Н.С. Илатовская,  

методист ГОУ НМЦ Петродворцового района

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА

Концепция модернизации российского образования среди общих тенденций мирового развития, обусловливающих необходимость существенных изменений в системе образования, отмечает переход к постиндустриальному, информационному обществу. Быстрота происходящих в информационном обществе изменений связана с высоким уровнем инновационных процессов в различных социально-экономических сферах, в том числе и в образовании.

Инновация как категория вошла в педагогическую науку относительно недавно. Изначально развиваясь, как междисциплинарная сфера исследований, к концу 70-х гг. XX века инноватика интегрировала с теорией управления, социологией, экономикой, философией, психологией и педагогикой.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Педагогические инновации — это актуально значимые, практико-ориентированные новообразования, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, и позитивно влияющие на развитие образования.

Главное отличие инновационного образовательного учреждения от традиционного состоит в создании условий для развития всего потенциала личности, чтобы быть готовой к любому, даже непредвиденному будущему, и способной адаптироваться к новым ситуациям.

Инновационная деятельность педагога в современном обществе понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения иной педагогической практики.

Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, — основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются: интуиция творческого руководителя, педагога; опыт, рождённый в данной школе; педагогический опыт, рождённый в других школах; нормативные документы; мнение потребителя образовательных услуг; потребности педагогического коллектива работать по–новому и др.. Инновации выступают в педагогической деятельности как способ решения проблем, возникающих в нестандартных (нетрадиционных) ситуациях практики функционирования и развития образовательных процессов.

Существует классификация педагогических инноваций, в основе которой заложены: масштаб использования, источник возникновения, характер вносимых изменений, виды деятельности. Педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т. д.

По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.

По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т. д.

По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т. п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т. п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т. п.

По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т. п.

По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные [1, с. 17].

В предложенной типологии одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением.

Инновации, как непрерывный, динамический и творческий процесс, растянутый во времени, преследующий цели преобразования педагогической действительности имеет определенные стадии:

1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).
2. Этап изобретения, т. е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец.
3. Этап нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшество, его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества. После этого начинается самостоятельное существование новшества, инновационный процесс переходит в следующую стадию, которая наступает лишь при условии восприимчивости к новшеству. В фазе использования новшества выделяются следующие три этапа.
4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространении) новшества в но вые сферы.
5. Этап господства новшества в конкретной области, когда соб ственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.
6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом [2, с. 11].

В практической работе наиболее сложными являются вопросы о критериях, показателях инновационной деятельности и стимулировании инновационного потенциала педагога.

Критерии — средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка. Разработка критериев оценки инновационных процессов направлена на создание механизмов управления этими процессами на основе новых подходов к образованию как развивающей и развивающейся среде. Критерии оценки рассматриваются как условие эффективности управления развитием образовательного учреждения. Такими критериями могут стать:

• актуальность (соответствие инновации социокультурной ситуации развития общества);
• новизна (степень оригинальности инновационных подходов, комбинирование известного, представляющего в совокупности новизну);
• оптимальность (достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах);
• образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие системы образования в целом);
• общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом);
• полезность (практическая значимость);
• реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов);
• возможность творческого применения инновации в массовом опыте;
• результативность (устойчивость положительных результатов в деятельности учителя).

Сложность применения оценочных суждений (критериев) к инновациям состоит в том, что инновационные процессы программируются на будущее, а оцениваются в настоящем, т. е. оценке подвергается то, что не представлено, чего ещё нет.

Степень актуализации нововведения в образовательном процессе зависит не только от его значимости, но и от состояния «готовности» образовательной среды воспринять, разработать и адаптировать это нововведение. В значительной мере степень готовности определяется умением учителей осуществлять инновационную деятельность, основанную на осознании ценности инновационных процессов в образовании, закрепленную в знаниях и умениях, и направленную на создание и реализацию новшеств в воспитательно-образовательном процессе. Инновационная деятельность учителя позволяет ему не только генерировать новые знания, но и осуществлять их конверсию в образовательную среду. Создание новшеств неразрывно связано с интеллектуальным совершенствованием личности учителя, его способностей осуществлять поиск необходимой информации, ее креативную переработку, на этой основе структурировать новые знания и реализовывать их в своей педагогической практике. Инновационная деятельность при этом становится важнейшим фактором развития информационной культуры учителя, позволяющей добывать, приобретать и создавать новые знания, а, следовательно, продолжать собственное саморазвитие в условиях «информационного взрыва», ускоряющего инновационные процессы.

