Мединская М.М.,

заместитель директора НМЦ

Преемственность в образовании

На современном этапе педагогическая наука ставит перед системой образования сложные и ответственные задачи, связанные с обоснованием целей, содержания, средств и методов учебно-воспитательной деятельности.

НМЦ реализует комплексную программу научно-методического сопровождения образовательного процесса «Преемственность в образовании». Участвуют в реализации программы методисты научно-методического центра, педагоги подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений, председатели районных методических объединений, учителя образовательных учреждений, специалисты ППМС-центров Ломоносова и Петродворца.

Преемственность рассматривается как результат организованной, непрерывной и целенаправленной работы с использованием обоснованных форм, средств и методов, сокращающих адаптивный период на основных его этапах.

Соблюдение преемственности в обучении, воспитании и развитии принципиально значимо. Правило преемственности является одним из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единстве педагогического воздействия в воспитании. Одним из принципов любой системы, в том числе и преемственности, является связь между отдельными этапами.

Составляющие педагогической системы преемственности обучения адекватны основным компонентам процесса обучения:

-     преемственность в становлении личности ребенка (соответствует стимулирующе-мотивационному компоненту обучения);
-     преемственность в содержании обучения (соответствует содержательному компоненту процесса обучения);
-     преемственность в методах, формах и средствах обучения (соответствует процессуально-деятельностному компоненту процесса обучения).

 

Преемственность дошкольного и школьного обучения представляет собой педагогический поэтапный процесс, в ходе которого возникает и развивается единство компонентов преемственности.

Так принимая детей в 1 класс, учитель не начинает свою работу с «чистого листа», он ориентируется на какой-то опыт, приобретенный детьми в детском саду, в семье, в жизни. В то же время работа на каждом этапе строиться с перспективной направленностью на те требования, которые будут предъявлены детям в последующем периоде их жизни и деятельности.

Для установления таких взаимосвязей последующих этапов необходимо:

-     единство целей и задач учебно-воспитательного процесса, которые определяют направление, содержание и методы работы учителя с детьми на всех ступенях их развития;

-     общность понимания психо-физических возрастных особенностей и потенциальных возможностей детей разных возрастных групп;

-     общность понимания учителями младших и старших классов теории и практики своего учебного предмета. Важно понимание его внутренний логики, его основных понятий и их системы, видов и форм заданий, их последовательность и эффективность, которые обеспечивают всестороннее развитие учащихся.

Особенностью является то, что преемственность характеризуется не только взаимосвязью знаний в содержании и методах обучения, которые даны учителю в программах, учебниках, методических пособиях, но вместе с тем требует определенной системы работы всего педагогического коллектива школы, такой системы, которая обеспечила бы взаимосвязь учебной работы учителей на смежных годах обучения.

Преемственность осуществляется от урока к уроку, т.е. в системе уроков, от одного учебного года обучения к другому, от одного учебного предмета к смежному с ним и т.д.

Принцип преемственности — системность и последовательность в обучении. Знания, умения навыки должны формироваться в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логи¬чески связывается с другими, последующие опираются на предыдущие, готовят к усвоению нового.

Немаловажное значение для осуществления преемственности имеет знание учителями младших классов программ и учебников 5-го класса, а учителями-предметниками соответствующих программ и

учебников начальной школы. Сегодня немаловажное значение имеет тот факт, что существует огромное количество учебных программ, учебно-методических комплексов. Очень часто программы, которые выбирают учителя начальных классов, не соответствуют программам, которые используются в среднем и старшем звене школы. Да что говорить, часто и между классами одной ступени обучения идет нестыковка УМК. Задача любого образовательного учреждения выбрать одну линию УМК — от первого до 11 классов.

Нельзя не согласиться с мнением, что без знания логики развития соответствующих умений, без выявления уровня их развития у учеников конкретного класса и соотнесения этих требований с требованиями программы нельзя выработать оптимальную систему мер по дальнейшему формированию умений. Преемственность можно обеспечить лишь в том случае, если учитель хорошо представляет себе «вчера — сегодня — завтра» знаний, умений и навыков конкретных учеников конкретного класса.

Важное значение имеет единство и преемственность требований в начальной и основной школах. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо учитывать психологические особенности детей, вступивших в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, нужно анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности коррекции трудностей адаптации школьника

В рамках программы «Преемственность в образовании» методистами НМЦ ежегодно проводится исследование в форме тестирование учащихся по предметам.

Цели тестового исследования:

-    усвоение базовых знаний по предметам;

-     создание единой информационной базы результатов образовательного процесса каждого учащегося, класса, школ Петродворцового района.

Основная задача тестового исследования — непрерывное отслеживание состояния учебного процесса:

-     достигается ли цель образовательного процесса;

-     существует ли положительная динамика в развитии учащихся по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований:- соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучаемого.

Материалы, относящиеся к уровню подготовки отдельных учащихся по предметам, в рамках которых проводились исследования, сразу после обработки передаются непосредственно в школы, что позволяет учителям проводить обоснованную коррекцию процесса обучения, направленную на его индивидуализацию. Анализ результатов тестирования осуществляется по фиксированной схеме. Это позволяет определить действия преподавателя в отношении методики преподавания, уровня учебных программ и успешности учащегося в предметной области. Кроме оценки знаний учащихся и применяемых педагогических методик, данный анализ результатов способствует формированию у педагога способности к рефлексии собственной деятельности, что обеспечивается посредством единой для всех учителей системы анализа результатов тестирования. Все материалы исследований издаются в ежегодном информационно-аналитическом бюллетене НМЦ.

Рефлексивное обучение связано с созданием условий, обеспечивающих постоянный анализ, осмысление, корректировку самим учителем собственного практического опыта и обучение на этом этапе других. Одним из средств формирования способности к рефлексии собственной деятельности может быть система анализа результатов образовательной деятельности.

Каждый добросовестный учитель стремится помочь своим ученикам овладеть теми знаниями, умениями и навыками, которые заложены в государственный образовательный стандарт и которые будут необходимы в жизни. Обученность — это результат предшествующего обучения и условие успешности последующего обучения. Показателем обученное™ служит отметка учащегося, получаемая им при итоговой аттестации. Для полной реализации программы «Преемственность в образовании» весьма важен анализ и этих итоговых результатов. Диагностика обученности — значимая составляющая реализуемой программы.

Успех решения проблемы преемственности зависит от слаженности работы команды педагогов, заинтересованных в создании благополучной образовательной среды.

 

Вы здесь: Home Архив материалов Архив 2005 материал №1