О.Н. Семенова,

заместитель директора по УВР

Л.Л. Карташова, Т. Н. Котюкова, Т. К. Суслова, 

учителя начальных классов, ГБОУ школа № 430

Научный руководитель: Е.В. Барышников,

заведующий кафедрой социально-педагогического образования СПб АППО

ДЛИТЕЛЬНАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(технология создания условий для формирования позитивного социального опыта детей)

Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Возникает проблема — как найти свой эффективный путь развития среди многообразия воспитательных систем.

Значимость исследования заключается в следующем:

  • Разработана модель, которая с определенной корректировкой может быть использована в практике любой начальной школы.

Для создания единого воспитательного пространства классный руководитель должен обеспечить интеграцию деятельности педагогов, работающих с его классом.

В начальной школе детский коллектив имеет собственный класс-кабинет, т. е. собственную пространственную среду.

Находясь в школе, ученик включен в разные виды деятельности.

Длительные ролевые игры придумывают для детей взрослые.

Активно стимулировал появление длительных ролевых игр Всероссийский пионерский лагерь «Орленок».

В 90-е гг. происходит новый всплеск ролевой игры, когда И. И. Фришман руководил программой «Игра — дело серьезное».

Игра – единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов
/Лэндрет/

Длительная ролевая игра включает в себя разные формы мероприятий (по Е. Н. Барышникову):

  • беседа (диспут, лекция, встреча, рассказ, беседа-убеждение);
  • дело (коллективно-творческое дело, трудовое дело);
  • практическое занятие (практикум, тренинг, упражнение);
  • соревнование (конкурс, турнир, олимпиада, веселые старты…);
  • праздник (театрализация, фестиваль, ярмарка…);
  • сюжетно-ролевая игра (дидактические игры, спортивные игры…);
  • экскурсия (поездка, прогулка, поход…).

Классный руководитель, используя все многообразие форм воспитательной деятельности, предоставляет детям разнообразие игровых ролей, которые дают выход самоактуализации, возможности самоконтроля, самовнушения, самоорганизации, самооценки.

Обратим внимание на то, что взрослый может выступать в игре в разных ролях:

  • прямой руководитель и организатор;
  • ведущий игру;
  • один из руководителей;
  • косвенный руководитель через помощников;
  • включенная роль (консультант, эксперт);
  • оценочная роль (арбитр, судья, член жюри);

Главный статус любого взрослого в игре — партнер.

  • нейтральная роль (наблюдатель);
  • исследовательская роль (экспериментатор, диагност).

Творческой группой была создана модель длительной ролевой игры.

За основу были взяты следующие базовые ценности:

  • справедливость,
  • забота,
  • взаимопонимание.

Для реализации заявленных ценностей сформулированы правила:

  • Уважай ученика как личность.
  • Создавай условия для ситуации успеха.

В основу ролевой игры были положены принципы:

  • добровольности и общедоступности,
  • последовательности и преемственности,
  • инициативы и творчества,
  • природосообразности и культуросообразности,
  • взаимодополнения и взаимозависимости.

Длительная ролевая игра предполагала:

  • создание единой системы образовательно-воспитательного пространства, отвечающего интересам ребенка, семьи и общества в целом;
  • обеспечение индивидуального подхода в процессе развития каждого обучающегося;
  • интегрирование основного общего и дополнительного образования.

Цель игры, с точки зрения взрослого, — воспитание Юного Петербуржца.

Под этим подразумевается содействие воспитанию школьника, знающего историю и культуру Санкт-Петербурга, уважительно относящегося к старшему поколению, бережно относящегося к историческим и культурным памятникам, способного проявлять инициативу и активность, испытывающего гордость за то, что он является жителем города Санкт-Петербурга. Создавать условия для формирования в детях толерантности как устойчивой ценностной установки сознания и деятельности, включающей не просто терпимость, но понимание, солидарность, готовность к сотрудничеству ради общего блага.

