Бойцова Ю. Б., 

методист ИМЦ Петродворцового района

НОВЫЕ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020» [1] модернизация определена как обновление в системе образования в соответствии с требованиями современности. Основным идеологическим документом, определяющим облик будущей школы России, стала национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [2], образ новой шкоды Санкт-Петербурга представлен в стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020». Основными механизмами реализации стратегии стали мероприятия, проводимые в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» [3] и Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы [4].

Успешная реализация стратегии всецело зависит от готовности к изменениям управленческих и педагогических кадров. Поэтому одной из основных задач проекта является совершенствование системы повышения квалификации и профессиональная переподготовка руководителей и учителей общеобразовательных учреждений.

В 2012 году продолжается реализация новой модели повышения квалификации, в основу которой положен принцип «деньги за учителем». Бюджетные средства на повышение квалификации выделяются адресно, с учётом образовательных потребностей конкретного работника образования, а не учреждения повышения квалификации в целом. Создаются условия для существования конкурентного рынка образовательных программ повышения квалификации. Оптимально используются все ресурсы города для реализации программ повышения квалификации работников образования: региональных учреждения повышения квалификации, педагогические и классические университетов, другие образовательные учреждения и организации.

Положение о порядке организации планового повышения квалификации   педагогических  кадров   образовательных  учреждений утверждено Комитетом по образованию [5]. Отделом аттестации и повышения квалификации педагогических кадров Комитета по образованию разработано положение о Региональной экспертной комиссии, а также методические рекомендации [6] по расчёту стоимости образовательной услуги по плановому повышению квалификации работников образовательных учреждений.

Ежегодно Комитет по образованию формирует план-заказ на повышение квалификации, подготовку и переподготовку работников образовательных учреждений для образовательных учреждений, реализующих соответствующие образовательные программы, а также план-заказ на реализацию программ повышения квалификации, обучение по которым могут реализовывать образовательные учреждения и организации, не находящиеся в ведении Комитета по образованию.

Плановое повышение квалификации реализуется за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга, проводится по графику, утверждённому работодателем, не реже одного раза в 5 лет.

Организация планового повышения квалификации осуществляется по трём типовым моделям, отличающимся друг от друга формой финансирования и формирования контингента обучающихся. Первая модель осуществляется на основе государственных заданий Комитета по образованию обучающим образовательным учреждениям. Формирование контингента по этому типу модели осуществляется обучающими образовательными учреждениями, подведомственными Комитету по образованию, самостоятельно по образовательным программам в рамках плана-заказа Комитета по образованию.

Вторая модель повышения квалификации осуществляется по результатам размещения заказов на оказание услуг для государственных нужд — обучающая организация формирует контингент обучающихся целевым методом в соответствии с техническим заданием, являющимся частью договора на выполнение услуг по повышению квалификации работников.

Третья модель, ранее не реализовывавшаяся, должна в ближайшее время стать основной. Повышение квалификации по модели этого типа осуществляется по образовательным программам (образовательным модулям), включённым в реестр заказа Комитета по образованию, при координации оператора планового повышения квалификации.

Государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования разработаны требования к образовательным программам и их структуре для обучающих организаций. Ежегодно разрабатывается реестр заказа на учебный год, который после утверждения размещается на официальном сайте Комитета по образованию для ознакомления с реестром обучающих организаций — потенциальных исполнителей. Образовательные программы, предлагаемые на выбор, проходят экспертизу, которая осуществляется Экспертной комиссией [7], утверждённой Комитетом по образованию. Реестр заказа — это упорядоченный по направлениям перечень образовательных программ планового повышения квалификации, которые успешно прошли экспертизу и предлагаются на выбор работникам образовательных учреждений.

Также реестр заказа размещается на сайте Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования центра повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», который является оператором повышения квалификации. Региональный центр осуществляет консультирование обучающих организаций по вопросам, связанным с реестром заказа, принимает заявления организаций на экспертизу образовательных программ повышения квалификации и заявления работников на обучение по соответствующим образовательным программам. Оператор также формирует банк данных о количестве педагогических работников, нуждающихся в повышении квалификации, на основании их заявлений.

Финансирование программ повышения квалификации по третьей модели производится из средств бюджета Санкт-Петербурга. Объём финансирования определяет Комитет по образованию на основании сведений о количестве работников, нуждающихся в плановом повышении квалификации.

Работник образовательного учреждения направляется на повышение квалификации в связи с наступлением очередного срока повышения квалификации, по рекомендации аттестационной комиссии либо при включении работника в кадровый резерв или назначении на вышестоящую должность, а также по инициативе самого работника. 

Работодатель несёт ответственность за организацию своевременного повышения квалификации педагогических работников.

Работник образовательного учреждения выбирает или формирует индивидуальную образовательную программу самостоятельно либо при содействии оператора планового повышения квалификации. Индивидуальная программа повышения квалификации за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга не может составлять более 300 часов обучения в течение каждых пяти лет. Сверх установленной нормы педагог может обучаться за счёт собственных средств или средств образовательного учреждения. Обучение может проходить в очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме. Также работник образовательного учреждения имеет возможность выбирать место повышения своей квалификации.

Для прохождения обучения педагог должен ознакомиться с образовательными программами, включёнными в реестр заказа Комитета по образованию, а также перечнем образовательных учреждений, готовых обучать педагогических работников по соответствующим программам. Заявление, согласованное с руководителем образовательного учреждения, педагог направляет в обучающую организацию, где формируются группы обучающихся. Обучающая организация и образовательное учреждение заключают договор о плановом повышении квалификации педагогов. Если заявок в обучающую организацию поступает недостаточно для формирования группы, то работник имеет право изменить маршрут повышения квалификации и направить заявку в другую обучающую организацию.

В процессе повышения квалификации учителей требуется постоянное освоение нового содержания, новых форм и методов работы, определение новых путей обучения и воспитания школьников. Система повышения квалификации изменяется в связи с обновлением содержания образования и подходов к педагогической деятельности, I совершенствуется мастерство педагогов, появляются новые технологии обучения и воспитания. Профессионал не принимает в готовом виде ни идеи, ни технологии, он самостоятельно определяет своё отношение к ним и осознанно творит свою деятельность.

Литература и нормативные документы

1. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 4 февраля 2010 г., Пр-271.
3. Приоритетный национальный проект «Образование», 5 сентября 2005 года.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы»
5. Распоряжение Комитета по образованию от 29.12.2010 № 2245-р «О порядке организации планового повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений, непосредственно подчинённых Комитету по образованию и образовательных учреждений, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга»
6. Распоряжение Комитета по образованию от 18.04.2011 № 700-р «Об утверждении Методических рекомендаций по расчёту стоимости образовательной услуги по плановому повышению квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений, непосредственно подчинённых Комитету по образованию, и образовательных учреждений, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга».
7. Распоряжение Комитета по образованию от 25.03.2011 № 483-р «О Региональной экспертной комиссии Комитета по образованию».
8. Черных Л. А., Панова Е. Е., Яблоновская О. В. Программно-методическое сопровождение повышения квалификации учителей // Научно-методический журнал «Методист», 2011.