием в школе, интересными уроками или внеклассными мероприятиями, а возможно полезностью школьныхпредметов для получения работы.Для общества в целом– это может означатьвоспитание хорошо образованных людей, поддерживающих национальные традиции и конкурентно способных в масштабах глобальной экономики.
Итак, качество образования должно одномоментно удовлетворять различные потребности всех заказчиков. Но возможно ли это? Вспомним известную басню С. В. Михалкова «Слон-живописец», в которой герой пытался угодить сразу всем и не достиг желаемого результата. То есть, необходимо определить группе каких потребителей, в первую очередь, должно соответствовать качество образования в школе. На наш взгляд, именно,удовлетворение потребностейсемьии детей является приоритетной задачейшколы. Действительно, семья являетсянаиболее ответственным заказчиком по отношению к образованию. Это и понятно, выбирая ту или иную образовательную организацию или профиль обучения, и родители, и сам воспитанник рискуют своим будущим. Конечно, родители хотят для своих детей самого лучшего. Выбирая школу для своих детей, они чаще всего ориентируются на официальные рейтинги,отзывы других людей о данной школе и учителях, работающих в ней, на престижность выдаваемых ею образовательных документов или какие-то другие особенности образовательного учреждения. Но являются ли высокие рейтинги, и превосходные показатели по различным критериям официальной оценки качества образования, гарантией удовлетворения родителей и детей образовательным процессом в данной школе?
На удовлетворенность родителей системой образования большое влияние оказывает фактор институционального доверия, доверия к людям и общей удовлетворенности жизнью[2].Человек довольный своей жизнью, живущий в ощущении личного комфорта, гораздо позитивнее оценивает деятельность различных социальных институтов общества и школы в том числе.Но вряд ли школьный учитель может на это повлиять.При этом следует отметить, что на удовлетворенность качеством образования влияет уровень образования родителей[3].Чем выше этот уровень, тем более высокие требования они предъявляютк системе образования, тем ниже, может быть ихоценка образования. Следовательно, удовлетворенность качеством образованиям со стороны родителей и учащихся носит ярко выраженный субъективный характер.
Школа столкнулась с нелегкой задачей, не только обучить ребенка, опираясь на его запросы, в соответствии с требованиями государства, но и найти подход к каждому родителю. На плечи каждого учителя ложится непростая обязанность непрерывно выявлять потребности родителей и убеждать в необходимости применения тех или иных методов воспитания и обучения.Если учесть еще и то, что по российскому законодательству все действия в отношении ребенка со стороны школы возможны только с разрешения и одобрения его родителей. То, становится очевидной, необходимость систематической работы с родителями по различным направлениям и вовлечения их в образовательный процесс. Запросыродителей необходимо определять, структурировать и использовать в организации образовательного процесса в классе и в школе в целом. Именно эти знания позволят учителю и школе сделать процесс воспитания и обучения более индивидуальным.Кроме того, это позволитперевести родителей из разряда критически настроенных потребителей в разряд соучастников образовательного процесса. Результатом этой деятельности, станет повышение ответственности родителей за полученные результаты детей. И как следствие, изменениеотношенияродителей к образовательному процессу, школе и повышение степени удовлетворенности качеством образования.
Таким образом, мы приходим к выводу, что в современной школе учителю мало быть профессионалом в области преподаваемого предмета, необходимо обладать навыками групповой и индивидуальной работы со взрослыми. Для повышения качества образования, требуется создание команды, состоящей из педагога и родителей, способной к плодотворной целенаправленной работе.
Литература
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». http://www.internet-law.ru/gosts/gost/6744/
2. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №1 2013 Щудло С. А., Длугош П. Удовлетворенность системой образования: Польша, Россия и Украина (Сравнительный анализ) http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/1/Shchudlo_Dlugosz_Satisfaction-with-Educational-System/
3. Рагозинникова Любовь Николаевна Оценка качества образования глазами обучающихся, родителей и педагогов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-obrazovaniya-glazami-obuchayuschihsya-roditeley-i-pedagogov (дата обращения: 22.04.2017) Научная библиотека КиберЛенинка:
4. Удовлетворённость заинтересованных сторон как фактор повышения качества образовательной деятельности физкультурного вуза: Монография / А.Г. Мастеров, А.П. Братчиков, А.С. Андреенко, С.Р. Сулейманова, В.М. Степанян. – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. − 224 с. http://www.vgafk.ru/upload/medialibrary/114/jhcpxusteeliulvxq...pdf
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)
6. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016 – 2017 года.