Таяновская Е.В., методист по дошкольному образованию ГБОУ ИМЦ Петродворцового района

Хафизова Р.А.,  старший воспитатель ГБДОУ № 2

ВОЗМОЖНОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЕДИНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Одной из основных задач развития системы дошкольного образования РФ является создание условий, обеспечивающих доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение их социализации [1].

В настоящее время около 4,5% детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям [3].

Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками. Такие дети есть почти в каждом ДОУ. Анализ данных дошкольных учреждений Петродворцового района за 2010–2013 гг. показал, что с увеличением контингента воспитанников на 13% число детей с I группой здоровья на 2012–13 учебный год увеличилось на 20% по сравнению с 2010–11 г. Вместе с тем увеличилось и количество воспитанников с ограничениями показателей здоровья (III–V группы) на 8,3%, следует отметить, что это дети с заболеванием костно-мышечной системы, нервной системы, глаз, мочеполовой системы, органов пищеварения. Увеличилось количество детей с врожденными пороками развития, при обучении такого ребенка возникает ряд проблем:

со стороны родителей [5]:

− проблема получения и восприятия родителями первой негативной информации о состоянии психофизического здоровья ребенка;
− проблема выбора стратегии поведения в социуме семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ;
− проблема недостаточной информированности родителей в вопросах социальной и психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ;
− проблема недостаточной компетенции родителей в вопросах защиты прав и интересов ребенка с ОВЗ; со стороны ребенка с ОВЗ:
− получит ли он принятие и понимание, как со стороны взрослых, так и со стороны детей, найдет ли он друзей, комфортно ли ему будет, и т. д.; со стороны педагогов:
− как организовать взаимодействие специалистов, педагогов, медицинского персонала ДОУ;
− как организовать коррекционно-педагогическую работу с детьми так, чтобы добиться положительной динамики в здоровье детей с ОВЗ;
− как обучать, как взаимодействовать с ребенком с ОВЗ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

Этап дошкольного детства — время вхождения ребенка в первую общественную образовательную систему — систему дошкольного воспитания и развития. Она пока еще слабо приспособлена к нуждам детей инвалидов, общество не готово принять инвалида как равноправного члена социума, не готовы все: дети, педагоги, родители. Проблемой является и ограничение доступа детей-инвалидов к полноценным образовательным услугам. Как следствие, социальная изоляция детей и их семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития [2].

Еще в 30-е гг. XX столетия Лев Семенович Выготский одним их первых обосновал необходимость органично соединить специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления детьми социальных последствий генетических и биологических дефектов развития. Опираясь на учение Л.С. Выготского, можно сделать вывод, который важен в коррекционной работе: «Обучение, опираясь не только на уже созревшие функции, но и на те, которые только созревают и (это главное!) двигают развитие вперед». Исходя из концепции специального образования, коррекционно-педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе образования, так как именно она определяет всю направленность воспитательно-образовательного процесса в группах компенсирующей направленности, а в настоящее время и в комбинированных группах. Коррекция определяет степень компенсации нарушений в развитии и является основным, органическим стержнем всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Коррекция, как специальная система, имеет выход на среду, так как ребенок существует не изолированно, а в конкретных социальных условиях, которые также определяют и необходимость социальной защиты детей с различными отклонениями.

Поговорим о социализации детей с ОВЗ. Но сначала рассмотрим понятие социализации.

Социализация — процесс, а также результат усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений, который обеспечивает ему адаптацию в современном ему обществе, стоит отметить, что это еще и процесс, необходимый ребенку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Социально-личностное развитие ребенка проходит через два этапа:

− первичная социализация — семья, откуда ребенок черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах, она является основой для всего остального процесса социализации.
− вторичная социализация происходит вне дома, в дошкольном учреждении, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации ребенок приобщается уже не к малой группе (семье), а к большой (группе ДОУ).

Дошкольный возраст как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. В возрасте 6 лет у дошкольников прочно закрепляется такая позиция социального познания, как «Я и общество».

Социализация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ является наиболее приоритетной в плане становления, самореализации и самоутверждения ребенка в современном обществе.

Одним из примеров вторичной социализации является исследование, проведенное в одном из детских садов Петродворцового района, включающее в себя ряд наблюдений совместной деятельности детей общеразвивающей и коррекционной групп.

