- Подробности
-
Просмотров: 1847
Артамонова Тамара Иосифовна,
Басманова Галина Петровна,
методисты ГБУ ДО ДЮЦ «Петергоф»
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Интерактивная азбука профессий»
Методическая разработка «Интерактивная азбука профессий» разработана для детей подготовительных групп детского сада с целью расширения знаний и представлений о профессиях и формирования интереса к профессиям средствами интерактивных технологий. Занятие проводится в виде игры по станциям и способствует активизации детской деятельности, развитию творческого потенциала, выявлению природных склонностей детей к определенным видам деятельности.
Дети активно взаимодействуют друг с другом и ребятами других детских садов, учатся быть самостоятельными, приобретают опыт участия в соревнованиях, узнают много новых профессий. Использование компьютерных технологий активизирует познавательную деятельность участников интерактивной игры и делает ее увлекательной.
Данная игра востребована среди дошкольных образовательных учреждений, количество команд-участников увеличивается с каждым годом.
Цель: расширение знаний и представлений детей о профессиях и формирование интереса к профессиям средствами интерактивных технологий.
Задачи:
-
активизация детской деятельности, развитие творческого потенциала;
-
расширение знаний о профессиях;
-
развитие интереса к миру профессий;
-
выявление природных склонностей детей к определенным видам деятельности с использованием компьютерных технологий;
-
воспитание уважения к труду, к людям разных профессий.
Условия осуществления мероприятия: мероприятие проходит в форме игры по станциям, в один день в игре могут принимать участие не более 5 групп. В случае большего количества команд-участников игра проводится несколько дней.
Оснащение: мультимедийное демонстрационное оборудование, презентация «Архитектура нашего города», компьютерный класс, таблички с названиями игровых станций, маршрутные листы, бумага формата А4, листы ватмана, раздаточный материал (карточки, фотографии), 2 детских конструктора, секундомер, песочные часы.
Время проведения игры: 1час 20 минут (вступительная часть – 2 минуты, домашнее задание – 20 минут, работа на станциях по 8 минут, подведение итогов – 5 минут, награждение – 5 минут).
Слово ведущего:
Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Здравствуйте!
-Мы рады приветствовать вас на конкурсе «Интерактивная азбука профессий». Мы собрались сегодня с вами, чтобы отправиться в замечательное путешествие в мир профессий. Я желаю вам узнать много нового и показать себя с самой хорошей стороны.
Разминка. Назовите профессии, которые вы знаете.
А теперь назовите:
1) профессии, требующие специальной формы (военные, полицейские, стюардессы, медицинские работники…),
2) профессии, которые помогают нам путешествовать (летчик, стюардесса, капитан, матрос, штурман, машинист, шофер автобуса, гид…).
Настал момент отправиться в путешествие по удивительному миру людей, которые создают все, что нас окружает: здания, столы, компьютеры, нашу одежду, еду и многое, многое другое.
Наш конкурс будет оценивать жюри. Разрешите его представить. (Представление жюри).
I станция: домашнее задание «Представление профессии». Каждая команда представляет заранее выбранную профессию в течение 3-4 минут.
Оценивается:
• соответствие представления теме: «Азбука профессий» -3 балла;
• творческий подход к представлению (название команды, элементы костюмов…) - 4 балла;
• слаженность работы всей команды – 3 балла;
Самая высокая оценка – 10 баллов.
-Дальнейший порядок нашего путешествия изложен в маршрутных листах. Прошу представителей команд получить маршрутные листы (см. приложение 1). Маршрутные листы готовятся заранее.
-Слово жюри.
-А сейчас команды продолжат свое путешествие по миру профессий согласно маршрутным листам. В добрый путь!
II станция: «Угадай-ка»
Оборудование: загадки, карточки, секундомер.
-На нашей станции «Угадай-ка» вы будете разгадывать загадки о профессиях и узнавать профессию человека, изображенного на карточке. Работаем всей командой.
Начнем с разминки, отвечаем сначала все вместе. (Загадки с ответом в рифму). 1 мин.
Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает... (столяр)
|
Кто плывет на корабле
К неизведанной земле?
Весельчак он и добряк.
Как зовут его? (моряк)
|
Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Это трудится работник —
Делает нам стулья... (плотник)
|
Стук летит из-под колес,
Мчится вдаль электровоз.
Поезд водит не таксист,
Не пилот, а... (машинист)
|
В фильмах трюки выполняет,
С высоты на дно ныряет
Подготовленный актер.
Быстрый, смелый... (каскадер)
|
Тонкой палочкой взмахнет —
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер.
Кто же это? (дирижер)
|
Задание 1. Мы размялись немного, а теперь загадки более трудные. 3мин.
Не замерзнет папа мой,
Папе жарко и зимой.