 

Не менее важной является цель самого ребенка, связанная с удовлетворением его актуальных потребностей. «Детская» цель проекта: быть хозяевами в своём коллективе. Детская задача проекта сформулирована в девизе каждой команды класса.

Основная идея игры — воспитание с помощью норм и правил, примером, коллективом.

Игровое пространство создано следующим образом:

Длительная игра была названа Оранжевое дерево, (она меняет своё название ежегодно: «Космодром СИРЕНЕВЫЙ ГОРОД», Студиоград, Автодром ШКОЛЯРЫ, Город Дружбы).

Каждый класс стал командой («звездолетом», студией, автомобилем, домом…), отправляющимся в путешествие по интересным местам (к «неизвестным планетам», по улицам города…).

Были придуманы следующие игровые роли:

  • Путешественники — обучающиеся класса, родители
  • Командир путешествия выбирается каждую четверть. Он является связующим звеном между организатором внеклассной работы и классом. На еженедельных слетах они учатся общаться в разновозрастном коллективе, получают задания «маршрут путешествия», знакомят других капитанов с делами своего класса, обучаются играм, которые могут быть проиграны со своей командой на классном часе.
  • Корреспонденты — отвечают за оформление летописи своего класса.
  • Издатели и художники-иллюстраторы — выпускают газету.

В процессе игры член экипажа может попробовать себя не только в вышеперечисленных ролях, но и в роли организатора коллективного дела, участника, автора, наблюдателя. Он может стать исполнителем главной или второстепенной роли в сказочном представлении, а может стать костюмером, осветителем, помощником режиссера, суфлером, фотографом…

В 2007–2008 году в игру были введены «Веселые человечки».

  • Мудрейкин — интеллектуально-познавательное направление.
  • Домовенок — историческое направление.
  • Городовичок — краеведческое направление.
  • Мальчиш-Кибальчиш — гражданско-патриотическое направление.
  • Букваренок — шефское направление.
  • Принцесса Капелька — экологическое, здоровье — сберегающее, спортивное, трудовое направление.
  • Фея Сказок — релаксационное, развлекательное направление.

«Веселые человечки» путешествуют вместе с ребятами, благодарят за дела, организуют встречи и могут претендовать на роль символов игры.

Наглядное сопровождение игры составляют:

  •  Мультимедийная презентация, которая помогают ярче подчеркнуть игровое начало.
  • Экран путешествия — это образ апельсинового дерева, где у каждого класса созревает свой плод. На экране капитаны еженедельно меняют карточки с указанием тех событий, которые их ждут, к которым они готовятся.
  • Карта путешественника (система общешкольных событий) помогает проложить курс для своей команды.
  • В каждом классе есть своя летопись, в неё записываются все проведенные дела и события. Свои автографы могут оставить там гости, родители и веселые человечки.
  • В уголке путешественника находится список экипажа, девиз, спецзадания для путешественников, поздравления и благодарности от веселых человечков и грамоты членов экипажа, итоги тематических дел, акций смотров, выставки рисунков, газеты и т. д.

Модель игры, которая окончательно сформировалась в 2008 учебном году, выглядит следующим образом:

  • Ребята путешествуют вместе с веселыми человечками.
  • Символический персонаж Мудрейкин предлагает интеллектуалам провести конкурсы, викторины, олимпиады.
  • Домовенок приглашает оранжевого Гнома и его друзей познакомиться с народными обрядами и традициями, побывать на Осеннем празднике, поучаствовать в Святочных посиделках и Масленичных гуляниях.
  • Городовичок предлагает отправиться в прошлое, узнать, как строился Санкт-Петербург и Ломоносов, советует организовать экскурсии по городу, посетить музеи, выставки, театры.
  • Мальчиш-Кибальчиш приглашает Оранжевого Гнома и его друзей на встречи с ветеранами войны, предлагает принять участие в акциях «Память» и «Забота», провести устные журналы о войне и блокаде, отпраздновать День Победы.
  • Букваренок советует провести совместные мероприятия с первоклассниками и воспитанниками детских садов.

Малыши ждут ВАС!

