Артамонова Тамара Иосифовна,
Басманова Галина Петровна, 

методисты ГБУ ДО ДЮЦ «Петергоф»
Петродворцового района Санкт-Петербурга 

Методическая разработка
«Интерактивная азбука профессий»

 
Методическая разработка «Интерактивная азбука профессий» разработана для детей подготовительных групп детского сада с целью расширения знаний и представлений о профессиях и формирования интереса к профессиям средствами интерактивных технологий. Занятие проводится в виде игры по станциям и способствует активизации детской деятельности, развитию творческого потенциала, выявлению природных склонностей детей к определенным видам деятельности. 
Дети активно взаимодействуют друг с другом и ребятами других детских садов, учатся быть самостоятельными, приобретают опыт участия в соревнованиях, узнают много новых профессий. Использование компьютерных технологий активизирует познавательную деятельность участников интерактивной игры и делает ее увлекательной.
Данная игра востребована среди дошкольных образовательных учреждений, количество команд-участников увеличивается с каждым годом.
Цель: расширение знаний и представлений детей о профессиях и формирование интереса к профессиям средствами интерактивных технологий.
Задачи: 
  • активизация детской деятельности, развитие творческого потенциала; 
  • расширение знаний о профессиях;
  • развитие интереса к миру профессий;
  • выявление природных склонностей детей к определенным видам деятельности с использованием компьютерных технологий;
  • воспитание уважения к труду, к людям разных профессий. 
Условия осуществления мероприятия: мероприятие проходит в форме игры по станциям, в один день в игре могут принимать участие не более 5 групп. В случае большего количества команд-участников игра проводится несколько дней.
Оснащение: мультимедийное демонстрационное оборудование, презентация «Архитектура нашего города», компьютерный класс, таблички с названиями игровых станций, маршрутные листы, бумага формата А4, листы ватмана, раздаточный материал (карточки, фотографии), 2 детских конструктора, секундомер, песочные часы.
Время проведения игры: 1час 20 минут (вступительная часть – 2 минуты, домашнее задание – 20 минут, работа на станциях по 8 минут, подведение итогов – 5 минут, награждение – 5 минут).
Слово ведущего:
Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Здравствуйте!
-Мы рады приветствовать вас на конкурсе «Интерактивная азбука профессий». Мы собрались сегодня с вами, чтобы отправиться в замечательное путешествие в мир профессий. Я желаю вам узнать много нового и показать себя с самой хорошей стороны.
Разминка. Назовите профессии, которые вы знаете.
А теперь назовите:
1) профессии, требующие специальной формы (военные, полицейские, стюардессы, медицинские работники…),
2) профессии, которые помогают нам путешествовать (летчик, стюардесса, капитан, матрос, штурман, машинист, шофер автобуса, гид…). 
Настал момент отправиться в путешествие по удивительному миру людей, которые создают все, что нас окружает: здания, столы, компьютеры, нашу одежду, еду и многое, многое другое.
Наш конкурс будет оценивать жюри. Разрешите его представить. (Представление жюри). 
I станция: домашнее задание «Представление профессии». Каждая команда представляет заранее выбранную профессию в течение 3-4 минут. 
Оценивается:
соответствие представления теме: «Азбука профессий» -3 балла;
творческий подход к представлению (название команды, элементы костюмов…) - 4 балла;
слаженность работы всей команды – 3 балла;
Самая высокая оценка – 10 баллов.
-Дальнейший порядок нашего путешествия изложен в маршрутных листах. Прошу представителей команд получить маршрутные листы (см. приложение 1). Маршрутные листы готовятся заранее.
-Слово жюри. 
-А сейчас команды продолжат свое путешествие по миру профессий согласно маршрутным листам. В добрый путь!
II станция: «Угадай-ка» 
Оборудование: загадки, карточки, секундомер.
-На нашей станции «Угадай-ка» вы будете разгадывать загадки о профессиях и узнавать профессию человека, изображенного на карточке. Работаем всей командой. 
Начнем с разминки, отвечаем сначала все вместе. (Загадки с ответом в рифму). 1 мин.
 

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает... (столяр)

Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (моряк)

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник —

Делает нам стулья... (плотник)

Стук летит из-под колес,

Мчится вдаль электровоз.

Поезд водит не таксист,

Не пилот, а... (машинист)

В фильмах трюки выполняет,

С высоты на дно ныряет

Подготовленный актер.

Быстрый, смелый... (каскадер)

Тонкой палочкой взмахнет —

Хор на сцене запоет.

Не волшебник, не жонглер.

Кто же это? (дирижер)

 
Задание 1. Мы размялись немного, а теперь загадки более трудные. 3мин.
 

Не замерзнет папа мой,

Папе жарко и зимой.

