- Подробности
- Просмотров: 1547
Танина Н. П.,
зав.отделом НМЦ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОТ КОНЦЕПЦИИ — К ВВЕДЕНИЮ В ПРАКТИКУ
Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», где ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся».
Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Многолетняя практика убедительно показывает, что, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, обучение должно строиться с учетом возможностей для реализации юношами и девушками своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Возраст ранней юности (15-17 лет) — именно тот период в жизни, когда ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, благодаря которой у юношей и девушек развиваются профессиональные интересы, формируются элементы исследовательских умений, способность строить свои жизненные планы. Центральным компонентом социальной ситуации, в которой находятся старшеклассники, является профессиональное самоопределение.
Предлагаемая концепция профильного обучения предусматривает многообразие форм его реализации. Можно выделить следующие варианты организации профильного обучения: внутришкольная профилизация и сетевая организация.
При введении профильного обучения на старшей ступени общего образования для девятиклассников ключевым моментом становится выбор профиля дальнейшего обучения. Именно в школе старшеклассники должны сделать свой первый в жизни выбор сферы деятельности как профильной, так и профессиональной. Помочь им, оказать педагогическую поддержку, призван учитель. Личность учителя, его профессиональное развитие приобретают особое значение. Современной школе необходим инициативный, творческий педагог, способный к самостоятельному ценностно-смысловому самоопределению в преобразующейся реальности, готовый вести экспериментальную работу, умеющий использовать новейшие достижения науки и практики.
В целях обеспечения организационно-методического сопровождения введения профильного обучения в образовательных учреждениях Петродворцового района Санкт-Петербурга Отдел образования администрации района и Научно-методический центр проводят целенаправленную плановую работу по подготовке работников образования района к реализации профильного обучения.
Процесс освоения вопросов по данной проблеме организован в районе по нескольким направлениям:
- во-первых, создание и постоянное расширение информационного поля;
- во-вторых, методологическое и научно-методическое обеспечение;
- в-третьих, совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Важным вопросом процесса введения профильного обучения является мобильность передачи информации, поэтому НМЦ уделяет много внимания анализу и презентации существующего методического сопровождения по данному направлению.
В рамках этой работы проводится ознакомление администраторов образовательных учреждений и районных методистов с актуальными нормативными, информационными материалами и методическими разработками, которые освещают вопросы профильного обучения:
- печатными (из журналов «Вестник образования», «Профильная школа», «Директор школы», «Стандарты и мониторинг», «Школьные технологии», «Методист» и т.п.);
- электронными (размещенными на сайтах: Министерства образования и науки РФ, «Центр модернизации общего образования», «Профильное обучение в старшей школе»);
- материалами всероссийских, городских конференций, семинаров.
Дальнейшие перспективы информационного сопровождения организации профильного обучения состоят в формировании банка научно-методических материалов по профильному обучению; в создании реестра апробированных в образовательных учреждениях района профильных и элективных курсов; в обобщении информации о передовом опыте профильного обучения.
Повышение компетентности администраторов и педагогов школ, районных методистов по вопросам модернизации образования проходит в рамках курсовой и межкурсовой подготовки в Научно-методическом центре, Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, городских семинаров и конференций, системы районных мероприятий, включавшей в себя:
2002 год: семинары для директоров и заместителей директоров по УВР (на базе ГОУ №567) «Образовательные программы как средство управления образовательным процессом», «Методологические аспекты конструирования учебного плана»;
2003 год: семинар для заместителей директоров по УВР (на базе ГОУ № 419) «Диагностика эффективности образовательного процесса — основа управления качеством образования»; семинар для заместителей директоров по УВР, по ВР (на базе ГОУ № 415) «Роль администрации школы в создании условий для реализации образовательных программ»; семинар для заместителей директоров по УВР (на базе ГОУ № 419) «Современные подходы к реализации технологического образования»; семинар для заместителей директоров по УВР (на базе ГОУ № 421) «Формы учета достижений учащихся»;
2004 год: семинар для заместителей директоров по УВР (на базе ГОУ № 419) «Обобщение опыта работы по применению новых информационных технологий в административно-управленческой деятельности»; семинар для заместителей директоров по УВР (на базе ГОУ № 529) «Преемственность образовательных программ»; семинар для директоров и заместителей директоров по УВР (на базе ГОУ № 567) «Профильная школа: пути и проблемы становления»;
2005 год: семинар для заместителей директоров по УВР (на базе ГОУ № 419) «Качество подготовки выпускников средней школы с учётом результатов эксперимента по новой системе аттестации ОУ и ЕГЭ 2004 года»; семинар для заместителей директоров по УВР (на базе ГОУ № 426) «Профильная школа: гуманитарное образование».