Принцесса Капелька приглашает Оранжевого Гнома и его друзей на экологические мероприятия, спартакиады, рекомендует провести трудовые десанты и акции «За здоровый образ жизни!».

Фея Сказок поведет по Сказочному Млечному Пути («Осенний конферанс», «Новогодний серпантин», «Сказка для мамы»).

В процессе развития игры запланированы следующие этапы:

Подготовительный период

  1. Мультимедийная презентация с целью заинтересовать, вовлечь, повысить мотивацию, открыть перспективы участия в игре.
  2. Выдача экипажам Карты путешественника (план школьных событий на год).
  3. Обсуждение в классах и составление Маршрута путешествия (не только педагоги, но и школьники чувствуют себя творцами школьной жизни).
  4. Проведение родительских собраний с целью вовлечения родителей в игру.
  5. Сбор заявок организатором, корректировка Игры.

Основной этап

  1. Старт игры — путешествия.
  2. Путешествие вместе с веселыми человечками.

Заключительный этап

Подведение итогов путешествия — Ассамблея Победителей. Организация выставок (поделки, сочинения, фотомонтаж) и торжественное награждение команд.

  • Следует отметить, что никакого соревнования между классами не проводится. Каждый коллектив выделяет наиболее значимые для них события.

Была продумана следующая система поощрений:

  • Звезды Успеха (жетон за участие или организацию мероприятия).
  • Автографы героев игры и взрослых.
  • Благодарности от веселых человечков в «Уголке путешественника».
  • Грамоты героев игры.

Ожидаемый результат (портрет выпускника начальной школы):

  • имеет широкий познавательный интерес, любознателен, наблюдателен, умеет сосредоточиться, владеет мыслительными операциями;
  • стремится быть причастным к труду взрослых, коллектива сверстников;
  • проявляет готовность посочувствовать, поделиться с другими, оказать помощь;
  • способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками, умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме;
  • обладает чувством собственного достоинства;
  • следит за своей внешностью и вещами;
  • наделен чувством уважения к своему дому, близким людям, к малой и большой Родине;
  • умеет замечать и приумножать красивое в природе, искусстве, труде, поступках людей; стремится в своих поступках быть правдивым, вежливым, делать доброе не на показ.

Разработанный проект игры был реализован в школе № 430 города Ломоносова.

В игру были вовлечены учащиеся 12 классов начальной школы, что составило 322 человека. Если 1-ые классы выступали только в роли зрителей и участников праздничных событий, то 2-4 классы были включены в игру на разных уровнях, как

  • участники событий,
  • организаторы событий.

В игру были вовлечены 12 учителей начальных классов (классных руководителей), воспитатели групп продленного дня, руководители кружков декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства, художественный руководитель детского фольклорного ансамбля «Берегиня», заместитель директора по УВР начальной школы, родители.

Общую организацию и координацию деятельности осуществлял организатор по внеклассной работе. 

Пространство проведения игры менялось в зависимости от целей и формы проведения события. Задействованы были классные помещения, рекреации, актовый зал, игровая комната ГПД, библиотека, столовая, пришкольная территория, помещения подшефного детского сада, парковая территория музея-заповедника Ораниенбаум, лесопарковая зона и т. д.

Управление развитием воспитательной системы образовательного учреждения включает в себя:

  • ежегодный перспективный план воспитательной службы,
  • тематический план,
  • ежегодный мониторинг качества.

В процессе длительной ролевой игры были выделены следующие особенности:

  1. Учащиеся получили возможность удовлетворять свои интересы в процессе игрового действия.
  2. Учащиеся получили возможность для проявления активности в процессе игрового действия.
  3. Более полно стали использоваться воспитательные возможности социальной среды.
  4. Начал формироваться единый коллектив педагогов, родителей и учащихся.

Перспективы развития воспитательной системы :

Для дальнейшего развития воспитательной системы предполагается уделить особое внимание более тщательному планированию тематических недель, продолжить работу по созданию классных воспитательных проектов на год, пробовать новые формы организации ученического самоуправления в начальной школе.