Мединская М. М.,

директор ИМЦ Петродворцового района

РЕСУРСЫ ФОРМИРОВАНИЯ

УЧИТЕЛЯ НОВОЙ ШКОЛЫ: ИНФОРМИРУЕМ. СОЗДАЕМ. СОВЕРШЕНСТВУЕМ

Информация, в отличие от ресурсов, задумана, чтобы ею делились.
/Роберт Кийосаки/

«Наша новая школа» должна соответствовать целям опережающего инновационного развития и способствовать формированию человеческого потенциала. Для этого необходимы деятельностные подходы с ведущим фактором интерактивного взаимодействия [1].

Следуя стратегии «Петербургская школа 2020», реализуется Программа развития системы образования Петродворцового района на 2011-2015 годы [2].

Содержание и взаимодействие указанных направлений мы рассматриваем в интегративном поле управления качеством образования. Переход к Новой школе требует особого внимания к информационно-методическому сопровождению изменений (далее сопровождение). Каким образом можно обеспечить качество сопровождения?

Принципы сопровождения основаны на признании того, что ключевой фигурой современной школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Сопровождение — это деятельность, цель которой — формирование учителя Школы будущего; это средства достижения цели, обеспечивающие профессиональное становление ориентированного на инновационную деятельность педагога, его развитие и саморазвитие. Сопровождение — инструментальная, технологичная, оперативная помощь каждому педагогу в его созидательном строительстве «Петербургской школы 2020».

Обозначим ключевые направления сопровождения с указанием некоторых механизмов реализации сопровождения и положительных педагогических эффектов деятельности Информационно-методического центра. Ресурсы сопровождения: адреса документов, материалы и образцы опыта размещены на сайте Информационно-методического центра [3].

Повышение статуса учителя, стимулирование и мотивация его труда с целью реализации принципа «ответственности за учителя»: приоритетный национальный проект «Образование», профессиональные конкурсы, публичное представление профессионального опыта, работа с молодыми специалистами, формирование позитивного образа учителя средствами массовой информации.

Положительными эффектами деятельности по указанному направлению являются: выявление и поддержка лучших учителей, развитие их лидерских качеств; создание организационно-методических условий для развития института наставничества. С 2006 года победителями конкурса ПНП «Образование» и лауреатами премий Правительства Санкт-Петербурга стали 39 педагогов района; с 2005 года — 26 победителей профессиональных конкурсов, в т. ч. 2 победителя Всероссийского конкурса педагогических достижений.

Обеспечение нового формата и качества системы повышения квалификации педагогов: реализация технологически обновленных программ повышения квалификации; диссеминация эффективных образовательных практик учреждений и учителей, реализующих инновационные образовательные программы; оперативное обучение педагогов практической реализации нововведений (ЕГЭ, ГИА, ФГОС, ФГТ); организация повышения квалификации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в областях: здоровье-созидание, толерантность, инклюзивное образование, семейное воспитание, работы с одарёнными детьми; расширение образовательной среды через использование образовательного потенциала учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, федеральных стажировочных площадок, городских ресурсных цен¬тров, интернет-ресурсов; координация работы районных методических объединений.

Указанные механизмы сопровождения не только позволяют непрерывно обновлять содержательную информационно-методическую среду профессионального развития педагога, вовлекать победителей конкурсов ПНП «Образование», «Конкурса педагогических достижений» в практику массового повышения квалификации, но способствуют также распространению технологий достижения нового качества дошкольного и школьного образования.

Сопровождение новой процедуры аттестации педагогических и руководящих кадров как системы подтверждения уровня профессионализма учителя и как основы самоанализа профессиональной деятельности: отработка новых организационных моделей презентации профессионального опыта (портфолио, публичные творческие отчеты); предоставление возможности публикации (выпуск методических сборников, информирование о предлагаемых адресах публикаций).

Благодаря реализации этого направления сопровождения происходит формирование новых образовательных потребностей, инициирование и стимулирование профессионального развития; расширение информационно-методического поля для подготовки педагога к процедуре аттестации.

Формирование современной организационно-методической инфраструктуры для поддержки деятельности каждого учителя, обеспечения доступа к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам: методическое сопровождение учебного плана петербургской школы; организация самоанализа деятельности образовательных учреждений и педагогов по готовности к внедрению ФГОС; методическое сопровождение разработки основных образовательных программ образовательных учреждений в соответствии с ФГОС, ФГТ; методическое сопровождение профильной школы.

Расширение возможностей по выстраиванию профессиональных моделей поведения, актуализация навыков самоопределения в меняющихся социальных условиях — наиболее значимые для педагогов результаты сопровождения.

Формирование открытой методической среды как ресурса развития способов обмена информацией, как ресурса кооперации образовательных возможностей: взаимодействие с издательствами «Просвещение», «Дрофа», «Вентана-Граф», издательской группой «Основа»; организация работы РМО в клубах, студиях, лекториях, виртуальном музее культурного центра «Каскад»; выездные мероприятия в ГМЗ «Петергоф», районной библиотеке; обмен опытом между педагогическими сообществами России, странами СНГ, странами Западной Европы; организация участия в вебинарах.

Таким образом происходит насыщение информационно-методической среды профессионального и общекультурного общения, освоение новых форматов профессиональной коммуникации.

Выстраивание системы управления изменениями с целью продвижения от экспериментальных площадок к инновационным сетям и к массовой Новой школе: методическое оснащение команд по разработке и реализации программ инновационной деятельности, программ развития образовательных учреждений, учитывающих миссию учителя петербургской Школы; система мониторинга и диагностики результатов экспериментальной деятельности на всех уровнях организации образовательной практики; содействие развитию государственно-общественного управления ОУ; участие в международных проектах, в т. ч. по разработке модульной программы «От качества управления — к управлению качеством».

Расширение информационной базы для принятия управленче¬ских решений, развитие культуры управления преобразованиями, развитие у педагогов навыков проектной деятельности — целевые ориентиры, достижению которых способствует организация выше¬перечисленных мероприятий по сопровождению.

Формирование здоровьесозидающей среды на основе философии «здоровая школа — в здоровье каждого»: реализация районной про¬граммы «Здоровье» на 2011-2015 гг.; внедрение в практику работы педагога здоровьесберегающих технологий; организация участия педагогов в мероприятиях оздоровительной направленности.

Показателями результативности сопровождения по данному направлению являются: повышение культуры здоровья всех субъектов образовательного процесса, профилактика профессионального выгорания педагогов.

Предлагаемые ресурсы сопровождения расширяют возможности по проектированию профессионального пространства как макси¬мально открытой системы, — возможности оперативного обнов¬ления содержания и технологической оснащенности деятельности педагогов и представления профессионального опыта в открытом информационном пространстве.

Предлагаемые ресурсы сопровождения постоянно обновляются и совершенствуются, решают задачу содействия процессу преобразо¬вания информации в информационные среды конкретного образова¬тельного учреждения и учителя.

Только информация, образование и опыт делают профессионала богаче и богаче. Из знаний и опыта рождается человеческий капи¬тал.

Литература и нормативные документы

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 4 февраля 2010 г., Пр-271.
2. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020». — СПб., 2010.
3. Сайт ГБОУ Информационно-методического центра Петродворцового района Санкт-Петербурга/ http://nmc-peterhof.spb.edu.ru