- Подробности
- Просмотров: 2450
[Скачать]
Миргородская Ольга Борисовна,
учитель биологии
ГБОУ СОШ № 412 Петродворцового района Санкт-Петербурга
"Формирование культуры здоровья учащихся средствами инновационных технологий"
Ожидаемый результат педагогического опыта работы:
- повышенный уровень мотивации со стороны учащихся к здоровому образу жизни
- формирование ценностного отношения к собственному здоровью и бережного отношения к здоровью окружающих людей
- участие в различных конкурсах и умение побеждать
- практическое владение языком и речью
- умение применять знания в реальной жизненной ситуации
- экологические и валеологические знания, позволяющие органично и устойчиво вписаться в современные условия жизни
Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогических технологий
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
/В. Монахов/
Использование МРИТО при формировании культуры здоровья учащихся
- Модульная система МРИТО
- ОСП – Основные системные понятия. Вводное тестирование.
- МЗ – Моделирование знаний. Индивидуальное задание.
- НИТ – новые информационные технологии – тестирование.
- ТЗ – разработка тестов для модуля (МЗ).
- ОЭМ – опытная эксплуатация МРИТО. Реализация разработанной темы в учебном плане.
- КР – курсовая работа.
Здоровьесберегающий эффект технологии МРИТО
После урока, проведенного в режиме модульной технологии, среднеарифметическая ЧСС уменьшилась, что свидетельствует о том, что эмоциональное состояние учащихся было более спокойным в конце урока, чем в начале. В контрольном классе ЧСС осталась на прежнем уровне.
Работоспособность детей заметно снизилась после урока, проведенного в русле традиционного обучения. При этом этот же показатель не только не снизился после модульного обучения, но даже возрос.
Четко прослеживается разница между степенью концентрации. В экспериментальном классе коэффициент концентрации несущественно, но возрос после урока, в то время как в контрольном классе он значительно снизился.
В экспериментальном классе качество обучения составило 88%, а в контрольном – 12%. При этом объем и сложность пройденного материала в экспериментальном классе были существенно выше, чем в контрольном.
Эффективность технологии МРИТО
- экономия учебного времени
- снижение общей учебной нагрузки за счёт интенсификации поурочной деятельности, необязательность домашнего задания
- улучшение запоминания и понимания изучаемого материала на основе его логического структурирования
- усиление деятельностной составляющей обучения, его индивидуализация
- возможность осуществления индивидуального личностного подхода к детям с особыми проблемами в состоянии здоровья, а также часто болеющим учащимся
- создание условий здоровьесбережения на уроках через релаксационные и динамические паузы
Интегративным показателем результата здоровьесберегающей деятельности школы является культура здоровья
КЗ – ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, стремление не только сохранить природный потенциал, но и приумножить его за счет волевых качеств, направленных на созидание своего организма, гармонии с самим собой и окружающим миром, способности создавать душевное равновесие у себя и окружающих, способности воспринимать и создавать прекрасное вокруг себя.
В образовательном учреждении СОШ № 412 созданы благоприятные условия для обучения и повышения культуры здоровья детей на уровне технологий, подходов к организации образовательного процесса, направленных на саморазвитие и формирование здорового образа жизни, накопление и сохранение здоровья посредством таких компонентов:
- образовательного процесса, который обеспечивает индивидуальный подход к особенностям каждого ученика путем дифференциации учебных нормативов в соответствии с уровнем его развития;
- введение в учебный план элективных курсов валеологической направленности «Модно быть здоровым» и «Её величество ДНК»;
- проведение исследовательской метапредметной деятельности в рамках изучения возможностей и резервов человеческого организма;
- регулярные информационные паузы на уроках биологии, пропагандирующие валеологические знания;
- накопление мультимедийных продуктов для волонтерской работы с учащимися начальной школы;
- разработка информационных проектов, практически подтверждающих теоретические знания о культуре здоровья и экологии человека;
- введения в учебный план дополнительного урока физкультуры и обязательного ежедневного динамического часа на свежем воздухе после третьего урока; на котором дети учатся созидать жизненную энергию, формировать культуру движения, взаимодействовать друг с другом;
- формирования мотивации физического самосовершенствования, накопления собственного здоровья через систему внешкольных и внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту, пропаганду спортивных достижений учащихся нашей школы, культивирование совершенствования физического развития;
- получения удовольствия и удовлетворения от процесса ведения здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом;
- самостоятельных тренировок любимым видом спорта;
- введение динамических пауз на уроках;
- проведения подвижных игр на переменах;
- занятий в спортивных секциях в школе или учреждениях дополнительного образования;
- семейных занятий спортивными увлечениями ( походов, вылазок на лыжах, рыбалки, вечерних пробежек, семейных соревнований по теннису, подтягивания на перекладине и т.д.).
Система работы школы по формированию культуры здоровья, доказывает эффективность нашей опытно-экспериментальной работы.
«Индекс» здоровья с 2005 г. возрос на 22,5% и составил в 2009 г. 61,0%. И поскольку наша школа – образовательное учреждение, один из важнейших результатов ее деятельности – показатель качественной успеваемости, нарастание которого мы ежегодно наблюдаем. Так, если в 2005/2006 учебном году этот показатель был равен 42,5%, то в 2009/2010 учебном году он возрос до 55,2%.