В рамках федерального эксперимента в ГОУ № 421 Петродворцового района отрабатывались несколько моделей профильного обучения: «Многопрофильная школа», «Профильный класс с внутренней специализацией», «Профиль через сетевое взаимодействие», «Универсальный профиль».
Своим опытом школа поделилась с заместителями директоров школ по учебно-воспитательной работе в рамках семинара (апрель 2005 г.).
В системе работы по переходу на профильное обучение в ОУ района ведущее место должно занять развитие социального партнерства.
Социальное партнерство в образовании — это система отношений школы и различных социальных субъектов региона, которая ориентирована на достижение общих интересов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, исходя из социальных запросов населения данной территории и общих требований к образованию в стране на современном этапе. Для того, чтобы партнерство было успешным, необходимы: взаимная заинтересованность всех партнеров; соответствующие юридические документы; определение роли каждого, адекватная система взаимодействия и управления; точное определение статуса и функций всех заинтересованных сторон: учащихся, родителей, преподавателей, предприятий и образовательных учреждений профессионального уровня; желание работать в команде для достижения общих результатов.
Можно выделить следующие уровни партнерства в данном направлении:
- локальный уровень партнерства: учащиеся, родители, преподаватели;
- муниципальный уровень партнерства: Отдел образования администрации района, Научно-методический центр, Межшкольные учебные комбинаты, опорные школы по профильному обучению, среднеспециальные и высшие профессиональные учебные заведения района, предприятия, учреждения дополнительного образования, Центр занятости населения;
- региональный уровень партнерства: Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, городская служба занятости, профессиональные учебные заведения города и области;
- федеральный уровень партнерства: Министерство образования и науки РФ, профессиональные учебные заведения других регионов.
В ходе введения профильного обучения в Санкт-Петербурге школы района будут использовать различные механизмы его организации, исходя из особенностей конкретного образовательного учреждения, запросов родителей и учащихся, имеющегося кадрового состава, материальной базы. Однако, независимо от выбранного пути реализации, можно представить общий алгоритм перехода школы к профильному обучению:
- анализ материальной базы ОУ с точки зрения определения возможностей для реализации различных профилей;
- анализ потенциальных возможностей взаимодействия: школа — школа, школа — ВУЗ, школа — МУК, школа — учреждения дополнительного образования и т. д. ;
- анализ кадровых возможностей, степени готовности педагогического коллектива к преобразованиям;
- выявление запросов учащихся и их родителей;
- определение возможных профилей обучения (на основе возможностей школы и запросов учащихся и их родителей);
- определение профильных курсов и их взаимосвязи в рамках каждого профиля;
- определение принципов конструирования элективных курсов и их взаимосвязей с профильными курсами в рамках каждого профиля;
- создание модели психолого-педагогического сопровождения профильного обучения;
- определение механизма организации профильного обучения;
- реализация на практике введения профильного обучения;
- оценка эффективности профильного обучения и недостатков его организации в ОУ, планирование путей коррекции.
С 1 сентября 2005 года в образовательных учреждениях района обязательной становится предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов, которая представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, направленной на их самоопределение в отношении профиля обучения в старшей школе.
Информационная работа в условиях предпрофильной подготовки включает следующие мероприятия:
- ученические и родительские собрания с целью ознакомления с задачами предпрофильного обучения,
- оформление стенда «Организация предпрофильной работы»,
- разработка Положения о предпрофильной подготовке в школе,
- разработка индивидуальной карты развития учащихся;
- проведение анкетирования учащихся с целью определения наиболее выбираемых учащимися профилей обучения и курсов по выбору;
- диагностика склонностей, интересов и возможностей учащихся в выборе направлений деятельности.
В целях создания условий для введения профильного обучения образовательным учреждениям, не определившимся с выбором профиля, можно рекомендовать в 2005-2006 учебном году реализовать проект «Подготовка к построению и реализации учащимися школы индивидуальных образовательных траекторий».
Основные задачи проекта:
- выявление интересов и склонностей учащихся;
- создание эффективной системы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса;
разработка модели предпрофильной подготовки в школе;
- методическое и организационное обеспечение предпрофильной подготовки,
- повышение уровня мотивации учащихся для получения качественного образования.