Целью данной формы мероприятий стало включение незрячих детей в коллектив зрячих детей.

Участниками являлись дети общеразвивающей группы и незрячие дети компенсирующей группы детского сада.

Наблюдение состояло из нескольких этапов:

1. Прогулка «Познавательно-исследовательская деятельность с включением подвижной игры» [4].

Задача: фиксация поведения детей в рамках ситуации одинаковых условий в совместной деятельности.

Для создания равных условий дети общеразвивающей группы были включены в деятельность с повязкой на глазах.

Через тактильное обследование деревьев и определения их различий ставилась задача — сформировать образы «береза», «елка». Через включение подвижной игры «Гуси-лебеди» ставилась задача — закрепить умение играть вместе.

При движении детей ориентиром был использован звенящий колокольчик.

2. Сюжетно-ролевая игра «Постройка дороги».

Задача: через заданную ситуацию развернуть игру совместно.

Игра была выстроена в два этапа:

а) ход развития сюжетно-ролевой игры полностью в руках детей.

В ходе игры подключался педагог. Он пытался изменить ход игры, давая четкую инструкцию «здоровым» детям (например: помоги … скрепить детали). Созданная ситуация показала, что «здоровый» ребенок выполняет инструкцию педагога и тут же переключается на свое игровое действие. Даже при вхождении в игру педагога совместная деятельность не имела развития.

Совместные музыкальные занятия.

Задача: развитие танцевальных способностей в процессе усвоения движений совместно со зрячим ребенком.

Занятие идет по плану музыкального руководителя (слушание, пение, игра на музыкальных инструментах, отработка музыкально-ритмических движений) и не имеет отличий в работе со зрячими и незрячими детьми. Проведенные совместные музыкальные занятия показали: данная форма работы объединяет здоровых и незрячих детей в единый процесс развития, так как данный вид деятельности опирается на слуховое восприятие, которое является ведущим у незрячих детей.

Вывод

Созданные нами ситуации совместной деятельности здоровых и незрячих детей показали:

− педагоги общеразвивающих групп оказались не готовы включить ребенка с ОВЗ в процесс совместной деятельности с детьми общеразвивающих групп. Однако наблюдается принятие педагогом ребенка с ОВЗ как отдельной личности, проводится индивидуальная работа;
− со стороны здоровых детей есть принятие ребенка с ОВЗ в позиции рядом, но нет понимания и желания действовать сообща;
− согласно опросу родителей общеразвивающих групп, некоторые из них не готовы к общению своего ребенка с незрячим ребенком.

Можно предположить, что включение незрячих детей в совместную деятельность с детьми общеразвивающих групп необходимо начинать с музыкальных занятий. Эта форма работы дает возможность детям легко социализироваться и принимать друг друга на равных.

Можно отметить, что образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает и создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГТ, лечения и оздоровления, воспитания для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Организация такой работы в ДОУ требует от специалистов, педагогов ДОУ, специальных знаний как в областях специальной педагогики, психологии, так и в исследованиях физиологических особенностей детей с ОВЗ. Ранняя коррекция, педагогическая в особенности, поможет избежать в дальнейшем многочисленных неудач в жизни ребенка, особенно в школьном обучении.

Доказано, что включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду ДОУ, учитывающую и особенности развития «здоровых» детей, и конкретные особенности детей с ОВЗ (возможность задействования в полной мере сохранных анализаторов), дает очевидные эффекты для развития, обучения и, что важнее всего, для социализации всех детей.

В заключение хочется отметить:

− ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
− каждый человек способен чувствовать и думать;
− каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
− все люди нуждаются друг в друге;
− подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
− все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
− для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
− разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
2. Распоряжение Комитета по образованию № 1263–р от 05.05.2012 «Об утверждении концепции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга».
3. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. М.: Мозаика-синтез, 2011.
4. Гусева Т.Н. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. М.: Центр «Школьная книга», 2010.
5. Воронич Е.А. Родительская мобильность как условие принятия инклюзивной практики дошкольного образовательного учреждения. XVII международная научно-практическая конференция «Служба практической психологии в системе образования»: Сборник материалов / под общ. ред. С.М. Шингарева. СПб.: СПб АППО, 2013.