Булатова Т. Г.,

методист ИМЦ Петродворцового района

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ: ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГОВ

Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.
/Плутарх/

Жизнь стремительно меняет людей, их ценности и позиции. Сегодня на первое место выходят такие качества, как инициативность, активность, мобильность, коммуникабельность, умение работать с информацией. От современного человека, а тем более от человека | будущего, требуется умение ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, использовать имеющиеся знания для решения жизненных проблемных ситуаций.

Все эти тенденции нашли своё воплощение в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, который введён в действие во всех образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, с 01.09.2011 года.

Перед Информационно-методическим центром района встала задача подготовки педагогических кадров, способных к развитию нового типа профессионализма учителя, направленного на изменение способа видения результатов своей работы — развитие способностей учащихся как высшего образца педагогической деятельности. В этом и состоит сложность, так как измениться самим и изменить свою профессиональную деятельность нужно уже сегодня.

Эффективность любой образовательной системы определяется качественными характеристиками учителя. Учитель-мастер, творец, профессионал использует свои «секреты» для управления классным I коллективом, для организации учебного процесса, для успешного обучения всех учащихся. Качество обучения — основной показатель высокой квалификации педагога. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет к результатам освоения основных образовательных программ требования, которые построены по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты [21 Чтобы прийти к этим результатам, необходимо: во-первых, изменить цели урока — от триединой цели к формулировке целей через деятельность учащихся, а далее к самостоятельной постановке целей; во-вторых, от традиционного урока перейти к многокомпонентному уроку, к современной организации процесса обучения.

Новые требования к результатам обучения, интерес к современным технологиям обучения определяют выбор технологий рефлексивного характера, позволяющих, «уча рефлексивно», научить рефлексии учеников, чтобы рефлексивные умения стали основой самообразования личности. Рефлексия — процесс осмысления, «поворот духа» после совершения познавательного акта «Я», благодаря чему становится возможным присвоение познанного [3]. Рефлексия способна актуализировать развитие индивидуального как в личности ученика, так и в личности учителя.

Технологии сегодня становятся инструментом реализации требований стандарта, получения результатов (предметных, метапредметных, личностных) освоения основной образовательной программы начальных классов, ведущим методом компетентностного обучения. Технологии, формирующие культуру мышлении, самостоятельность, т. е. формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексию в образовательном процессе, применяются учителями начальных классов района более десяти лет. Учителя Петергофской гимназии императора Александра II вышли на такую организацию учебного процесса, когда ученик сам выбирает тему, сам учится ставить цели и задачи работы над темой, сам планирует свою деятельность, сам проводит исследования, т. е. вышли на метод проектов, который способствует формированию умений действенно-практического характера и требует применения знаний и умений, полученных на уроках. Используя на уроках и во внеклассной деятельности метод проектов, они вышли на новую ступень оценки качества образования, где каждый ученик под руководством учителя или самостоятельно мог проанализировать и оценить свои образовательные достижения. Метод проектов — одна из технологий, которая «на первое место выдвигает не информированность ученика, а умение решать проблемы, ... речь идёт о проекте решения жизненно значимой проблемы. Отсюда и  название  метода,  обеспечивающего  формирование  компетентности, — проектный» (В. В. Сериков [5]).

Сегодня практически в каждом образовательном учреждении метод проектов используется учителями как средство формирования метапредметных умений. Мастер-классы, обучающие семинары, представление своего опыта работы способствуют распространению данного опыта среди учителей района, особенно среди молодых педагогов, которые готовы принять новые направления работы по стандартам. Учителя гимназии императора Александра II, гимназии № 426, школ № 411, 412, 529, 567 и другие делятся с учителями своим опытом работы не только в районе, но и на городских семинарах. Современные образовательные технологии: метод проектов, мастерские, технология портфолио, технология развития критического мышления построены на рефлексии, а значит, направлены на развитие творческого мышления, коммуникативных способностей и на развитие способности к самообразованию. Пример технологии портфолио, которую используют всё больше педагогов, помогает решать важные педагогические задачи, развивая активность и самостоятельность учеников. Основной смысл портфолио «показать всё, на что ты способен». Технология «портфолио, как метапредметная технология, I сочетает возможности важнейшей стратегии формирования интеллектуальных умений высокого уровня и современного метода оценки и даёт возможность диагностировать сформированность основных целей — способности к самообразованию» [1].

Чтобы оценить уровень сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, необходим инструментарий содержания и процедуры оценки. Как оценить способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства  I её осуществления... и т. д. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования даёт возможные измерительные материалы по процедуре и механизму оценки, что поможет учителю отслеживать достижения каждого ученика в дан¬ном направлении и класса в целом. Переход на новую форму оценивания образовательных достижений ученика, которая проявляется в разных способах отслеживания результатов обучения (критериально-уровневый, самооценка, технология портфолио), выводит учащихся на овладение общими алгоритмами решения теоретико-практических задач, на развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.

Главные результаты обучения и воспитания выпускника начальной школы являются показателями гармоничного развития личности, способной и готовой к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Достижение умения учиться означает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (преобразование материала, ориентирование в процессе деятельности, контроль и

оценка).

Задача Информационно-методического центра — обеспечить профессиональный рост педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений путём:

-  формирования коммуникативной компетентности учителя средствами социально-психологического тренинга;
-  информационно-методического сопровождения аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений как условия повышения профессиональной компетентности;
-  организации школы молодого учителя как условия оптимизации процесса вхождения в профессию;
-  публикации образцового передового педагогического опыта.

Литература

1. Муштавинская И. В. Современные образовательные технологии: новые возможности и метапредметные результаты //Сборник методической службы Кафедры начальной школы СПб АППО «Оценочная деятельность учителя в условиях введения ФГОС: диагностика и контроль учебных достижений младших» - 2011.
2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе // Сборник «Стандарты второго поколения». — Москва: «Просвещение». 2010.
3. Швецова В. М. Модель педагогического сопровождения учителя! в условиях введения ФГОС НОО // журнал «Методист», с. 11.1 №7.-2011.
4. Ермакова О. Е. Развитие индивидуального стиля инновационной I деятельности учителя начальных классов // журнал «Начальная! школа» № 1. — 2012.
5. ДубоваМ.В. Организация проектной деятельности младших! школьников // ОС «Школа 2100» — практическое пособие для! учителей начальных классов.