Проберется к полюсам
На широких лыжах,
Чтоб к научным чудесам
Оказаться ближе. (Полярник)
|
Если где-то наводненье,
Извержение вулкана,
Взрыв, обвал, землетрясенье, -
Будет папа неустанно
Пострадавших выручать
И в беде им помогать. (Спасатель)
|
Прыгнул вниз —
На цветке повис,
Земли коснулся —
Цветок свернулся. (Парашютист)
|
Мы землю глубоко копаем,
И в глубине земли
Мы людям уголь добываем,
Чтоб дом топить могли. (Шахтеры)
|
Он в автобусе сидит
И внимательно следит,
Чтоб у всех билеты были,
Чтоб купить их не забыли. (Кондуктор)
|
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу. (Пограничник)
|
Он весь город нам покажет,
Всё о нём к тому ж расскажет.
И от нас вопросов ждёт,
И на все ответ найдёт.(Экскурсовод)
|
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?(Космонавт)
|
Я на свете всех нужней,
У меня сто малышей. (Воспитатель)
|
Наведёт стеклянный глаз,
Щелкнет раз - запомнит вас. (Фотограф)
|
Задание 2. «Угадай профессию по картинке» (6 картинок с представителями профессий). (См. приложение 2). 1 мин.
Задание 3: «Узнай профессию по предмету» (6 карточек с представителями профессий и 6 наборов предметов). (См. приложение 3). 3 мин.
-Перед вами картинки с предметами. Определите, кто использует эти предметы в работе? Найдите изображение представителя этой профессии (художник, уборщица, швея, пожарный, строитель, ветеринар).
Критерии оценки:
- правильно и вовремя отгаданная загадка – 0,5 б. (5 б.);
- правильный ответ по карточке – 0,5 б (3 б.);
- правильно названная профессия по предмету – 0,5 б (3 б.).
Максимальное количество баллов – 11.
Оценки заносятся в маршрутный лист, комментируется участие детей в работе на станции.
III станция: «Все работы хороши! Выбирай на вкус!»
Оборудование: 6 картинок (пазлы), песочные часы, 2 картинки «Найди ошибку».
-Ребята, кто из вас уже решил, кем хочет быть?
Задание 1. Перед вами пазлы, нужно взять картинку и к ней добавить то, что нужно для работы по профессии. Ваша задача – соединить это в одну картину. Каждый из вас собирает свою картину (см. приложение 4). 2 мин.
Задание 2. Расскажите, кто изображен на вашей картинке, каким должен быть человек, выбравший эту профессию? 3 мин.
Задание 3. «Найди ошибку». Перед вами 2 картинки, найдите на них ошибки. (Врач не учит детей, учит учитель; инспектор дорожного движения регулирует движение, а не повар). (См. приложение 5). 1 мин.
Критерии оценки:
- правильно и вовремя собранная картинка – 1 б.(6 б.);
- рассказ - 0,5 (3 б.);
- правильно найденная ошибка - 0,5 б. (1 б.).
Максимальное количество баллов – 10 .
Оценки заносятся в маршрутный лист, комментируется участие детей в работе на станции.
IV станция: «Компьютерная»
Оборудование: компьютерный класс (Для данной станции заранее подбирается задание в электронном виде, которое предлагается детям).
-Ребята, вы прибыли на станцию «Компьютерная». Мы с вами будем выполнять интересные задания на компьютерах. Каждый член команды будет выполнять два задания.
Задание 1. «Убери лишнее» (см. приложение 6). 4 мин.
Каждый член команды садится за компьютер. Запускается презентация «Убери лишнее». Игроку необходимо выбрать лишние предметы, которые не использует в своей работе представитель данной профессии. Ведущий засекает время. Выполненное задание оценивается по следующим правилам:
- время выполнения задания менее 2 минут и 20 секунд – 1 балл.
- время выполнения задания более чем за 2 минуты и 20 секунд – 0,5 баллов.
Максимальное количество баллов команды за 1 задание – 6 баллов.
Задание 2. «Собери картинку» (см. приложение 7). 3 мин.
Каждый член команды садится за компьютер. Запускается программа «Пазлы».
Выполненное задание оценивается по следующим правилам:
1) Сбор пазла из 9 частей:
- время выполнения задания менее 1 минуты – 1 балл.
- время выполнения задания 1 минута и более – 0,5 баллов.
2) Сбор пазла из 12 частей:
- время выполнения задания менее 1 минуты 30 секунд– 1 балл.
- время выполнения задания 1 минута 30 секунд и более – 0,5 баллов.
Максимальное количество баллов за 2 задание – 6 баллов.
Максимальное количество баллов за станцию – 12 баллов.
Оценки заносятся в маршрутный лист, комментируется участие детей в работе на станции.
V станция: «Творческая мастерская» (На данной станции можно использовать краеведческий материал той местности, где проводится игра).
Оборудование: мультимедийная установка, строительные конструкторы, презентация «Архитектура нашего города».
1 слайд. Показываются знаменитые здания города.
- Ребята, вы находитесь на станции «Творческая мастерская». Перед вами изображения красивых и знаменитых зданий нашего города (4 здания). Кто может сказать, что это за здания?
2 слайд. Показываются представители профессий, участвующих в проектировании и строительстве зданий.
- Человек какой профессии придумал эти здания? Кто их построил? (Архитектор, строитель…). (См. приложение 8).
Мы сейчас и поработаем в роли архитектора, займемся конструированием.
Задание на конструирование: разбейтесь на тройки, из предложенных вам геометрических фигур создайте по одному зданию (2 здания для команды).