Проберется к полюсам

На широких лыжах,

Чтоб к научным чудесам

Оказаться ближе. (Полярник)

Если где-то наводненье,

Извержение вулкана,

Взрыв, обвал, землетрясенье, -

Будет папа неустанно

Пострадавших выручать

И в беде им помогать. (Спасатель)

Прыгнул вниз —

На цветке повис,

Земли коснулся —

Цветок свернулся. (Парашютист)

Мы землю глубоко копаем,

И в глубине земли

Мы людям уголь добываем,

Чтоб дом топить могли. (Шахтеры)

Он в автобусе сидит

И внимательно следит,

Чтоб у всех билеты были,

Чтоб купить их не забыли. (Кондуктор)

Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несет в секрете,

На тропе, на берегу,

Преграждая путь врагу. (Пограничник)

Он весь город нам покажет,

Всё о нём к тому ж расскажет.

И от нас вопросов ждёт,

И на все ответ найдёт.(Экскурсовод)

Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?
(Космонавт)

Я на свете всех нужней,

У меня сто малышей. (Воспитатель)

Наведёт стеклянный глаз,

Щелкнет раз - запомнит вас. (Фотограф)

Задание 2. «Угадай профессию по картинке» (6 картинок с представителями профессий). (См. приложение 2). 1 мин.

Задание 3: «Узнай профессию по предмету» (6 карточек с представителями профессий и 6 наборов предметов). (См. приложение 3). 3 мин.
-Перед вами картинки с предметами. Определите, кто использует эти предметы в работе? Найдите изображение представителя этой профессии (художник, уборщица, швея, пожарный, строитель, ветеринар).
Критерии оценки:
- правильно и вовремя отгаданная загадка – 0,5 б. (5 б.);
- правильный ответ по карточке – 0,5 б (3 б.);
- правильно названная профессия по предмету – 0,5 б (3 б.).
Максимальное количество баллов – 11.
Оценки заносятся в маршрутный лист, комментируется участие детей в работе на станции.
III станция: «Все работы хороши! Выбирай на вкус!» 
Оборудование: 6 картинок (пазлы), песочные часы, 2 картинки «Найди ошибку».
-Ребята, кто из вас уже решил, кем хочет быть? 
Задание 1. Перед вами пазлы, нужно взять картинку и к ней добавить то, что нужно для работы по профессии. Ваша задача – соединить это в одну картину. Каждый из вас собирает свою картину (см. приложение 4). 2 мин.
Задание 2. Расскажите, кто изображен на вашей картинке, каким должен быть человек, выбравший эту профессию? 3 мин.
Задание 3. «Найди ошибку». Перед вами 2 картинки, найдите на них ошибки. (Врач не учит детей, учит учитель; инспектор дорожного движения регулирует движение, а не повар). (См. приложение 5). 1 мин.
Критерии оценки:
- правильно и вовремя собранная картинка – 1 б.(6 б.);
- рассказ - 0,5 (3 б.);
- правильно найденная ошибка - 0,5 б. (1 б.).
Максимальное количество баллов – 10 .
Оценки заносятся в маршрутный лист, комментируется участие детей в работе на станции.
IV станция: «Компьютерная» 
Оборудование: компьютерный класс (Для данной станции заранее подбирается задание в электронном виде, которое предлагается детям).
-Ребята, вы прибыли на станцию «Компьютерная». Мы с вами будем выполнять интересные задания на компьютерах. Каждый член команды будет выполнять два задания.
Задание 1. «Убери лишнее» (см. приложение 6). 4 мин.
Каждый член команды садится за компьютер. Запускается презентация «Убери лишнее». Игроку необходимо выбрать лишние предметы, которые не использует в своей работе представитель данной профессии. Ведущий засекает время. Выполненное задание оценивается по следующим правилам:
- время выполнения задания менее 2 минут и 20 секунд – 1 балл.
- время выполнения задания более чем за 2 минуты и 20 секунд – 0,5 баллов. 
Максимальное количество баллов команды за 1 задание – 6 баллов.
Задание 2. «Собери картинку» (см. приложение 7). 3 мин.
Каждый член команды садится за компьютер. Запускается программа «Пазлы».
Выполненное задание оценивается по следующим правилам:
1) Сбор пазла из 9 частей: 
- время выполнения задания менее 1 минуты – 1 балл.
- время выполнения задания 1 минута и более – 0,5 баллов. 
2) Сбор пазла из 12 частей: 
- время выполнения задания менее 1 минуты 30 секунд– 1 балл.
- время выполнения задания 1 минута 30 секунд и более – 0,5 баллов. 
Максимальное количество баллов за 2 задание – 6 баллов.
Максимальное количество баллов за станцию – 12 баллов.
Оценки заносятся в маршрутный лист, комментируется участие детей в работе на станции.
V станция: «Творческая мастерская» (На данной станции можно использовать краеведческий материал той местности, где проводится игра).
Оборудование: мультимедийная установка, строительные конструкторы, презентация «Архитектура нашего города». 
1 слайд. Показываются знаменитые здания города. 
- Ребята, вы находитесь на станции «Творческая мастерская». Перед вами изображения красивых и знаменитых зданий нашего города (4 здания). Кто может сказать, что это за здания?
2 слайд. Показываются представители профессий, участвующих в проектировании и строительстве зданий. 
- Человек какой профессии придумал эти здания? Кто их построил? (Архитектор, строитель…). (См. приложение 8).
Мы сейчас и поработаем в роли архитектора, займемся конструированием.
Задание на конструирование: разбейтесь на тройки, из предложенных вам геометрических фигур создайте по одному зданию (2 здания для команды). 
-Расскажите о созданных зданиях: кем вы поработали сейчас, для чего они служат, кто в них работает или живет?
Критерии оценки:
- правильно названное знаменитое здание города – 0,5 б. (2 б.);
- конструирование 1 здания и рассказ о созданных зданиях – от 1 до 4  (8 б.). 
Максимальное количество баллов – 10.
Оценки заносятся в маршрутный лист, комментируется участие детей в работе на станции.
VI станция: «Знатоки профессий»
Оборудование: магниты, песочные часы на 1 минуту, мел.
-Вы остановились на станции «Знатоки профессий».
Задание 1. «Кто больше?»
На доске написаны буквы: В, К, П.
Надо за 3 минуты (на одну букву - 1 минута) придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Начинаем с буквы «В» (помощник ведущего записывает профессии на доску).
Примерная таблица для ведущего
 

