[Скачать]

Миргородская Ольга Борисовна,

учитель биологии
ГБОУ СОШ № 412 Петродворцового района Санкт-Петербурга

"Формирование культуры здоровья учащихся средствами инновационных технологий"

 

Ожидаемый результат  педагогического опыта работы:

  • повышенный уровень мотивации со стороны учащихся к здоровому образу жизни
  • формирование ценностного отношения к собственному здоровью и бережного отношения к здоровью окружающих людей
  • участие в различных конкурсах и умение побеждать
  • практическое владение языком и речью
  • умение применять знания в реальной жизненной ситуации
  • экологические и валеологические знания, позволяющие  органично и устойчиво вписаться в современные условия жизни
Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогических  технологий
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
 /В. Монахов/
Использование МРИТО при формировании культуры здоровья учащихся
 
  • Модульная система МРИТО
  • ОСП – Основные системные понятия. Вводное тестирование.
  • МЗ – Моделирование знаний. Индивидуальное задание.
  • НИТ – новые информационные технологии – тестирование.
  • ТЗ – разработка тестов для модуля (МЗ).
  • ОЭМ – опытная эксплуатация МРИТО.    Реализация разработанной темы в учебном плане.
  • КР – курсовая работа.
Здоровьесберегающий эффект технологии МРИТО
После урока, проведенного в режиме модульной технологии, среднеарифметическая ЧСС уменьшилась, что свидетельствует о том, что эмоциональное состояние учащихся было более спокойным в конце урока, чем в начале. В контрольном классе ЧСС осталась на прежнем уровне.
Работоспособность детей заметно снизилась после урока, проведенного в русле традиционного обучения. При этом этот же показатель не только не снизился после модульного обучения, но даже возрос.
Четко прослеживается разница между степенью концентрации.  В экспериментальном классе коэффициент концентрации несущественно, но возрос после урока, в то время как в контрольном классе он значительно снизился.
В экспериментальном классе качество обучения составило 88%, а в контрольном – 12%. При этом объем и сложность пройденного материала в экспериментальном классе были существенно выше, чем в контрольном.
Эффективность технологии МРИТО
  • экономия учебного времени
  • снижение общей учебной нагрузки за счёт интенсификации поурочной деятельности, необязательность домашнего задания
  • улучшение запоминания и понимания изучаемого материала на основе его логического структурирования
  • усиление деятельностной составляющей обучения, его индивидуализация 
  • возможность осуществления индивидуального личностного подхода к детям с особыми проблемами в состоянии здоровья, а также часто болеющим учащимся
  • создание условий здоровьесбережения на уроках через релаксационные и динамические паузы 
Интегративным показателем результата здоровьесберегающей деятельности школы  является культура здоровья
КЗ – ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, стремление не только сохранить природный потенциал, но и приумножить его за счет волевых качеств, направленных на созидание своего организма, гармонии с самим собой и окружающим миром, способности создавать душевное равновесие у себя и окружающих, способности воспринимать и создавать прекрасное вокруг себя. 
   
 
В образовательном учреждении СОШ № 412 созданы благоприятные условия для обучения и повышения  культуры  здоровья детей на уровне технологий, подходов к организации образовательного процесса, направленных на саморазвитие и формирование здорового образа жизни, накопление и сохранение здоровья посредством таких компонентов: 
  • образовательного процесса, который обеспечивает индивидуальный подход к особенностям каждого ученика путем дифференциации учебных нормативов в соответствии с уровнем его развития; 
  • введение в учебный план элективных курсов валеологической направленности «Модно быть здоровым» и «Её величество ДНК»;
  • проведение исследовательской метапредметной деятельности в рамках изучения возможностей и резервов человеческого организма;
  • регулярные информационные паузы на уроках биологии, пропагандирующие валеологические знания;
  • накопление мультимедийных продуктов для волонтерской работы с учащимися начальной школы;
  • разработка  информационных проектов, практически подтверждающих теоретические знания о культуре здоровья и экологии человека;
  • введения в учебный план дополнительного урока физкультуры и обязательного ежедневного динамического часа на свежем воздухе после третьего урока; на котором дети учатся созидать жизненную энергию, формировать культуру движения, взаимодействовать друг с другом; 
  • формирования мотивации физического самосовершенствования, накопления собственного здоровья через систему внешкольных и внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту, пропаганду спортивных достижений учащихся нашей школы, культивирование совершенствования физического развития; 
  • получения удовольствия и удовлетворения от процесса ведения здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом; 
  • самостоятельных тренировок любимым видом спорта; 
  • введение динамических пауз на уроках;
  • проведения подвижных игр на переменах; 
  • занятий в спортивных секциях в школе или учреждениях дополнительного образования; 
  • семейных занятий спортивными увлечениями ( походов, вылазок на лыжах, рыбалки, вечерних пробежек, семейных соревнований по теннису, подтягивания на перекладине и т.д.). 

   

Система  работы школы по формированию культуры здоровья, доказывает эффективность нашей опытно-экспериментальной работы.

«Индекс» здоровья с 2005 г. возрос на 22,5% и составил в 2009 г. 61,0%. И поскольку наша школа – образовательное учреждение, один из важнейших результатов ее деятельности – показатель качественной успеваемости, нарастание которого мы ежегодно наблюдаем. Так, если в 2005/2006 учебном году этот показатель был равен 42,5%, то в 2009/2010 учебном году он возрос до 55,2%.