Михайлова Н.П.,

учитель ГБОУ средней общеобразовательной школы № 417 Петродворцового района Санкт‑Петербурга

Методическая разработка «Из опыта работы ГБОУ СОШ № 417 по реализации системы наставничества»

Цель: повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов учащихся.

 
Положение о системе наставничества было разработано проектной группой ГБОУ СОШ№ 417, принято на заседании педагогического совета, согласовано с Попечительским советом, утверждено директором ГБОУСОШ №417.
Реализация программы наставничества в ГБОУ СОШ№417 осуществляется третий год. Работа проводится комплексно при непосредственном участии администрации школы, куратора по наставничеству, помощь оказывают опытные педагоги, при необходимости осуществляется психолого-педагогическое сопровождение.
После анализа объективной обстановки в образовательном учреждении (все учителя школы имеют большой опыт педагогической деятельности) в 2021/2022 г. в первый год работы над программой наставничества была выбрана форма «ученик- ученик.
В 2022/2023 году выбрана форма наставничества «учитель-учитель», т.к. педагогический коллектив пополнился молодым специалистом-учителем начальных классов.
В 2023/2024 году продолжается работа по форме «учитель-учитель», добавилась еще одна наставническая пара, с начала учебного года работает молодой специалист – педагог-организатор Мицкевич Евгения Андреевна.
Задачами системы (целевой модели) наставничества по форме «ученик-ученик»
являются:
- повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов учащихся;
- формирование ценностей и активной гражданской позиции;
- развитие лидерских качеств;
- создание условий для осознанного выбора профессии обучающимися и формирование потенциала для построения успешной карьеры;
- формирование открытого и эффективного сообщества, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками.
В ходе 1 этапа анкетирования и диагностики были сформированы 8 ученических пар «наставник-наставляемый» с учетом их образовательных запросов:
Предметное направление – химия: 1 пара: 8 класс 2 пара: 8 класс. 3 пара: 8 класс. 4
пара: 9 класс.
Предметное направление – математика: 1 пара: 9 класс. 2 пара: 9 класс.
Предметное направление – география: 1 пара: 9 класс.
Предметное направление – ИКТ и проектно-исследовательская деятельность: 1 пара: 10 класс.
Наставник - это активный учащийся, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных олимпиад и соревнований, лидер класса, принимающий активное участие в жизни школы.
Наставляемый - учащийся, демонстрирующий слабые образовательные результаты, не принимающий участие в жизни класса, школы, нуждающийся в психолого- педагогической поддержке.
Работа в парах «наставник - наставляемый» осуществлялась под руководством учителей-наставников. Математика-Ковалева Инна Борисовна, химия – Михайлова Нина Петровна, география- Ремнева Людмила Витальевна, работа над исследовательскими проектами – Садовский Петр Дмитриевич.
В начале работы было проведено анкетирование учащихся, выявлены проблемные участки и составлены планы работы на год. В конце учебного года были подведены итоги реализации программы наставничества по форме «ученик-ученик», которые показали положительную динамику. В анкетах учащиеся отметили, что им было интересно и познавательно, 80% наставляемых улучшили успеваемость, повысилась мотивация к обучению у всех участников программы. На торжественном мероприятии лучшие
 
учащиеся-наставники были награждены почетными грамотами, а все участники программы наставничества – благодарностями.
В последующие два года форма «ученик-ученик» продолжает функционировать неформально, ученики хорошо успевающие с большим желанием предлагают свою помощь отстающим учащимся класса, что способствует: повышению успеваемости в классе, формированию ценностей и активной гражданской позиции, воспитанию таких качеств, как ответственность, взаимоподдержка, улучшению психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в целом.
В 2022/2023 году форма выбрана «учитель-учитель», т.к. в 1 класс школы пришла молодой специалист, учитель начальных классов. Контингент 1 класса - 36 учащихся.
Начинающему учителю для адаптации в новом педагогическом коллективе необходима профессиональная помощь в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя в овладении педагогическим мастерством. Как раз неоценимую помощь и оказывает педагог-наставник, который способен осуществлять всестороннюю методическую поддержку.
Наставник и наставляемый разработали персонализированную программу наставничества, в которой были поставлены цели, задачи, сроки и этапы реализации , прописаны ожидаемые результаты, а также составлен индивидуальный план развития компетенций молодого специалиста под руководством наставника, включающий анализ имеющихся профессиональных трудностей и способы их преодоления, составляющие вхождения наставляемого в должность, направления профессионального развития педагогического работника, самоанализ и рефлексию профессиональной деятельности молодого специалиста.
«Наставляемый» проявила очень большую заинтересованность в работе, демонстрируя высокий уровень мотивации в профессии и конкретно в предметной области, проявляя активность, любознательность, настойчивость в реализации поставленных целей.
Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых учителей, способствующая повышению их профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении.
Опытом о совместной работы по программе наставничества поделились на районном мероприятии «Диалог наставника и молодого педагога», проводимом в январе 2023 года.
В 2023/2024 году продолжается работа по форме «учитель-учитель».
Сформированы две наставнические пары.
Участники программы активно включились в работу. Разработана дорожная карта, составлены планы работ наставнических пар на 2023/2024 год.
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Из опыта работы ГБОУ СОШ № 417 по реализации системы наставничества