В

К

П

Водитель

Киноартист

Проводник

Воспитатель

Крановщик

Плотник

Врач

Кочегар

Пилот

Ветеринар

Киномеханик

Пожарный

Вахтер

Космонавт

Полицейский

Военный

Кабельщик

Полярник

Вышивальщица

Кровельщик

Пограничник

Вязальщица трикотажных изделий

Кинорежиссер

Печник

Вокалист

Кутюрье

Пиротехник

Виноградарь

Кондитер

Повар

Ведущий телепрограмм

Кондуктор

Пекарь

Визажист

Кассир

Портной

Вирусолог

Контролер

Парашютист

 
Давайте посмотрим, какие еще есть профессии на эти буквы? (Если останется время) 1 мин.
Задание 2.  «Найди мое место работы» 2 мин.
На доске прикреплены с помощью магнитов фотографии с изображением людей разных профессий (6 фотографий). На столе лежат фотографии, изображающие места работы людей (10 фотографий) (См. приложение 9).
Задание. Найдите каждому его место работы, соедините картинки с изображением людей разных профессий с их местом работы. Дети выстраиваются по цепочке, друг за другом. 1 человек соединяет одну профессию и одно место работы (профессии: водитель, сварщик, воспитатель, продавец, тракторист, космонавт).
Критерии оценки:
- одна вписанная профессия – 0,5 б.;
- одна названная работа – 0,5 б. (3 б.);
- одно найденное место работы –  0,5 б. (3 б.). 
Оценки заносятся в маршрутный лист, комментируется участие детей в работе на станции.
Завершение игры. Общий сбор.
Пока жюри подводит итоги, педагог-организатор проводит с детьми игры. 5 мин.
Награждение. 5 мин.
-Для подведения итогов сегодняшнего дня работы слово предоставляется жюри (итоги занесены в таблицу, которая показывается на экране).
-Поздравляем с окончанием нашей игры, желаем вам узнавать о профессиях как можно больше нового и интересного.
Жюри награждает победителей игры.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Используемые материалы
  1. Alterprogs.ru - технологии будущего: сайт. - 2010-2017. – URL: http://alterprogs.ru/programma-dlya-sozdaniya-pazlov.html (дата обращения 22.09.2017)
  2. Deti-Online. Загадки для детей. - 2012-2017. – URL: http://deti-online.com/zagadki/zagadki-o-professijah-i-trude/ (дата обращения 22.09.2017)
  3. Ваш Домовёнок: сайт. - 2011 – 2017. – URL: http://domovenok-as.ru/volshebnyi-korob/detskie-zagadki/zagadki-o-profesijah-dlja-detei-s-otvetami.html (дата обращения 22.09.2017)
  4. Воспитатель: сайт.  - 2009-2017. – URL: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/professii.html (дата обращения 22.09.2017)
  5. ВСЕЗАГАДКИ.РФ. - 2016. – URL: http://www.vsezagadki.ru/2010/01/zagadki-pro-professii/ (дата обращения 22.09.2017)
  6. Детский развивающий портал "ПочемуЧка": сайт  - 2008-2017. – URL: http://pochemu4ka.ru/index/detjam_o_professijakh/0-601 (дата обращения 22.09.2017)
  7. Загадки для детей. – 2010. – URL: http://zagadka.yaxy.ru/zagadki_pro_professii.html (дата обращения 22.09.2017)
  8. Картинки. URL: yandex.ru/images›профессии
  9. Лунтики. – 2014. – URL: http://luntiki.ru/blog/zagadki/779.html (дата обращения 22.09.2017)
  10. О детстве: сайт. - 2009-2017. – URL: http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/presentation/4055.html(дата обращения 22.09.2017) 
  11. Развитие ребенка. Все для раннего развития детей: сайт. – 2009-2017. - URL: http://www.razvitierebenka.com/2012/11/vse-professii-igra.html (дата обращения 22.09.2017)
  12. Чудопредки: сайт. - 2009-2017. – URL: http://www.chudopredki.ru/597-zagadki-o-professijakh-s-otvetami.html (дата обращения 22.09.2017)
Вы здесь: Home Сборники методических материалов Материалы 2010 Материалы Интерактивная азбука профессий