-Расскажите о созданных зданиях: кем вы поработали сейчас, для чего они служат, кто в них работает или живет?
Критерии оценки:
- правильно названное знаменитое здание города – 0,5 б. (2 б.);
- конструирование 1 здания и рассказ о созданных зданиях – от 1 до 4 (8 б.).
Максимальное количество баллов – 10.
Оценки заносятся в маршрутный лист, комментируется участие детей в работе на станции.
VI станция: «Знатоки профессий»
Оборудование: магниты, песочные часы на 1 минуту, мел.
-Вы остановились на станции «Знатоки профессий».
Задание 1. «Кто больше?»
На доске написаны буквы: В, К, П.
Надо за 3 минуты (на одну букву - 1 минута) придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Начинаем с буквы «В» (помощник ведущего записывает профессии на доску).
Примерная таблица для ведущего
В
|
К
|
П
|
Водитель
|
Киноартист
|
Проводник
|
Воспитатель
|
Крановщик
|
Плотник
|
Врач
|
Кочегар
|
Пилот
|
Ветеринар
|
Киномеханик
|
Пожарный
|
Вахтер
|
Космонавт
|
Полицейский
|
Военный
|
Кабельщик
|
Полярник
|
Вышивальщица
|
Кровельщик
|
Пограничник
|
Вязальщица трикотажных изделий
|
Кинорежиссер
|
Печник
|
Вокалист
|
Кутюрье
|
Пиротехник
|
Виноградарь
|
Кондитер
|
Повар
|
Ведущий телепрограмм
|
Кондуктор
|
Пекарь
|
Визажист
|
Кассир
|
Портной
|
Вирусолог
|
Контролер
|
Парашютист
|
Давайте посмотрим, какие еще есть профессии на эти буквы? (Если останется время) 1 мин.
Задание 2. «Найди мое место работы» 2 мин.
На доске прикреплены с помощью магнитов фотографии с изображением людей разных профессий (6 фотографий). На столе лежат фотографии, изображающие места работы людей (10 фотографий) (См. приложение 9).
Задание. Найдите каждому его место работы, соедините картинки с изображением людей разных профессий с их местом работы. Дети выстраиваются по цепочке, друг за другом. 1 человек соединяет одну профессию и одно место работы (профессии: водитель, сварщик, воспитатель, продавец, тракторист, космонавт).
Критерии оценки:
- одна вписанная профессия – 0,5 б.;
- одна названная работа – 0,5 б. (3 б.);
- одно найденное место работы – 0,5 б. (3 б.).
Оценки заносятся в маршрутный лист, комментируется участие детей в работе на станции.
Завершение игры. Общий сбор.
Пока жюри подводит итоги, педагог-организатор проводит с детьми игры. 5 мин.
Награждение. 5 мин.
-Для подведения итогов сегодняшнего дня работы слово предоставляется жюри (итоги занесены в таблицу, которая показывается на экране).
-Поздравляем с окончанием нашей игры, желаем вам узнавать о профессиях как можно больше нового и интересного.
Жюри награждает победителей игры.
Используемые материалы
-
Alterprogs.ru - технологии будущего: сайт. - 2010-2017. – URL: http://alterprogs.ru/programma-dlya-sozdaniya-pazlov.html (дата обращения 22.09.2017)
-
Deti-Online. Загадки для детей. - 2012-2017. – URL: http://deti-online.com/zagadki/zagadki-o-professijah-i-trude/ (дата обращения 22.09.2017)
-
Ваш Домовёнок: сайт. - 2011 – 2017. – URL: http://domovenok-as.ru/volshebnyi-korob/detskie-zagadki/zagadki-o-profesijah-dlja-detei-s-otvetami.html (дата обращения 22.09.2017)
-
Воспитатель: сайт. - 2009-2017. – URL: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/professii.html (дата обращения 22.09.2017)
-
ВСЕЗАГАДКИ.РФ. - 2016. – URL: http://www.vsezagadki.ru/2010/01/zagadki-pro-professii/ (дата обращения 22.09.2017)
-
Детский развивающий портал "ПочемуЧка": сайт - 2008-2017. – URL: http://pochemu4ka.ru/index/detjam_o_professijakh/0-601 (дата обращения 22.09.2017)
-
Загадки для детей. – 2010. – URL: http://zagadka.yaxy.ru/zagadki_pro_professii.html (дата обращения 22.09.2017)
-
Картинки. URL: yandex.ru/images›профессии
-
Лунтики. – 2014. – URL: http://luntiki.ru/blog/zagadki/779.html (дата обращения 22.09.2017)
-
О детстве: сайт. - 2009-2017. – URL: http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/presentation/4055.html(дата обращения 22.09.2017)
-
Развитие ребенка. Все для раннего развития детей: сайт. – 2009-2017. - URL: http://www.razvitierebenka.com/2012/11/vse-professii-igra.html (дата обращения 22.09.2017)
-
Чудопредки: сайт. - 2009-2017. – URL: http://www.chudopredki.ru/597-zagadki-o-professijakh-s-otvetami.html (дата обращения 22.09.2017)