Жарова Татьяна Ивановна,

учитель-логопед ГБС(К)ОУ С(К)ОШ (VІ вида) № 49

Петродворцового района Санкт-Петербурга

ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

[Скачать материал]

Проблемная ситуация:

Во-первых, учебников для школьников по логопедии не существует. Разработаны и выпущены разными авторами лицензионные рабочие тетради, но их содержание расходится с программой, по которой я работаю и не всегда интересны для работы.

Во-вторых, логопедические занятия являются для школьников дополнительной учебной нагрузкой. Поэтому учитель-логопед при организации своих занятий должен обязательно это учитывать и делать занятия яркими, интересными, познавательными. Логопед должен стараться, чтобы школьники ходили на занятия с желанием и с удовольствием. Только тогда можно получить хорошую положительную динамику в коррекционной - развивающей работе. 

Таким образом, в своей работе учитель-логопед должен активно использовать компьютерную грамотность, чтоб сделать свои уроки современными, яркими, интересными, полезными и запоминающимися.

Цели проекта:

  • Подготовить разнообразный дидактический материал для проведения логопедических занятий по теме: «Правописание парных согласных в корне слова» для учащихся начальных классов.
  • Повышение уровня компьютерной компетентности.
  • Задачи проекта:
  • Создать в программе Microsoft Office Power Point 2007 фильм-презентацию по теме: ««Комплекс упражнений для развития мелкой моторики» (музыкальное сопровождение - песня «Маленькая страна»).
  • Создать в программе Microsoft Office Excel 2007 тест по теме «Правописание парных согласных в корне слова» с использованием макроса.
  • Создать в программе Microsoft Office Excel 2007 кроссворд по теме «Правописание парных согласных в корне слова» с использованием макроса и гиперссылок.
  • Создать в программе Microsoft Office Power Point 2007 интерактивное пособие по теме: «Правописание парных согласных Т – Д в корне слова».
  • Создать в программе Microsoft Office Power Point 2007 интерактивное пособие по теме: «Правописание парных согласных в корне слова».
  • Создание в текстовом редакторе Microsoft Office Word 2007 индивидуальный раздаточный материал «Лесенка».

ВВЕДЕНИЕ

Из школьной программы известно, что для проверки парных согласных необходимо однокоренное проверочное слово изменить так, чтобы согласный слышался ясно. Ошибка в правописании парных согласных часто встречается в работах учеников.

У школьников формирование навыков правильного написания слов с парными глухими и звонкими согласными в корне опирается на умение различать эти согласные. Учащиеся должны знать, что перед гласным звуком и сонорным согласным парные согласные не оглушаются и не озвончаются, форма слова, как и корень в родственном слове, независимо от произношения пишется одинаково.

Работа по изучению парных согласных, умению различать глухие и звонкие звуки начинается в 1 классе, а со 2 класса школьники начинаются учиться правописанию парных согласных в середине и в конце слова. Этот подход обусловлен тем, что сущность проверки не зависит от того, где находятся парные звуки: в конце слова или в середине.

Для проверки парных согласных лучше написать слово, подчеркнуть парные согласные на конце и подобрать однокоренное проверочное слово. Наиболее распространенный способ - замена единственного числа на множественное («гриб - грибы», «сноп - снопы»).

Также проверить парные согласные можно, подобрав такое однокоренное проверочное слово, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный звук («медведь - медведица», «лев - львята»).

В случае, когда подбор однокоренного слова или постановка во множественную форму не дают результата, можно изменять слово по падежам. Так, слово «друг», во множественном числе звучит «друзья», однокоренные слова «дружба», «дружить» также не могут служить проверкой. Поэтому нужно просто просклонять слово по падежам: Р.п. – друга, Д.п. – другу и т.д.

Иногда для проверки парных согласных можно использовать чередование звуков («пичужка-пичуга», «скворечник-скворец»).

Грамотная письменная речь отражает уровень культуры человека. И задача учителя-логопеда, чтоб в работах детей не было не только дисграфических (специфических) ошибок, но и орфографических.

Разработки к проекту:

1. Презентация «Комплекс упражнений для развития мелкой моторики». Музыкальное сопровождение песня «Маленькая страна»

     

2. Презентация «Играем пальчиками - развиваем речь»

     

3. Буклет «Развиваем пальчики – развиваем речь»

4. Альбом по развитию зрительного анализа, синтеза изображений

4. Статья  Жаровой Т.И. «Использование приемов самомассажа в практике учителя-логопеда»

5. Кроссворд "Парные согласные в конце слова"

  

6. Интерактивное пособие

     

Вы здесь: Home публикации Методические разработки Правописание парных согласных в корне слова