Цуркан А.Г., 

методист ГБОУ ИМЦ Петродворцового района, учитель ГБОУ СОШ № 529

Безрученко Л.И.,  

методист ГБОУ ИМЦ Петродворцового района

ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА: В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На современном этапе структурно-содержательной реформы системы образования важнейшей задачей является включение всех преподавателей в процесс активного и сознательного применения ФГОС второго поколения, новых технических средств обучения и умелое сочетание их с традиционными и инновационными методами обучения.

Деятельность преподавателя является очень сложным, комплексным и активным процессом, в котором можно выделить пять функциональных компонентов преподавателей (по Н.В. Кузьминой) [1; 2]:

Гностический (исследовательский) — анализ педагогической ситуации, поиск и освоение новых знаний, необходимых для продуктивного решения педагогической задачи, анализ процесса решения задач, результатов решения, сопоставления результата искомого с реальным.

Проектировочный — включает действия целеполагания, действия, связанные с предвидением возможных последствий от решения системы педагогических запланированных задач в течение обозримого времени, например всего периода обучения своему предмету, или работа с учебной группой.

Конструктивный — включает действия, связанные с композиционным построением предстоящего занятия любого вида, проигрыванием вариантов его построения в условиях системы тех или иных ограничений.

Коммуникативный — включает действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений (с обучаемыми, коллегами по работе, администрацией) в процессе непосредственного взаимодействия с ними в ходе решения педагогических задач.

Организаторский — включает действия, связанные с организацией учебной информации в процессе ее предъявления, деятельности обучаемых; связанной с ее усвоением, собственной деятельности и поведения в ходе решения педагогической задачи.

Очень важно учитывать адаптацию преподавательского состава к деятельности в новых условиях, когда изменяются требования к самой педагогической системе: переход от массово репродуктивной системы обучения к индивидуально-творческой модели обучения учащихся. Кардинально меняются и условия деятельности учителя в связи с оснащением школ современными средствами обучения (компьютеры, интерактивное оборудование, программное обеспечение). Изменяется и соотношение традиционных и инновационных подходов в обучении.

Практическая реализация новых установок оказывает сильное влияние на функционирование сложившейся годами педагогической системы, структуру и содержание педагогической деятельности. Современный педагог должен обладать так называемой профессиональной мобильностью, то есть способностью в относительно короткие сроки осваивать новые учебные программы, учитывать изменения в формах, методах обучения. Необходимо постоянно изучать, осмысливать, обобщать происходящие изменения, вносить соответствующие коррективы в образовательный процесс.

Каковы основные задачи учителя в контексте реформирования системы образования?

В период структурно-содержательной реформы системы образования необходимо создать оптимальные условия функционирования школы. Такие условия должны: эффективно учитывать индивидуальность обучаемого и удовлетворять потребности личности в образовании, исходя из индивидуального уровня развития способностей; обеспечивать развитие и укрепление сущностных сил обучаемого: сознания, интеллекта, нравственности, чувств и воли, и их продуктивную реализацию в социально ценной жизнедеятельности; способствовать формированию культуры мышления, практической деятельности обучаемого.

Особенно актуальной на настоящий момент является проблема повышения результативности педагогического труда, получения наибольшей отдачи, пользы от каждого учебного занятия. Новая концептуальная модель обучения призвана обеспечить на эффективном уровне активное усвоение учебных программ. Одной из важных предпосылок повышения действенности педагогического труда является надежное методическое обеспечение каждого учебного занятия, повышение методической грамотности учителя.

Необходимо более решительное внедрение в образовательный процесс таких перспективных форм и методов, как: методология интенсивных технологий, проблемно-развивающее обучение; принципы модульного обучения и др.

Применение вышеперечисленных технологий обучения позволит реализовать следующие цели:

− формирование у обучающегося потребности общения с другими людьми и чувства общности с ними;

− использование делового и личностного взаимодействия обучаемых;

− побуждение обучаемого к принятию ответственности на себя, более активное включение его в межличностные отношения;

− эмоциональное раскрепощение человека;

− самоактуализация обучаемого как личности, самораскрытие его;

− выработка и закрепление эффективных форм адаптивного межличностного поведения у обучаемого.

Что значит готовиться к занятию по новым образовательным стандартам?

Во-первых, овладеть умением отбирать материал, выделить необходимый минимум — самое существенное из того, что учитель знает по теме в плане развития личностных психолого-педагогических качеств, регулятивных умений, коммуникативных умений, познавательных умений учащихся.

Во-вторых, научиться находить наиболее доступную и наглядную форму изложения, которая, в то же время, полностью соответствует со временному состоянию науки.

В-третьих, приобрести способность строить занятие логически по следовательно, связно, находить простые приемы, доказательства и пояснения.

В-четвертых, овладеть техникой разработки методик и дидактических материалов.

Что значит овладеть инновационной методикой проведения занятия?

Во-первых, научиться правильно организовывать работу учащихся, ставить перед ними посильные задачи, помогать им в их решении.

Во-вторых, обрести взаимную связь с аудиторией, научиться импровизации, умению перестраивать ход занятия в соответствии с уровнем подготовленности и потребностями слушателей.

В-третьих, приобрести навык рационального использования учебного времени, избавиться от торопливости, от ненужных пауз, лишних слов, мешающих восприятию.

В-четвертых, научиться правильно использовать современные технические средства, в том числе интерактивную доску, документ-камеру и т. д., а также практически овладеть облачными технологиями.

Совершенствование методического мастерства педагога в процессе его работы включает освоение различных форм построения занятий, обеспечивающих сознательное овладение учащимися знаниями, разви тие их надпредметных умений и навыков, а также умения применения полученных знаний на практике.

Совершенствованию профессионального мастерства педагога способствует постоянная работа по методическому обеспечению занятий, освоение активных методик, информационных технологий, самообразование и самосовершенствование по вопросам повышения методической культуры.

В методике преподавания не может быть однозначных решений.

Она формируется всегда индивидуально, но с учетом общих требований. Не нуждается в доказательстве и тот факт, что всякое копирование, даже самых образцовых методик, может привести к потере профессионального лица конкретного педагога. Поэтому каждая методика должна носить рекомендательный характер с целью оказания помощи преподавателю. Последующая его работа будет заключаться не только в использовании избранной методики, но и в поиске способов ее совершенствования на базе накопленного им педагогического опыта.

С того дня, когда учитель постигнет технику и наиболее верные методы, он сможет работать уверенно, зная, что все получится. Но пусть на каждом занятии обязательно будет элемент риска, исследования, эксперимента.

Литература

1. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
2. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.,1980.
3. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://standart.edu.ru.