В реализации проекта участвуют учащиеся, родители, педагоги школы.
Основные этапы работы.
1. Пропедевтический этап.
Задача этапа: обеспечение мотивационной и теоретической готов¬ности участников проекта к предпрофильной подготовке и переходу на профильное обучение.
Основные мероприятия этапа:
- определение состава рабочей группы по реализации проекта;
- информирование рабочей группы, педагогов, родителей, учащихся о целях и задачах проекта;
- выявление образовательных запросов учащихся;
- презентация «образовательной карты» Петродворцового района.
2. Организационный этап.
Задача этапа: разработка нормативной базы и методического обеспечения для введения в школе предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Основные мероприятия этапа:
- разработка системы вознаграждения учителей за работу по созданию системы предрофильной подготовки и профильного обучения;
- консультирование учителей по проблемам разработки программ элективных курсов и оценки их качества;
- разработка программ элективных курсов;
- экспертиза и утверждение программ элективных курсов;
- анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору элективов;
- подготовка рекламных текстов по элективным курсам для учащихся и родителей;
- разработка проекта учебного плана школы.
3. Практический этап.
Задача этапа: организационное обеспечение предпрофильной подготовки.
Основные мероприятия этапа:
- разработка школьного расписания на учебный год с учетом введения предпрофильной подготовки;
- проведение ученических и родительских собраний и разъяснение целей и форм создания портфолио;
- организация обучения классных руководителей 9-х классов работе в условиях предпрофильной подготовки;
- обучение учащихся способам принятия решений о выборе индивидуального образовательного маршрута;
- организация психолого-педагогической диагностики и самодиагностики интересов учащихся 9-х классов;
- диагностика мотивации педагогических кадров к переходу на профильное обучение;
- подготовка педагогов к преподаванию элективных курсов;
- мониторинг предпрофильной подготовки в школе;
- изучение передового педагогического опыта по предпрофильной подготовке и профильному обучению, корректировка про¬екта по введению профильного обучения;
- обобщение собственного опыта работы по предпрофильной подготовке.
4. Оценочный этап. Основные мероприятия этапа:
- оценка качества предпрофильной подготовки в школе;
- заключительное анкетирование учащихся для определения выбранного профиля;
- заключительное анкетирование родителей школы для оценки уровня предпрофильной подготовки;
- разработка перехода школы на профильное обучение;
- комплектование профильных 10-х классов.
Важнейшая проблема реализации предпрофильной подготовки — разработка курсов по выбору, которые позволяют организовать пробу сил и сориентировать учащихся 9-х классов на определенный профиль обучения. Трудности заключаются в психологической неготовности педагогов к составлению программ таких курсов и организации учебного процесса в интерактивном режиме, в отсутствии соответствующего учебно-методического сопровождения курсов. Возможный путь решения этой проблемы — в использовании существующих апробированных программ и в широкомасштабном внедрении в повседневную педагогическую практику активных методов обучения, в организации учебного процесса в форме проектно-исследовательской работы учащихся.
Еще одно направление организации предпрофильной подготовки — введение новых моделей итоговой аттестации учащихся: выпускные экзамены и портфолио ученика. Контроль и оценка учебных достижений школьника в новых формах представляют для учителей известную трудность, следовательно, они должны стать объектами плановой работы районной и школьных методических структур.
При организации предпрофильной подготовки в образовательном учреждении следует учесть основные выводы анализа результатов экспериментальной работы по этому направлению: модель предпрофильной подготовки, предложенная Минобразованием России, показала высокую результативность; при формировании модели предпрофильной подготовки возможно использование часов школьного компонента БУП, образовательной области «Технология» и дополнительного образования. Занятия курсов по выбору лучше проводить в первой половине дня, выделяя для этого или полностью один день в
неделю, или включать в определенные дни в основное расписание курсы по выбору, сочетая их с уроками федеральной части учебного плана.
Включение в учебный план элективных курсов — действие для школы инновационное. Они становятся тем местом в образовательном пространстве школы, которое может позволить учителю попробовать работать не так, как обычно.
Педагог, ведущий курс по выбору, сталкивается с необходимостью осваивать современные образовательные технологии. Эти технологии будут распространяться и на обязательные для изучения предметы, что окажется весьма значимым для изменения в целом ситуации в школе.
В Научно-методическом центре разработаны и реализуются образовательные программы, помогающие освоить педагогическим работникам инновационные педагогические технологии для реализации задач профильного обучения.