В Петродворцовом районе Санкт-Петербурга работа по активизации инновационного поведения педагогов проводится через организацию деятельности:

— региональной (городской) лаборатории (ГОУ школы-интерната № 49);
— ресурсных центров городского уровня (ГОУ гимназии № 426 и ГОУ № 430);
— районных экспериментальных площадок (ГОУ № 412, ГОУ № 567, ГОУ № 436, ГОУ МУК «Перспектива»);
— инновационной деятельности в рамках договоров (ГОУ лицея № 419, ГОУ № 529, ГОУ № 567).

Образовательные учреждения района используют в своей деятельности инновационные технологии и методики преподавания различных учебных дисциплин, позволяющие значительно повысить эффективность обучения, инициативность и успешность всех участников образовательного процесса.

Для активного включения педагогов в инновационную деятельность в районе проводится конкурс инновационных продуктов. Цель конкурса: повышение мотивации и стимулирование педагогических работников, способных эффективно развивать научно-практическое знание и создавать новые или усовершенствованные технологии, способствующие развитию системы образования Санкт-Петербурга. Ежегодно педагоги района информируют широкую общественность о своих достижениях в области инновационной педагогической деятельности, распространяют передовой педагогический опыт на выставке-ярмарке в СПб АППО.

В 2009 году образовательные учреждения района представили на конкурс следующие инновации:

— программа повышения квалификации педагогов «Педагогический потенциал культурно-исторического наследия Петергофа» (НМЦ Петродворцового района);
— программа «Сопровождение образовательного процесса» (ГОУ школа-интернат № 49);
— сборник методических материалов «Образование души»;
— проект «Профессиональная ориентация» (ГОУ МУК «Перспектива»);
— программа профильного обучения «Ландшафтная архитектура. Садово-парковый дизайн» (ГОУ МУК «СПЕКТР»).

В 2010 году на районном этапе конкурса были представлены инновационные продукты:

— учебно-методический комплект для образовательного модуля «Безопасное и экономное энергопотребление» в курсе ОБЖ 5-9 классы (ГОУ № 417);
— программа дополнительного образования для учащихся начальной школы «Пальчиковые игры и оригами» (для учащихся начальной школы) (ГОУ гимназия № 426);
— длительная ролевая игра как средство развития воспитательной системы начальной школы (ГОУ № 430);
— «Наш сад»: полифункциональная модель школьного ботанического сада (ГОУ № 567);
— система организации профильного обучения (ГОУ МУК «СПЕКТР»);
— образовательная программа дополнительного образования детей «Квиллинг» (ЦДДТ «Город мастеров»).

Включенность педагогов района в инновационную деятельность свидетельствует о повышении их мотивации, готовности к творческой деятельности по введению новшества в школе, в стремлении к передаче своего педагогического опыта, способности и готовности выбирать адекватные средства и методы саморазвития, организации продуктивной деятельности в условиях сотрудничества.

Жизнь требует от современного учителя и руководителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение — это максимальное развитие своей индивидуальности.

Педагогическая инноватика находится сегодня в стадии становления. Возрастающая потребность в её разработке очевидна как для науки, так и для образовательной практики. Наша цель — внести посильный вклад в построение научного фундамента современного обновляющегося образования и пригласить к его всестороннему обсуждению учёных, учителей-новаторов, всех тех, чей взгляд устремлён в будущее.

Литература

1. Лазарев В. С., Мартиросян Б. П. Метод оценки инновационной деятельности школ и рекомендации по его применению. Пособие для руководителей школ. М., 2003.
2. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.